Система отсчета или авторитет
^утренняя/внешняя; отнесение к себе/ отнесение к другим, Концепт. Нам присущи два фундаментальных способа оценки человека, ситуации, опыта или идеи. Мы можем оценивать их исходя из нашей собственной системы отсчета (внутренней спо-соб) или исходя из чего-то находящегося вне нас (внешний способ). Данная метапрограмма определяет, как мы позиционируем яяйа.локус суждения, то есть где находится основание нашего суждения, когда мы совершаем те или иные действия или выносим оценку, —т внутри или вне нас. Кого (или что) мы используем в качестве точки отсчета? Извлечение. «На что вы прежде всего направляете свое вни-г мание или ориентируетесь — на себя или на других (или нечто внешнее по отношению к вам)?», «На чем вы основываете свое мнение?» Идентификация 1. Отнесение к себе. Те, кто действует внутренне/интерналъ- 2. Отнесение к другим. Те, кто действует впешне/экстерналь- 128______________________________ Часть II. Метапрограмму связи и информации от других, чтобы определиться в своих знаниях, представлениях, желаниях, убеждениях, чувствах и ценностях; Язык. Один из лингвистических ключей, к которому стоит прислушаться, предполагает использование слова «вы» людьми с внешней ориентацией, когда они говорят о себе. Люди с внутренней ориентацией употребляют личное местоимение «я» более свободно. Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопроса: «Как вы определяете, что приняли верное решение, действовали правильно, хорошо выполнили работу или выбрали наиболее подходящий банк (автомобиль и т. д.)?», «Когда вам требуется принят! решение, как вы обычно это делаете?», «Какого рода информация вам нужна для принятия решений?» Посмотрите, скажет ли вам человек, что он принимает решение сам или что он получает информацию из какого-то внешнего источника. Вот превосходнй] дополнительный вопрос: «Вы черпаете все знания изнутри или кто-то должен вам подсказать?» Люди с внутренней ориентацией скажут: «Я просто знаю. Я чувствую это. Это кажется правильным». Люди с внешней ориентацй-ей ответят примерно так: «Мой шеф говорит мне. Я сверяюсь с цифрами...» Те, кто исходит из собственного внутреннего состояния, будут говорить о своих ценностях, убеждениях и представде^ ниях. Они будут излагать свое мнение уверенно и прямо. Те, кто исходит из какого-то внешнего источника, будут говорить об умиротворении и ублажении других. Подстройка. При подстройке и коммуникации с людьми, ориентирующимися на себя, подчеркните, что они обладают внутренним знанием. «Решение должны принять вы — оно принадлежит вам», «А как считаете вы?» Помогите человеку внести ясность в свои мысли. В случае внешней ориентации сделайте упор на то, что думают другие. Приведите статистику, факты и свидетельства значимых людей. «Большинство людей считают это изделие (эту услугу) очень полезным». Люди, которые ориентируются на себя, используют свою внутреннюю систему отсчета. Чтобы решить, например, какую им купить стереосистему, они идентифицируют при этом свои личные склонности. Те, кто ориентируется на других и использует внешнюю систему отсчета, беспокоятся о склонностях других людф и информации из других источников (СМИ, отзывы покупателей, реклама). Сложнее распознать паттерн людей, которые исполь- 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 129 зуют внутреннюю систему с внешней проверкой или внешнюю систему с внутренней проверкой. Эмоции. У тех, кто ориентируется на себя, также преобладает независимое мышление, и им не нужно мнение других людей в качестве подтверждения. Они доверяют собственным представлениям, ценностям, убеждениям, желаниям, вкусам и т. д. Соответственно, у них формируются эмоции независимости, автономии, уверенности, ясности, самомотивации, проактивности. Те, кто ориентируется на других, чувствуют себя менее уверенно и ищут подтверждения со стороны. Как правило, они ценят четкие указания, награды, обратную связь, признание ит. д. Кроме того, они охотнее действуют в качестве командного игрока, получая удовольствие от этой роли. Статистика.Люди с внутренней ориентацией часто становятся предпринимателями, лидерами и первооткрывателями. Они прокладывают новые пути. Руководство этими людьми, которым присуще саморегулирование, предполагает прозрачную коммуникацию в отношении целей, процедур или критериев, а затем предоставление им свободы действий. Они не любят плотной опеки В областях, где решающую роль играет внешний контроль, люди с внешней ориентацией оказываются в более благоприятных условиях ввиду их «программы» «идти вовне» для получения фактов и цифр. Руководить тем, кто использует внешнюю систему отсчета, намного легче. Такие люди обычно готовы и склонны получать обратную связь и информацию из внешнего источника. Но они также больше нуждаются в похвале, подтверждении и одобрении. Зрелость.Процесс созревания начинается с младенчества и детства, когда мы используем исключительно внешнюю систему отсчета — ориентируясь на наших родителей. Подрастая, мы все больше и больше развиваем внутреннюю систему отсчета, проникаясь Все большей уверенностью в своих мыслях, ценностях, убеждениях, навыках, вкусах и т. д. Большинство моделей личности рассматривают ментально и эмоционально здорового человека каквсе более склоняющегося к внутренней ориентации без потериспособности прибегать квнешней ориентации, когда этонеобходимо. Первичные контексты.Моделирование и идентификация с ранними моделями способствует либо разрешению, либо запретам.Ровни вознаграждения одного или другого стиля — отнесения к 130 Часть II. Mentani себе или к другим. Культурные нормы на Западе, как правило^; побуждают и обусловливают женщин практиковать внешнюю, ориентацию, а мужчин — внутреннюю. Мак-Коннелл приводит данные исследования региональных контекстов (сравнение севера США с югом), где указывается на преобладание интернализу* ющих людей над экстернализующими (McConnell, 1977, pp. 298-302). Самоанализ • Отнесение к другим/отнесение к себе (внешняя/внутренняя! • Сбалансированность внешней и внутренней ориентации • Внешняя ориентация, проверяемая внутренней • Внутренняя ориентация, проверяемая внешней Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: • В случае внешней ориентации: № IS* Тип эмоционального состояния Ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление Концепт.Мы можем обрабатывать данные одним из двух способов — ассоциированно или диссоциированно. При диссоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сохраняя некоторую «психологическую дистанцию» от эмоционального воздействия материала. При диссоциированной репрезентации мы скорее видим свой более молодой образ, чем смотрим на происходящее собственными глазами. Мы видим, слышим, обоняем и ощущаем репрезентации, как будто они находятся «вот там». Мы вышли из образа, чтобы можно было поразмышлять «о» происходящем. 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 13_1 При ассоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сполна переживая их эмоциональное воздействие. Когда мы создаем ассоциированную репрезентацию, мы видим то, что увидели бы, если бы «вошли» в кинофильм. И, соответственно, мы слышим то, что услышали бы, если бы действительно были на месте событий; мы обоняем, ощущаем на вкус и осязаем объекты как непосредственно присутствующие. «Входя» в картину, мы начинаем мыслить «в» происходящем. Извлечение. «Вспомните какую-нибудь рабочую ситуацию, которая некогда причинила вам беспокойство...*, «На ваш взгляд, какое переживание, связанное с работой, доставило вам наибольшее удовольствие или радость...?», «Когда вы принимаете решение, то опираетесь скорее на рассудок и логику, личные ценности или на что-то иное?» Идентификация и проявление эмоций. Наблюдая ключи глазного доступа, обратите внимание, осуществляет ли человек кинестетическую обработку (см. Приложение III). Если он получил доступ к кинестетической модальности и остается в ней, вы можете предположить, что он находится в ассоциированном состоянии. Если он получил доступ к кинестетическому осознанию, но не остается в нем, предположите диссоциацию. 1. Диссоциация. Чтобы идентифицировать диссоциацию, обра 2.Ассоциация. При ассоциированных репрезентациях мы бу 3. Выбранный баланс. Хотя всем нам присущи излюбленные 132______ Часть II. Метапрограмму стоянии, утратив ту гибкость сознания, которая позволяет ассоциироваться или не ассоциироваться по своему выбору. Подстройка и язык. Используйте язык ассоциации, если вы хотите подстроиться под кого-то, уже находящегося «там», и язык диссоциации в случае человека, психологически не проникшего^ ся переживанием. Примерно 50% населения США составляют люди, которые ориентируют себя преимущественно в одном состоянии: ассоциативной! и диссоциативном. Что касается тендерных данных, то среди женщин мышление или диссоциацию используют 45% в сравнении с 50% среди мужчин. Уровень объективности обусловлен использованием данного стиля, а зачастую и принятием третьей перцептивной позиции, или метапозиции. Мыслительный стиль диссоциации обусловливает теоретическую ориентацию, скептицизм, эмпиризм, привычку тестировать реальность, экспериментальный подход, развитие навыков в интеллектуальных сферах (лекции, исследования, наука, технология); человек ценит порядок, достижения, доминирование и надежность^ Эмоциональный стиль ассоциации обусловливает ориентацию на социальные отношения, духовность, заботу, присоединение и восприимчивость, когда ценностями являются внимание, эмпатия, понимание и поддержка. Когнитивное искажение в РЭТ. Когда мы переживаем сильный дистресс, боль, травму и расстройство и остаемся в этом состоянии, воспринимая его как хроническое, мы почти неизбежщ демонстрируем когнитивное искажение, которое Эллис (Ellis, 1976) обозначил ставшими популярными терминами когимаризация (awfulizing) и катастрофизация (catastrophizing). Мы используем эти не имеющие референтов слова (они не относятся ни к чему реальному или фактическому!) и тем самым усиливаем свою эмоциональную боль. При кошмаризации мы преувеличиваем негативный, нежелательный опыт. Мы можем также поддаваться искажению, называемому эмоционализацией. Эллис описывает его как переоценку значимости эмоций и настроения, когда предполагается, что, если мы чувствуем что-то, это должно «быть реальным». «Я чувствую себя противным жалким неудачником, следовательно, я противный жалкий неудачник». Эмоционализация приводит к виктимному образу мыслей и чувств (то есть мы начинаем мыслить и чувствовать, как жертва), к бессилию, импульсивности и реактивности, нетерпеливости. Глава. 4. «Эмоциональные* метапрограммы_________________ 133 Первичные контексты. Обусловлены главным образом моделированием, идентификацией, отрицанием моделей, количеством и уровнями травматических переживаний, навыками преодоления трудностей или отсутствием этих навыков, культурными нормами, разрешением или запретом одного из паттернов. На Западе женщинам намного чаще дают разрешение на проявление чувств и ассоциированную обработку информации, а мужчин чаще призывают к мышлению и диссоциированной сортировке. Самоанализ • Ассоциированный/диссоциированный (чувства/мышле Контексты • Негативные эмоции • Позитивные эмоции • Настоящее • Прошлое_Будущее • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:______ • Высокий/средний/ низкий • Ведущая метапрограмма: № 16. Тип соматической реакции Инертная/рефлексивная/активная (активность от низкой до высокой) Концепт. Некоторые люди обрабатывают информацию очень энергично, быстро и импульсивно — в активном стиле. Другие обращаются с информацией намного более тщательно, вдумчиво, медленно и т. д. — в рефлексивном стиле. Третьи, по-видимому, занимаются обработкой информации очень мало, или, по крайней мере, с большой неохотой — инертный стиль. Извлечение. «Когда вы попадаете в новую ситуацию, то, оценив ее, обычно действуете быстро или осуществляете детальный анализ всех последствий, прежде чем действовать?» Идентификация 1. Активные люди ориентируют себя как деятели. Они являйся инициаторами событий. Зачастую они сначала действуют, а 134_______________________________ ' Часть II. Метапрограмм затем думают! Будучи предпринимателями и деловыми людьми, 2. Рефлексивные люди предпочитают исследование и обдумЙ^ 3. Те, кто реагирует инертно, ни исследуют, ни действуют; они Подстройка и язык. Подстраивайтесь в своей коммуникаций под каждый стиль, апеллируя к ценностям того или иного чело* века. Первичные контексты. Включают в себя физиологические схемы и предрасположенность. Определенные психоактивные средства увеличивают обусловленность моторной коры к действию. Также влияют моделирование, идентификация и отрицание моделей. Дети, у которых схемы в целом настроены на ускоренное «проигрывание» когнитивного осознания, должны научиться замедлять этот процесс, «думать» и т. д. Травматический опыт, индуцирующий реакцию нападения/бегства (№ 13), может привод дить к реактивному стилю. Самоанализ • Активный/рефлексивный/инертный Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: *• nOn Л «Эмоциональные» метапрограммы 135 /ЯДОМ______________ ■— № 17. Убедительность или правдоподобие репрезентация принятияубеждения: убедительные образы, звуки, ощущения и/или наличие смысла Концепт. Обрабатывая информацию, мы учимся ценить различные качества и переживания. Это побуждает нас использовать различные стратегии убежденности в ценности, важности или значимости чего-то. Что конкретно побуждает нас признать событие правдоподобным? Некоторые люди поверят в какое-то явление и, следовательно, решат предпринять в отношении него какие-то действия, поскольку оно выглядит правильным ( V*), другим необходимо, чтобы оно звучало правильно (А1), третьи поверят, когда оно дает смысл (Ad), а еще кто-то — когда оно ощущается правильным (К+). Что заставляет вас поверить во что-то? Что вас убеждает? Извлечение. Задайте вопросы, которые предполагают принятие решения: «Почему вы выбрали тот автомобиль, который у вас сейчас?», «Что помогает вам определить, где вы будете отдыхать?», «Когда вы принимаете решение, где вам отдыхать, как вы мысленно приходите к нему?», «Вы видите, слышите его или у вас возникают чувства относительно него?», «Что дает вам знать, что вы правильно выбрали товар?» Идентификация. Рассмотрите все различные аспекты, которые составляют структуру убежденности в отношении важной покупки, например нового автомобиля. Как вы подходите к сбору информации вначале, чтобы принять решение? Какая информация вам необходима? Какие сенсорные системы вы используете, осмысляя ее? Сколько раз вам нужно обдумать информацию, прежде чем она покажется «правильной»? Здесь мы разграничиваем две подкатегории: убе^пелънаярепрезентация и убедительная Эе-■мопстрация. В данной метапрограмме важнейшую роль играют Два фактора: 1) какой модус осознания вы (или другой человек) используете (VAK или Ad) и 2) процесс перехода от мышления к чувству уверенности и убежденности. Сколько раз вам необходимо сделать этот переход, чтобы поверить во что-то? Язык. Обратите внимание на используемые сенсорные предикаты и параметры процесса — время, качество и повторение, о ко-торых упоминает человек. Люди, которые используют визуальные убеждающие факто-Ры, совершают действия потому, что их репрезентации выглядят правильными. Если визуальные качества кажутся убедительны- 136______________________________ Часть II. Метапрограмму ми, тогда они действуют. Соответственно, процессу их убеждения помогают визуальные пособия, диаграммы, иллюстрации и т. д. (Согласно оценкам, это от 50 до 75% населения США.) У людей, которые используют аудиальные убеждающие фак Людям, использующим аудиалъно-дигиталъный убеждающий* фактор, присуща яркая языковая репрезентация (или внутренняя речь), которая вызывает у них чувство, что тот или иной выбор является логическим, разумным и оправданным. Они любят данные, факты и доводы. Какие конкретные идеи, слова, ценности^ выражения и т. д. более всего способствуют их убеждению? В данном случае значимую роль играют книги, отчеты, памфлеты, рекомендательные письма и т. д. (По оценкам, 12-15%.) У людей, которые используют кинестетический убеждающий* фактор, имеется висцеральная репрезентация их выбора, и она вызывает тактильные или внутренние ощущения, воспринимаю*** щиеся как правильные. Здесь значимое влияние оказывает практический опыт. (По оценкам, 12-15%.) При коммуникации предъявляйте свою информацию в соответствующем сенсорном канале, используйте адекватные предикаты, чтобы «оживить» свои описания и присоединиться к убеж*? дающей стратегии человека. Процессуальный фактор. Затем идентифицируйте те факто-1 ры процесса, которые обеспечивают человеку качество правдопо-* добия. Спросите: «Часто ли человек должен демонстрировать вам компетентность, прежде чем вы будете убеждены?», «Сколько раз вам обычно необходимо посмотреть, послушать, прочитать или сделать что-то, прежде чем вы почувствуете себя убежденным в собственной компетентности в этом вопросе?» Возникает ли убеждающий фактор (или правдоподобие): 1) автоматически; 2) через некоторое количество раз (за сколько раз?); 3) за определенный период времени (сколько длится каждый период?); 4) непрерывно? 1. Автоматически. Люди с автоматическим убеждением отличаются доверчивостью; их не требуется долго убеждать, поскольку они исходят из правдоподобия, если не доказано иное. Так как 4. «Эмоциональные* метапрограммы__________________ 137 их «программа» такова, что они уже готовы поверить, они собирают некоторую информацию и мысленно дорисовывают остальное (!)• В данном случае проблема состоит в том, что иногда они начинают доверять в слишком большой степени и слишком поспешно. (По оценкам, это 8-10% населения.) В течение многих лет я (ББ) функционировал в автоматическом модусе. Однако в конце концов, после покупки слишком большого количества товаров, которые были мне не нужны, и подписки на слишком большое количество программ, я изменил свою метапрограмму на «количество раз». Опыт побуждает нас менять свои метапрограммы, не так ли? 2. Повторение. Многие люди начинают верить во что-то толь Вдумайтесь в пугающую мысль: значительное число людей могут поверить почти в любое сообщение, если оно повторено достаточное количество раз в убедительных репрезентациях! (По оценкам, около 50%.) 3. Период времени. Некоторым людям для убеждения требует 138_ Часть II. Метапрограммы А. Никогда (или почти никогда, последовательно никогда!}. Некоторые люди почти никогда не принимают что бы то ни было как правдоподобное. Будучи полной противоположностью тем, кто доверяет автоматически, такой человек почти всегда автоматически не верит. Он почти никогда никому не доверяет. Люди, относя-: щиеся к данной группе, практически никогда не чувствуют себя убежденными. Вам приходится доказывать им что-то каждый раз заново! Упоминание о прошлом случае не срабатывает в следую?» щий раз. Что за истории я (ББ) мог бы рассказать на эту тему ! Я же Первичные контексты. Те же, что и для № 3. Значительное влияние случаев доверия в детстве, а также случаев веры в эмоционально значимых людей. Этот процесс может быть подорван травматическим опытом, в результате чего человек выстроит сие» тему убеждений, состоящую в категорическом недоверии кому-либо. Самоанализ • Выглядит правильно/звучит правильно/ощущается правиль Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Процесс • Автоматический • Повторение • Период времени • Никогда (почти никогда) 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 139
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |