Методика обучения лексике и фразеологии
Методика лексики Задание 1. Внимательно прочитайте из моей программы по методике план изучения данного раздела. 2. Добавьте литературу в список литературы по разделу работы ученых и преподавателей русского языка и литературы, в том числе из журналов «Русский язык в школе» и «Русский язык».
Методика изучения лексики и фразеологии «Лексика и фразеология» как раздел школьного языкознания. Понятия семасиологии, лексикологии и лексикографии в школьной программе. Цели, задачи, принципы изучения данного раздела. Отбор лингвистических сведений по лексике и фразеологии. Содержание раздела. Методы и приемы изучения данного раздела: лексический разбор, диктант (творческий, игровой), наблюдение, видоизменение, конструирование и др. Лексикографическая литература. Школьные аспектные словари. Методика работы со словарями. Работа со словарями в Интернете. Формирование лексикографической компетенции школьников. Использование средств наглядности. Обучение лексике и фразеологии с компьютерной поддержкой. Связь лексики с другими разделами. Региональный компонент обучения лексике.
Литература 1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М., 1988. 2. Методика преподавания русского языка в школе. /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000. 3. Теория и практика обучения русскому языку. / Под ред Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005. 4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006. 5. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка» (7 – 8 классы). – М., 1998. 6. Девкин В.Д. Занимательная лексикология. – М., 1998. 7. Еремина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы: Учеб пособие. – СПб., 2002. 8. Зельманова Л.М. Заимствованные слова (диафильм). – М., 1976. 9. Зельманова Л.М. Фразеологические обороты (диафильм). – М., 1971. 10. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987. 11. Федотова Ю.Г. Дидактические материалы по лексике с компьютерной поддержкой. Пособие для учащихся 5 – 6 классов. – М., 2001. 12. Федотова Ю.Г., Зыбина Т.М. Лексический анализ слова в текстах различных семантических типов. Работа с использованием компьютера. //Русская словесность. – 2001. – № 8. 13. Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об ученых-лексикографах. //Русский язык в школе. – 1997. – № 6. 14. Шанский Н.М. В мире слов: Книга для учителя. – М., 2001. Школьные словари
1. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998. 2. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. 2 изд. – М., 1998. 3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. 3 изд. – М., 1996. 4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998. 5. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997. 6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 3 изд. – М., 1998. 7. Рогожкина Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII – XX вв.). – М., 1996. 8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997. 9. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. – М., 1987 10. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997. 11. Шанский Н.М., Филиппов А.В., Соловьева В.С. Учебный словарь античных имен в русской поэзии. – М., 1991. 12. Школьный словарь иностранных слов. / Под ред. В.В. Иванова. – 4 изд. – М., 1999. 13. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост. М.В. Панов. – М., 1984. 14.Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. – М., 2001. 15. Комплексный словарь русского языка: около 40 000 слов 1500 фразеологических оборотов /А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонов, С.а. Тихонов и др. – М.. 2005. 16. Лемов А.В. Школьный лингвистический словарь: Термины. Понятия. Комментарии. – М., 2006. 17.Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Задание 2. Прочитайте краткий конспект лекции по данному разделу проф. Т.М. Воителевой. Какие слайды по ходу лекции были предложены Т.М. Воителевой, на Ваш взгляд?
Методика обучения лексике и фразеологии Основные вопросы 1. Цели и задачи обучения лексике и фразеологии. 2. Содержание обучения. 3. Принципы и методы обучения лексике и фразеологии. 4. Методы обучения лексике и фразеологии 5. Работа над изобразительно-выразительными возможностями слова. 1. Цели обучения лексике и фразеологии: – дать общее представление о лексической системе русского языка; – научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц в речи; – познакомить учащихся с различными способами пополнения словарного запаса; – сформировать умения использовать лексические единицы в соответствии с лексическим значением и коммуникативной целесообразностью. Задачи изучения лексики и фразеологии: – познакомить учащихся с основной единицей лексического уровня – словом; – расширить словарный запас учащихся; – научить школьников пользоваться толковым и другими словарями русского языка; – пополнить знания учащихся о языке. 2. Раздел «Лексика и фразеология» изучается по ступенчатому принципу в пятых – шестых классах.[1] В пятом классе изучаются понятия, связанные с лексическим значением слова, в шестом классе рассматриваются вопросы происхождения и употребления слова, а также понятия фразеологии. По программе В.В. Бабайцевой и М.М. Разумовской основные теоретические сведения по лексике и фразеологии представлены в 5 классе, а формирование и совершенствование лексических умений проходит на протяжении усвоения всех разделов языка. Основной единицей лексики являетсяслово. Это единица языка, представляющая собой комплекс звуков и служащая для обозначения предметов, явлений, признаков, состояний и т.д. Слово обладает номинативной функцией; рассматривается в единстве лексического (соотношение слова с понятием, реалией) и грамматического (принадлежность к определенной части речи, связь с другими словами) значений. В школе изучается 3 группы понятий: понятия, связанные с семантикой слова; понятия, связанные с происхождением слова, и понятия, связанные с употреблением слова. В 5 классе школьники получают сведения о лексике как системе. Слова, взаимодействуя в языке, вступают друг с другом в различные отношения (парадигматические, синтагматические, ассоциативные). С этих позиций проходит усвоение основной лексической единицы – слова: изучаются синонимы и антонимы, омонимы и многозначные слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Наиболее общим понятием на этом этапе для учащихся является понятие лексического значения слова, для которого в методике используются термины «толкование значения», или «семантизация» слова. Лексическое значение слова усваивается разными способами: с помощью подбора синонимов, антонимов, выделения родового (видового) понятия, соотношения слова с предметом (наглядный способ), введения слова в контекст, использования толкового словаря. В 6 классе к разделу «Лексика» прибавляются сведения о фразеологии. На этом этапе у школьников формируется представление о фразеологическом обороте, его признаках, стилистической принадлежности, учатся использовать фразеологизмы в речи. Обучение лексике прежде всего связано с обогащением словарного запаса учащихся. «Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками».[2] Большое внимание в процессе изучения лексики и фразеологии уделяется работе с толковым словарем русского языка, словарем синонимов, антонимов и др. В процессе обучения лексике и фразеологии актуальной является работа по формированию норм русского литературного языка, т.е. «систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов».[3] При обучении лексике учителю следует помнить и о понятии «лексическая ошибка». Лексические ошибки – это ошибки, связанные с непониманием лексического значения слова: неточность в выборе слова, неумение пользоваться синонимами, неразличение слов-паронимов и др. Примеры (СЛАЙД) Умения, формируемые в процессе обучения лексике и фразеологии: – определять лексическое значение слов по толковому словарю; – использовать слова в соответствии с лексическим значением; – находить слова с переносным значением и определять их роль в тексте; – подбирать к слову синонимы и антонимы и пользоваться ими в речи; – находить в тексте слова ограниченного употребления; – пользоваться толковым словарем русского языка, словарем синонимов, словарем антонимов и др.; – находить в тексте средства выразительности (эпитеты, метафору, олицетворение и др.); – использовать в собственной речи выразительные средства языка; – отличать фразеологические единицы от свободного сочетания слов; – использовать фразеологические единицы в собственной речи.
3. Принципы обучения лексике и фразеологии:[4] – экстралингвистический принцип, основой которого является соотношение слов и реалий, т.е. связь значения слова с понятием, явлением действительности; – лексико-грамматический принцип лежит в основе сопоставления лексического и грамматического значений слова; – семантический принцип диктует необходимость рассматривать слово, учитывая его связь с другими словами, его парадигматические и синтагматические связи, функционирование в речи; – диахронический принцип, реализация которого предусматривает анализировать слова с точки зрения исторических изменений в языке и обществе. Методы обучения 1. Лексический анализ слова. Пример (СЛАЙД) 2. Наблюдение а) определение лексического значения слова (Работа с толковым словарем). б) выявление лексических значений родственных однокоренных слов в тексте. в) подбор синонимов, антонимов к слову (работа со словарями синонимов и антонимов).
[1] Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. .Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Дрофа, 2001. [2] Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2000. – С. 8. [3] Там же. [4] Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – М., 1978. С.79-80.
д) выявление сферы употребления слова, фразеологического оборота. 3. Реконструирование(исправление недочетов в использовании многозначных слов, омонимов, паронимов) 4. Работа над изобразительно-выразительными возможностями слова(нахождение в тексте эпитетов, метафор, сравнений и т.д.). Пример (СЛАЙД)
Задание 3. Известно, что одной из важнейших компетенций преподавателя русского языка является компетенция, связанная с умением редактировать тексты. Прочитайте внимательно отрывок из книги Л.П. Федоренко «Анализ теории и практики методики обучения русскому языку» (Курск, 1994). Найдите и исправьте пропущенные (допущенные?) корректором ошибки.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |