Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассмотрим модели духовных ценностей более подробно



2015-12-07 305 Обсуждений (0)
Рассмотрим модели духовных ценностей более подробно 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие семьи в России

В России на каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведениям. С возникновение христианской модели семьи (12 -14 в.в.) основной нормой семейно-брачных отношений на Руси явилась моногамная семья, фундаментом которой был христианский брак. Одной из основных характеристик традиционной патриархальной семьи являлось единство брачного и репродуктивного поведения. В 15-16 веках регулирование семейных отношений стало основываться на нормах, фундаментом которых явились нормы обычного права. Позже в 18 и к середине 19 века в России начала преобладать малая индивидуальная семья, что послужило

 

 

предпосылкой «Христианизации структуры русской семьи» (В. Н. Дружинин). Христианизация отношений повлекла за собой преодоление забитости младшего поколения семьи, что предполагало участие детей в хозяйственной деятельности, равноправие мужа и жены в семье.

Традиционная русская религиозная философия сформировалась в России в 19 веке. В русле религиозной философии развивалось своеобразное направление "теология пола", или философия любви, к которому относятся разные по взглядам философы. Тема любви, семейных ценностей развивается в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, Л. Толстого, Н. Бердяева, В. Розанова и др. Философы отмечали, что русский Эрос был тесно связан с традициями западноевропейской философии. В тоже время, русские мыслители начала века развивали гуманистическую традицию в понимании природы любви. Прежде всего, анализировался нравственный контекст взаимоотношений между мужчиной и женщиной в браке, родителями и детьми. Семья ассоциировалась с высшей нравственной ценностью, сферой реализации любви, продолжением рода, уважением к женщине. Русская мысль всегда отличалась установлением сочетания устойчивости семьи как прочной опоры государственной жизни с развитием творческих потенций семейного быта.

В современных российских условиях, характеризующихся конфликтом между потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья, особенно остро поднимаются проблемы семьи на уровне государства и общества; требуют решения демографические проблемы и проблемы воспитания достойных граждан своего Отечества, выявления этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений. В таком контексте проблемы семьи по - прежнему являются предметом социально-философского исследования.

Рассмотрим модели духовных ценностей более подробно.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых - нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизнью общества. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если

 

 

здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера-это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае исследователи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Многие исследователи выделяют два типа климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый климат.

Исходной основой благоприятного климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как общность идейно- нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, принципиальность, ответственность.

В семье с благоприятным климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту.

Важный показатель благоприятного климата семьи – стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.

Неблагоприятный климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный

 

контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место.

В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких, дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В результате это способствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться. Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу, добрые слова. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность.

Чем больше семья, тем сложнее распределение домашних обязанностей.

Законом семейной жизни является равномерное распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. Это параллельно является важным моментом в воспитании детей. Подрастая, дети берут на себя всё более сложные и ответственные обязанности по ведению домашнего хозяйства. В результате они реально помогают родителям, своей семье и вырабатывают у себя полезные привычки. Таким образом, бытовая атмосфера в семье формируется постепенно. Труд в семье

обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантируя

материальное благополучие. Работа по дому воспринимается как нечто

 

 

неприятное, навязанное, но она очень важна и составляет основную часть семейных дел. Людям, на плечи которых ложится ее выполнять следует уделять особое внимание.

Бытовой труд выступает как средство проявления внимания друг к другу, заботливости, взаимного уважения. В этом выражается нравственный смысл домашнего труда, бытовых обязанностей. Трудолюбие предполагает определённую культуру труда. Работа по домашнему хозяйству весьма разнообразна, и здесь важны чуткое отношение, взаимопомощь, умение тактично поддержать друг друга.

Чем справедливее организовано в семье распределение обязанностей, чем более творчески относятся члены семьи к своим обязанностям, тем больше перспектив у судьбы брака. Хозяйственные стороны быта приобретают окраску высокой педагогики и истинного воспитания чувств. К этому следует относиться со всей серьёзностью ввиду того, чтобы не утратить способность нежно и преданно заботиться о других. Это качество взращивается в семье.

В конце своей работы я бы хотела предоставить итоги диагностики, которая была проведена мной в 10 классе нашей школы. Респондентам было задано 5 вопрос, на которые нужно было ответить. Проведенная диагностика дала следующие результаты:

На вопрос «Что для вас значит семья?» 30 % респондентов ответили, что для них это самое ценное, что есть у человека, круг близких его людей, а так же это любовь.

На вопрос «Какие традиции есть в вашей семье? Всего 1% респондентов рассказали о традициях в семье, остальные респонденты ответили отрицательно.

«Распределяются ли обязанности между членами семьи?» 41% респондентов ответили положительно, 22% отрицательно, 37% ответило, что четких распределений обязанностей нет.

«Каким образом происходит общение в семье?» 52% респондентов проводят с семьёй достаточное количество времени, созваниваются в течение дня, видятся за приёмами пищи, а так же ходят в театры, кино музеи.

 

 

На вопрос «Часто ли вы проводите отдых всей семьей?» 19% респондентов ответило, что отдых всей семьёй проводят довольно часто, 20% ответили, что общаются очень редко, остальные участники анкетирования не дали ответа на данный вопрос.

Таким образом, можно сделать вывод: для 30% респондентов семья является главной ценностью в жизни, для остальных 70 % опрошенных главной ценностью являются деньги, хорошая работа, любовь и т.д. Распределение обязанностей нет только в семьях 22 % опрошенных. 52 % семей нашего класса общаются между собой за приемом пищи, созваниваются в течение дня. И только в 1 % семей существуют свои традиции, традиции по которым живет семья, которые передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день, на основе данных опроса, можно сделать вывод, что проблемы современной семьи заключаются в том, что утрачены традиции семьи, из-за занятости родителей на работе семьи мало времени проводят вместе свой досуг.

Я считаю, что семья это плод любви, уважения и взаимопонимания, это всё основывается на уважение и любви друг к другу. Семья, в моём понимание, это очаг, который каждый должен поддерживаться от тепла членов семьи, этот очаг должен жить в сердцах каждого из семьи, тогда какие бы не случались конфликты и ссоры, семья будет крепкая и дружная, благодаря своей сплоченности и любви, которую они творят сами.

 

Литература

 

1. Афанасьева Т.М. “Семья”. М, 1988.

2. БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986

3. Бердяев Н.А.. “Философия свободы”. М, 1990

4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,1988

5. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.- Спб.,1999

6.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,1998

7.Голод С.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты.- Л.1984.

8. Гребенников И.В. “Основы семейной жизни”. М, 1991.

9.Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.- М.,1991

10.Зацепин В.И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы.- Киев,1991

11.Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне.- М., 1998

12.Кравченко А.И. Социология: учебное пособие.- М.,2002

13. Коломинский Я.Л.. “Человек: психология”. М, 1980.

14. Кон И.С.. "В поисках себя". М, 1989.

“Человек и его ценности”. М, 1988.

15. Леви В.Л. “Искусство быть собой”. М, 1974.

16. Леонтьев А.Н. “Деятельность. Сознание. Личность”. М, 1977.

17. Макаренко А.С. Сочинения. М, 1957.

18. Основные концепции социологии семьи второй половины XIX -

начала XX веков Ревенко Н.В. (кафедра гуманитарных дисциплин, МГТУ)

 

 



2015-12-07 305 Обсуждений (0)
Рассмотрим модели духовных ценностей более подробно 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рассмотрим модели духовных ценностей более подробно

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)