Индивидуальная социально-диагностическая карта инвалида
В соответствии с результатами применения методов социальной диагностики специалист по социальной работе заполняет индивидуальную социально-диагностическую карту инвалида: каждому показателю социальных умений и навыков инвалида соответствует уровень их сформированности: высокий (В), средний (С), низкий (Н). После заполнения карты можно наглядно увидеть, какой уровень социальных умений и навыков преобладает у инвалида, какие формы и методы социальной работы можно использовать для достижения позитивных изменений в социальном статусе клиента. Через две недели работы с инвалидом социальная диагностика повторяется, и вновь проводится анализ полученных результатов по вышеперечисленным критериям и показателям. Специалист по социальной работе определяет результаты социальной работы с клиентом за две недели пребывания в учреждении социального обслуживания населения, определяет достигнутый им уровень социальных умений и навыков. Выявление социальных умений и навыков инвалида, определение их уровня сформированности осуществляется с помощью методов социальной диагностики: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, обследования жилищно-бытовых условий, анализа документов. Наблюдение, как метод социальной диагностики, предполагает ознакомление с проблемами инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. По признаку времени различают эпизодическое, систематическое, клиническое наблюдение. Эпизодическое наблюдение может быть единовременным. Систематическое наблюдение предполагает длительное ознакомление с проблемами инвалида в естественных, привычных для него условиях жизни. Клиническое наблюдение – длительное изучение жизни инвалида в процессе выполнения им какой-либо деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.д.) специалист по социальной работе проводит с помощью клинического наблюдения. Он ведет дневник, где указывает дату, время, место проведения наблюдения и основные факты, позволяющие сделать предположение об имеющихся у инвалида социальных умениях и навыках. Применяя метод наблюдения, специалист по социальной работе может определить отношение инвалида к конкретному виду деятельности. Для получения представления, например, о включенности инвалида в общественно-полезную деятельность он обращает внимание на следующие обстоятельства: - гражданин с ограниченными возможностями сам активно включается в различные виды общественно-полезной деятельности, проявляет инициативу в ее организации и ответственность (отмечаем, как он осуществляет деятельность, что он делает); - выполняет общественно-полезную деятельность с помощью другого (к кому чаще всего обращается за помощью); - уклоняется от различных видов общественно-полезной деятельности. Наблюдение позволяет выявить, как формируются отношения инвалида с окружающими: по поводу чего он вступает в отношения с людьми, в каких формах выражает сочувствие, внимание, радость, как оказывает или не оказывает помощь другому, как сам принимает помощь, как складываются у него взаимоотношения с оппонентом после ссоры. С помощью наблюдения можно диагностировать также интересы инвалида. Результаты наблюдения заносятся в дневник. Периодичность записей зависит от сложности трудной жизненной ситуации инвалида. Важно, чтобы факты грамотно и своевременно фиксировались и обрабатывались специалистом по социальной работе. Это поможет полученную информацию подвергнуть анализу, уточнить гипотезу возникновения проблемы клиента. Важное значение для эффективной социальной диагностики имеет метод обследования жилищно-бытовых условий места жительства инвалида. Он используется специалистом во время социального патронажа. Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом разработанных нормативов. 1. Квартира должна соответствовать гигиеническим и социально-бытовым потребностям семьи инвалида, иметь необходимый набор помещений, размеры которых отвечают гигиеническим нормам. Минимальной нормой жилой площади на одного человека считается 9 м². Такая площадь при высоте помещений 2,5-3,2 м обеспечивает необходимый объем воздуха в квартире, предоставляет возможность разместить мебель и предметы быта. 2. Квартира должна иметь санитарно-техническое оборудование, хорошее освещение и соответствующий гигиеническим требованиям микроклимат. В жилой квартире должны быть созданы условия для звукоизоляции. Излишний шум в помещении вызывает плохое самочувствие, раздражительность. 3. В квартире должны быть созданы условия жизни, отвечающие возрастным особенностям инвалида, способствующие восстановлению творческих сил, укреплению здоровья. Инвалид, у которого частично или полностью утрачена способность к самообслуживанию, должен иметь отдельную комнату или просторную, светлую часть помещения. Мебель необходимо расставить так, чтобы середина комнаты была свободной. Возле кровати на расстоянии вытянутой руки необходимо поставить столик или тумбочку с предметами первой необходимости. Желательно, чтобы здесь же стоял телефон. 4. Необходимо поддерживать в норме температуру и влажность воздуха. Комфортный уровень температуры в комнате + 22°С, зимой + 18 …+ 20 °С. Во время обследования специалист по социальной работе наблюдает за инвалидом в домашних условиях, изучает его быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, узнает о самочувствии клиента (сон, периодичность посещения общеобразовательного учреждения, эмоциональное состояние, особенности общения). Во время посещения семьи специалист по социальной работе отмечает, имеется ли у инвалида спальное место, места для отдыха и выполнения учебной, трудовой деятельности. Широко используется в социальной диагностике для изучения мнения инвалида, установления фактов относительно причин его трудной жизненной ситуации метод интервью. Очень важно, чтобы интервью должно быть стандартизированным: специалист заранее разрабатывает его сценарий, продумывает и формулирует вопросы и т.д. Для получения информации о трудной жизненной ситуации инвалида используется и такой метод социальной диагностики как анкетирование. Анкета начинается с введения, в котором должны присутствовать следующие элементы: обращение к участнику исследования, информация об организации, проводящей исследование, контактный телефон, цель проведения анкетирования, объяснение, как будут использоваться результаты, инструкция по заполнению опросного листа. Важно, чтоб в основной части анкеты вопросы располагались в следующем порядке: от начала до середины опросного листа – от простых вопросов к сложным; от середины к концу опросного листа – от сложных к простым. Сложными для инвалида считаются открытые вопросы, имеющие несколько вариантов ответов (до 10). Демографическую часть, содержащую сведения о гражданине с ограниченными возможностями, заполняющем анкету, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Текст заканчивается выражением благодарности участнику исследования за сотрудничество. Формулировка открытого вопроса не предполагает вариантов ответов. Клиент отвечает на него в произвольной форме. Например: «Какая Вам требуется помощь?». При формулировании закрытого вопроса нужно предложить различные варианты ответов, причем выбор одного из них может быть альтернативным (клиент выбирает только один вариант либо несколько по своему желанию). В данном случае для клиента разрабатываются пояснения о выборе только одного или нескольких вариантов ответа. Ценную информацию, раскрывающую причины возникновения трудной жизненной ситуации, специалист по социальной работе может получить методом анализа документов. Изучая носитель информации, характеризующий жизнедеятельность человека, специалист по социальной работе выбирает для себя основные моменты, раскрывающую проблему инвалида, далее он интерпретирует ее и использует для постановки гипотезы, а впоследствии социального диагноза. При отборе документов специалист проверяет их адекватность (насколько документ соответствует предмету исследования); достоверность, подлинность документа (выяснение истории его появления, авторства, намерений составителя, обстановки составления). При изучении документа необходимо обращать внимание на дату его составления: первичный надежнее вторичного, официальный вернее неофициального, личный – безличного. К документам можно отнести источники, характеризующие социально-правовой и экономический статус клиента: паспорт, свидетельства о браке, рождении ребенка, справки о составе семьи, ее доходах, характеристика на клиента. Таким образом, технология социальной диагностики способствует выявлению причин возникновения проблемы инвалида, его ресурсов и потенциальных возможностей. Социальный диагноз, как результат реализации социально-диагностических методов, отражает индивидуальные особенности гражданина с ограниченными возможностями, включает рекомендации к выбору мероприятий по его социальной реабилитации. Источником, определяющим выбор технологий социальной работы с инвалидом, является его индивидуальная программа реабилитации. Она представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4087)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |