Правила составления уравнения реакции горения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ»
Кафедра химии, теории горения и взрыва Т.А Мочалова, Д.В. Батов, А.В. Петров Теория горения и взрыва Задания и методические указания по выполнению Расчетно-графической работы
Иваново
УДК 536+54.01+544.4+547 Мочалова Т.А, Батов Д.В., Петров А.В. Теория горения и взрыва. Задания и методические рекомендации по выполнению расчетно-графической работы. Учебное пособие. Иваново: ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2012.- 38 с.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности 280705 Пожарная безопасность и направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность. Учебное пособие охватывает основные темы дисциплины «Теория горения и взрыва» и рассчитано на более глубокое ее усвоение. Пособие содержит варианты контрольных заданий и методические рекомендации по выполнению расчетно-графической работы по дисциплине «Теория горения и взрыва».
Печатается по решению Редакционно-издательского совета института
Рассмотрено и рекомендовано к публикации кафедрой химии, теории горения и взрыва, протокол № 7 от 22 декабря 2011 года.
Рецензенты: Ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт химии растворов им. Г.А.Крестова РАН доктор химических наук П.Р.Смирнов
Старший преподаватель кафедры физики и теплотехники Ивановского института ГПС МЧС России кандидат химических наук О.Е.Сторонкина
© Ивановский институт ГПС МЧС России, 2012 содержание
Список используемых сокращений КПР – концентрационные пределы распространения пламени НКПР – нижний концентрационный предел распространения пламени ВКПР - верхний концентрационный предел распространения пламени ТПР – температурные пределы распространения пламени ПГ – продукты горения ГВ – горючее вещество ТНТ - тринитротолуол Введение В результате изучения дисциплины «Теория горения и взрыва» у обучающихся формируется теоретический фундамент для глубокого осмысления всей системы показателей пожарной опасности веществ и материалов как совокупности предельных условий и параметров возникновения и прекращения горения. Овладение методами расчета показателей пожарной опасности веществ необходимо, прежде всего, для будущей практической деятельности: для решения вопросов обеспечения безопасности технологических процессов, зданий и сооружений, а также обеспечения пожарной безопасности людей во время пожаров. Использование знаний о механизмах протекания горения дает возможность управлять горением на пожаре, организовывать профилактические меры против возникновения самовоспламенения, самовозгорания, воспламенения, меры по снижению интенсивности горения на пожаре, его локализации и тушению.
1. Общие указания по выполнению расчетно-графической работы
В соответствие с учебным планом обучающиеся по дисциплине «Теория горения и взрыва» обязаны выполнить расчетно-графическую работу. Расчетно-графическая работа выполняется по индивидуальному заданию. Вариант задания выбирается по двум последним цифрам номера зачётной книжки (Приложение 1). При необходимости преподаватель имеет право изменить вариант расчетно-графической работы обучающегося. Расчетно-графические работы могут быть оформлены как в ученических тетрадях в объеме не более 18 листов рукописного текста, так и на листах формата А-4, в объеме не более 15 листов, компьютерным набором, ориентация книжная. При выполнении расчетно-графической работы в ученической тетради с полями, содержащей не менее 18 листов, на титульном листе тетради должны быть указаны звание, фамилия, имя, отчество, номер зачётной книжки и номер учебной группы обучающегося. Работа выполняется аккуратно, разборчивым почерком через строчку, графики вычерчиваются при помощи линейки и карандаша. В задании должны быть представлены номер и полный текст задачи. При выполнении расчетно-графической работы на компьютере необходимо учитывать следующие требования: - ориентация страниц – книжная; - на титульном листе указывается министерство, название кафедры, фамилия, инициалы обучающегося, номер учебной группы, номер варианта, должность, фамилия, инициалы преподавателя (приложение 3); - поля: верхнее – 1 см, левое – 2 см, нижнее – 1 см, правое – 1 см; - интервал между строками- одинарный; - красная строка 1,5 см от левой границы текста; - нумерация по центру листа внизу; - шрифт Times New Roman, размер шрифта 14; - работа скрепляется в папку-скоросшиватель. Задание должно быть оформлено в соответствии со следующей схемой: формулировка задачи, дано, найти, решение, ответ. При решении задач даются ссылки на использованные справочные данные и соответствующий литературный источник. Литература, используемая в процессе выполнения задания, приводится в конце работы. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (Приложение 1). Выполненная и правильно оформленная расчетно-графическая работа сдается преподавателю. Работа, выполненная не по своему варианту, к зачету не принимается. Такая работа должна быть выполнена повторно. Правила составления уравнения реакции горения При решении практически всех задач по дисциплине "Теория горения и взрыва" необходимо составить уравнение реакции горения. Поэтому очень важно научиться делать это правильно. Изучите изложенные ниже правила составления уравнений реакции горения, разберите примеры. Правило № 1. В левой части уравнения записываем горючее вещество и окислитель [воздух в виде(O2 + 3,76N2)]. Правило № 2.В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, учитывая, что: углерод (С), содержащийся в горючем веществе, превращается в CO2, сера (S), содержащаяся в горючем веществе, превращается в SO2, фосфор (Р), содержащийся в горючем веществе, превращается в P2O5, водород (Н), содержащийся в горючем веществе, превращается в H2O, хлор (Cl), содержащийся в горючем веществе, превращается в HCl, фтор (F), содержащийся в горючем веществе, превращается в HF, бром (Br), содержащийся в горючем веществе, превращается в HBr, йод (I), содержащийся в горючем веществе, превращается в HI, кислород (О), содержащийся в горючем веществе, входит в состав образующихся оксидов (CO2, SO2, H2O) как и кислород воздуха. азот (N), при температуре горения ниже 2000 оС не вступает в реакцию. Поскольку, в условиях реального пожара температура не превышает значения 1500 – 1600 оС, то принимают, что азот выделяется в свободном виде (N2). Следовательно, 3,76 молей N2 из воздуха переходят в неизменном виде в продукты горения. Если горючее вещество содержит другие элементы, то они переходят в высшие оксиды. Правило № 3. Атомы кислорода, входящие в состав молекул горючего вещества (например, C2H6OS - 2-тиолэтанол), участвуют в реакции горения в качестве окислителя, как кислород воздуха. Правило № 4.Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения для того, чтобы в исходных веществах (левая часть уравнения) и получившихся из них продуктах реакции (правая часть уравнения) содержалось одинаковое количество атомов данного вида. При подсчете количества атомов данного вида стехиометрические коэффициенты и индексы, указывающие количество атомов в молекуле, перемножаются. Рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1, так как все расчеты ведут на 1 моль горючего вещества. Перед формулой углекислого газа ставится коэффициент равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества. Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав молекул горючего вещества, за исключением Н, О и N. Уравниваем число атомов водорода, учитывая их содержание в молекулах галогеноуглеводородов и воды. Уравниваем число атомов кислорода, рассчитав их количество в правой части уравнения и учитывая атомы кислорода, содержащиеся в молекуле горючего вещества. Коэффициент, поставленный перед молекулой кислорода, переносим в правую часть уравнения и ставим перед 3,76N2. Уравниваем число атомов азота, содержащиеся в молекуле горючего вещества. Рассмотрим несколько примеров составления реакций горения веществ в воздухе, в которых использованы описанные выше правила. Пример 1. Составить уравнение реакции горения С6Н4N2О4 в воздухе. Решение. 1. В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух: С6Н4N2О4 + (О2 + 3,76 N2) 2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2): С6Н4N2О4 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + N2 + 3,76 N2 Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду, кислород вошел в состав воды и углекислого газа, азот выделился в свободном виде - N2. Азот, содержащийся в воздухе, также не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2. 3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения. а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1: 1С6Н4N2О4 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + N2 + 3,76 N2 б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 6, равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества: 1С6Н4N2О4 + (О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + Н2О + N2 + 3,76 N2 в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав молекулы горючего вещества, за исключением Н и О. В данном случае уравниваем число атомов азота. В состав горючего вещества входят два атома азота. В составе выделившейся молекулы азота тоже два атома, поэтому перед молекулой азота в продуктах реакции ставим коэффициент 1: 1С6Н4N2О4 + (О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + Н2О + 1N2 + 3,76 N2 г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества четыре атома водорода. В состав молекулы воды входит только два атома. Следовательно, перед формулой воды ставим коэффициент 2: 1С6Н4N2О4 + (О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + 2Н2О + 1N2 + 3,76 N2 д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения: в составе шести молекул углекислого газа: 6 ∙ 2 = 12; в составе двух молекул воды: 2 ∙ 1 = 2; итого: 12 + 2 = 14 атомов кислорода. Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества имеется 4 атома кислорода. Вычитаем это число из количества атомов кислорода в правой части уравнения (14 – 4 = 10). Затем делим полученное число на 2 (количество атомов водорода в Н2О) (10/2 = 5) и ставим полученный коэффициент перед воздухом: 1С6Н4N2О4 + 5(О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + 2Н2О + 1N2 + 3,76 N2 е) коэффициент 5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения: 1С6Н4N2О4 + 5(О2 + 3,76 N2) = 6СО2 + 2Н2О + 1N2 + 5 ∙ 3,76 N2 Чтобы убедиться в правильности составленного уравнения реакции горения, рассчитаем количество атомов одних и тех же элементов в его правой и левой частях: С – слева 6, справа 6 ∙ 1 = 6; Н – слева 4, справа 2 ∙ 2 = 4; N – слева: в горючем веществе 2, в воздухе 5∙ 3,76 = 18,8, итого 20,8; справа 2 + 5∙ 3,76 = 20,8; О - слева: в горючем веществе 4, в воздухе 5 ∙ 2 = 10, итого 14; справа: в углекислом газе 6 ∙ 2 = 12, в воде 2 ∙ 1 = 2, итого 14. Вывод: уравнение реакции горения составлено верно.
Пример 2. Составить уравнение реакции горения п-дихлорбензола (С4Н4Сl2) в воздухе. Решение. 1. В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух: С4Н4Сl2 + (О2 + 3,76 N2) 2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2): С4Н4Сl2 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + HCl + 3,76 N2 Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду, хлор превратился в хлороводород. Азот, содержащийся в воздухе, не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2. 3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения. а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1: 1 С4Н4Сl2 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + HCl+ 3,76 N2 б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 4, равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества: 1С4Н4Сl2 + (О2 + 3,76 N2) → 4СО2 + Н2О + HCl+ 3,76 N2 в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав горючего вещества, за исключением Н, О, N. В данном случае уравниваем число атомов хлора. В состав горючего вещества входят два атома хлора. В составе выделившейся молекулы хлороводорода один атом Cl, поэтому перед молекулой хлороводорода в продуктах реакции ставим коэффициент 2: 1С4Н4Сl2 + (О2 + 3,76 N2) → 4СО2 + Н2О + 2HCl+ 3,76 N2 г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества четыре атома водорода. Из них два атома водорода уже вошли в состав двух молекул хлороводорода. Оставшиеся два атома водорода перейдут в состав молекулы Н2О. Следовательно, перед молекулой воды ставим коэффициент 1: 1С4Н4Сl2 + (О2 + 3,76 N2) → 4СО2 + 1Н2О + 2HCl+ 3,76 N2 д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения: в составе четырех молекул углекислого газа: 4 ∙ 2 = 8; в составе одной молекулы воды: 1 ∙ 1 = 1; итого: 8 + 1 = 9 атомов кислорода. Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества нет атомов кислорода. Следовательно, делим количество атомов кислорода в правой части уравнения на 2 (9 /2 = 4,5) и ставим полученный коэффициент перед воздухом: 1С4Н4Сl2 + 4,5(О2 + 3,76 N2) → 4СО2 + 1Н2О + 2HCl+ 3,76 N2 е) коэффициент 4,5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения: 1С4Н4Сl2 + 4,5(О2 + 3,76 N2) = 4СО2 + 1Н2О + 2HCl+ 4,5 ∙3,76 N2
Пример 3. Составить уравнение реакции горения ацетилена (С2Н2) в воздухе. Решение. 1. В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух: С2Н2 + (О2 + 3,76 N2) 2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2): С2Н2 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + 3,76 N2 Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду. Азот, содержащийся в воздухе, не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2. 3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения. а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1: 1 С2Н2 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + 3,76 N2 б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 2, равный количеству атомов углерода в молекуле ацетилена: 1 С2Н2 + (О2 + 3,76 N2) → 2СО2 + Н2О + 3,76 N2 в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав горючего вещества, за исключением Н, О и N. В данном случае таких элементов нет. г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества - два атома водорода. В состав молекулы воды входит также два атома водорода. Следовательно, перед молекулой воды ставим коэффициент 1: 1 С2Н2 + (О2 + 3,76 N2) → 2СО2 + 1Н2О + 3,76 N2 д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения: в составе двух молекул углекислого газа: 2 ∙ 2 = 4; в составе одной молекулы воды: 1 ∙ 1 = 1; итого: 4 + 1 = 5 атомов кислорода. Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества нет атомов кислорода, следовательно, делим количество атомов кислорода в правой части уравнения на 2 (5/2 = 2,5) и ставим данный коэффициент перед воздухом: 1 С2Н2 + 2,5(О2 + 3,76 N2) → 2СО2 + 1Н2О + 3,76 N2 е) коэффициент 2,5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения: 1 С2Н2 + 2,5(О2 + 3,76 N2) = 2СО2 + 1Н2О + 2,5 ∙ 3,76 N2
Пример 4. Составить уравнение реакции горения C6Н8SО3 в воздухе. Решение. 1.В левой части уравнения записываем формулу горючего вещества плюс воздух: C6Н8SО3+ (О2 + 3,76 N2) 2. В правой части уравнения записываем продукты реакции горения, основываясь на составе молекулы горючего вещества (правило 2): C6Н8SО3 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + SO2 + 3,76 N2 Таким образом, углерод (С), содержащийся в горючем веществе, перешел в СО2, водород превратился в воду, кислород вошел в состав воды и углекислого газа, сера образовала оксид SO2. Азот воздуха не участвует в реакции горения и выделяется в неизменном виде – 3,76 N2. 3. Расставляем коэффициенты в схеме реакции горения. а) Перед формулой горючего вещества всегда ставится коэффициент 1: 1 C6Н8SО3 + (О2 + 3,76 N2) → СО2 + Н2О + SO2 + 3,76 N2 б) Перед формулой углекислого газа ставим коэффициент 6, равный количеству атомов углерода в молекуле горючего вещества: 1 C6Н8SО3 + (О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + Н2О + SO2 + 3,76 N2 в) Уравниваем число атомов элементов, входящих в состав горючего вещества, за исключением Н, О и N. В данном случае уравниваем число атомов серы. В состав молекулы горючего вещества входит один атом серы. В составе выделившейся молекулы SO2 тоже один атом, поэтому перед молекулой SO2 в продуктах реакции ставим коэффициент 1: 1 C6Н8SО3 + (О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + Н2О + 1SO2 + 3,76 N2 г) Уравниваем число атомов водорода. В составе молекулы горючего вещества восемь атомов водорода, а в состав молекулы воды входит только два атома. Следовательно, перед молекулой воды ставим коэффициент 4: 1 C6Н8SО3 + (О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + 4Н2О + 1SO2 + 3,76 N2 д) Уравниваем число атомов кислорода. Для этого рассчитываем число атомов кислорода в правой части уравнения: в составе шести молекул углекислого газа: 6 ∙ 2 = 12; в составе четырех молекул воды: 4 ∙ 1 = 4; в составе одной молекулы оксида серы: 1∙ 2 = 2 итого: 12 + 4 + 2 = 18 атомов кислорода. Рассчитываем число атомов кислорода в левой части уравнения. В составе молекулы горючего вещества имеется 3 атома кислорода. Вычитаем это число из количества атомов кислорода в правой части уравнения (18 – 3 = 15). Делим полученное число на 2 (15 /2 = 7,5) и ставим данный коэффициент перед воздухом: 1 C6Н8SО3 + 7,5(О2 + 3,76 N2) → 6СО2 + 4Н2О + 1SO2 + 3,76 N2 е) коэффициент 7,5, поставленный перед воздухом, ставим перед 3,76N2 в правой части уравнения: 1 C6Н8SО3 + 7,5(О2 + 3,76 N2) = 6СО2 + 4Н2О + 1SO2 +7,5 ∙3,76 N2
Многообразие реакций горения не исчерпывается рассмотренными в данном разделе примерами. Однако, используя описанные правила, можно самостоятельно составить реакцию горения многих других горючих веществ. Написание уравнений реакций горения является важной составной частью при решении многих задач в курсе «Теория горения и взрыва». Пример решения задач Задача. Используя данные таблицы, определить показатели пожарной опасности толуола: группу горючести, температуру вспышки; концентрационные пределы распространения пламени (в % и г/м3) при t = 25, 45 и 65 oC, построить график зависимости КПР от температуры; температурные пределы распространения пламени, низшую теплоту сгорания по следствию из закона Гесса; максимальное давление взрыва, тротиловый эквивалент возможного аварийного взрыва при взрыве в технологическом оборудовании. Рассчитать объем воздуха, объем и процентный состав компонентов продуктов горения.
Дано: С7Н8 m = 10 кг; α = 1,3; Рн = 0,1 МПа; tн = 23 0С; tВЗР = 2678 0С. Найти: группу горючести, tВСП., КПР, ТПР, QН, РВЗР, VВ, VПГ, φПГ. Решение: 1. Составляем уравнение реакции горения толуола в воздухе (см. правила составления уравнения реакции горения) и определяем стехиометрический коэффициент β (коэффициент перед кислородом):
1C7Н8 + 9(О2 + 3,76 N2) → 7СО2 + 4Н2О + 9 ∙ 3,76 N2 β = 9
2. Рассчитываем объём, занимаемый 1 кмоль воздуха при заданных условиях.
3. Рассчитываем молярную массу толуола. М (C7H8) = 12 × 7 + 1 × 8 = 92 (кг/кмоль)
4. Рассчитываем объём воздуха, необходимого для полного сгорания заданной массы толуола.
5. Определяем избыточное количество вещества кислорода и азота. = b(a - 1), кмоль; = 9(1,3 - 1) = 2,7 (кмоль) =3,76 × b(a - 1), кмоль; =3,76 × 9(1,3 - 1) = 10,2 (кмоль)
6. Рассчитываем общее количество вещества продуктов горения. ånпг = , кмоль; ånпг = 7 + 4 + 33,84 + 2,7 + 10,2 = 57,74 (кмоль)
7. Определяем общий объём образующихся продуктов горения. , м3;
8. Определяем мольный процентный состав компонентов продуктов горения. Принимаем общее количество вещества продуктов горения за 100%, а количество вещества конкретного продукта реакции за %: Для СО2 получаем следующую пропорцию. ånпг = 57,74 кмоль – 100% = 7 кмоль – %, отсюда Аналогично находим процентное содержание оставшихся продуктов горения: При расчете процентного содержания азота суммируем его количество перешедшее в продукты горения в результате реакции и из избытка воздуха.
9. Определяем группу горючести толуола. Для этого рассчитываем его коэффициент горючести по формуле: К = 4nC + 4nS + nH + nN - 2nO - 2nCl - 3nF - 5nBr где: nC, nS, nH, nN, nO, nCl, nF, nBr- соответственно число атомов углерода, серы, водорода, азота, кислорода, хлора, фтора, брома в молекуле вещества. Если расчётное значение К £ 0 – вещество негорючее, 0 < К £ 2 – вещество трудногорючее, К > 2 – вещество является горючим.
Записываем количество атомов составляющих толуол (С7Н8): nC= 7; nH= 8; Рассчитываем коэффициент горючести: К = 4nC + 4nS + nH + nN - 2nO -2nCl -3nF - 5nBr = 4 × 7 + 8 = 36 Вывод: К > 2, следовательно, толуол – горючее вещество.
10. Определяем температуру вспышки. Для этого по справочнику [4] находим температуру кипения толуола: tкип = 110,6 0С. Определяем температуру вспышки по формуле Элея: . Справочное значение 7 0С [4].
11. Рассчитываем нижний и верхний концентрационный пределы распространения пламени толуола при стандартных условиях по формуле: , об. % где - нижний (верхний) концентрационные пределы распространения пламени, % об.; b - число молекул кислорода, необходимое для полного окисления молекулы горючего; a и b - константы определяемые по табл. 2 приложения 2. Концентрационные пределы распространения пламени при заданных условиях рассчитываются по формулам: где и - концентрационные пределы распространения пламени при стандартных условиях (Р = 101325 Па, Т = 298 К); и - концентрационные пределы распространения пламени при заданной температуре Т; 1550 К и 1110 К - температура горения соответственно на нижнем и верхнем концентрационных пределах распространения пламени.
Рассчитываем КПР при температуре 298 К. Для расчета выбираем из табл. 2 Приложения 2: a = 8.64, b = 4.679. Для расчета при b > 7.5 a = 0.768, b = 6.554. Рассчитываем КПР при температуре Т = 273,15 + 45 = 318,15 К.
Рассчитываем КПР при температуре Т = 273,15 + 65 = 338,15 К. Строим графики зависимостей КПР от температуры.
Из графика делаем вывод, что с увеличением температуры НКПР толуола незначительно уменьшается, ВКПР – сильно возрастает. Изменение ВКПР приблизительно в 10 раз превышает изменение НКПР. Таким образом, с ростом температуры область воспламенения паров толуола расширяется.
12. Рассчитываем концентрационные пределы распространения пламени толуола в граммах на кубометр (j/н или j/в): , г/м3 где Vt – объем занимаемый 1 кмоль газа при заданной температуре и давлении, м3/кмоль; М – молярная масса, кг/кмоль.
Определяем мольный объем паров толуола при заданных температурах: При Т = 298.15 К При Т = 318.15 К При Т = 338.15 К Рассчитываем КПР паров толуола при заданных температурах: При Т = 298.15 К г/м3; (г/м3) При Т = 318.15 К г/м3; (г/м3) При Т = 338.15 К г/м3; (г/м3)
13. Определяем температурные пределы распространения пламени по уравнению Антуана: , где tН(В) – нижний (верхний) температурные пределы распространения пламени; - давление насыщенного пара на нижнем (верхнем) температурном пределе распространения пламени, мм.рт.ст.; А, В, С – константы, определяемые по таблице 10 Приложения 2.
Определяем давление насыщенного пара на нижнем и верхнем температурных пределах распространения пламени по формуле: Из табл. 10 приложения 2 находим значения констант А, В и С для толуола: А = 6,95508, В = 1345,087, С = 219,516 Подставляем значения в уравнение Антуана и определяем температурные пределы распространения пламени: Справочные значения tн = 6 оС, tв = 37 оС [4]. 14. Рассчитываем низшую теплоту сгорания толуола, используя следствие из закона Гесса. Qн = [S(ni× )ПГ - S(nj× )ГВ], кДж/моль. Здесь ni×и - число молей и стандартные энтальпии образования компонентов продуктов горения (ПГ), nj и - число молей и стандартные энтальпии образования компонентов горючей смеси (ГВ). По уравнению реакции находим, что при сгорании 1 моль толуола выделяется 7 моль углекислого газа и 4 моль воды: , , Определяем по табл. 3 приложения 2 значения стандартных теплот образования горючего вещества и продуктов горения, учитывая при этом, что теплоты образования простых веществ (О2, N2) равны нулю. Df = 50,02 кДж/моль; Df = -393,65 кДж/моль; Df = -241,91 кДж/моль Следует иметь в виду, что существует две шкалы тепловых эффектов. В термодинамической шкале экзотермическому процессу соответствует знак минус, эндотермическому – знак плюс. В термохимической шкале знаки изменяются на противоположные. В справочной литературе используется в основном термодинамическая шкала. Однако для расчетов в курсе «Теории горения и взрыва» применяют термохимическую шкалу. Поэтому значения стандартных энтальпий образования веществ нужно подставлять в уравнение с обратным знаком. Qн = = 7×393,65 + 4×241,91 – 1∙(-50,02) = 3773,21 (кДж/моль)
15. Рассчитываем максимальное давление взрыва паров толуола при заданных условиях по формуле: где Рн – давление паровоздушной смеси до взрыва, Па; ТВЗР – температура взрыва, К; Тн - температура паровоздушной смеси до взрыва, К; Snпг - число моль продуктов горения, моль; Sncм - число моль исходной газовоздушной смеси, моль.
По уравнению реакции горения определяем число моль газов в горючей смеси до взрыва и число моль продуктов горения. Sncм = = 1 + 9 + 9∙3,76 = 43,84 моль ånп.г= =7 + 4 + 33,84 + 2,7 + 10,2=57,74 (моль) Переводим начальную температуру и температуру взрыва из шкалы Цельсия в шкалу Кельвина: Тн = 273 + 23 = 296 К ТВЗР = 273 + 2678 = 2951 К Рассчитываем давление взрыва паров толуола при заданных условиях.
16. Рассчитываем тротиловый эквивалент возможного аварийного взрыва паров толуола при взрыве в технологическом оборудовании по формуле: где QН - низшая теплота сгорания взрывчатого вещества, Дж/кг; mВВ – масса горючего вещества в смеси, кг; 4520×103 – низшая теплота сгорания тринитротолуола (ТНТ, тротил), Дж/кг.
Согласно расчету, проведенному в п.14, низшая теплота сгорания толуола равна Qн = 3773,21 кДж/моль. Переводим ее в кДж/кг, разделив на молярную массу (92∙10-3 кг/моль): Рассчитываем тротиловый эквивалент возможного аварийного взрыва при взрыве в технологическом оборудовании: (кг тротила)
Ответ: объем воздуха, необходимый для сгорания 10 кг толуола равен 147,1 м3, объем выделившихся в результате горения продуктов равен 152,5 м3, процентное содержание углекислого газа равно 12,1%, воды – 6,9%, азота – 76,3%, избыточного кислорода – 4,7%; температура вспышки толуола равн
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |