Исследование психического развития детей в совместной деятельности в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп
Совместная деятельность ребенка со взрослым определяется социально заданным содержанием, функциями участников и их функционированием (вкладом, который вносит в деятельность каждый из них). В ходе совместной деятельности развивается психика ребенка, направляющая его функционирование. В статье прослежены сроки возникновения таких регуляторных образований, как мотив, цель, задача, понимание смысла своих действий, образ Я, позиция, самосознание, психологическое будущее и смысл жизни. Согласно концепции Л.С.Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальной ситуацией, т.е. его положением в обществе, системой отношений со взрослыми и сверстниками . Социальная ситуация развития не строится извне, а создается в процессе живого взаимодействия между ребенком и его окружением. Переход от одного возрастного периода к другому связан с изменением социальной ситуации развития. Так, дошкольник — это «играющий ребенок», что и определяет систему его отношений с окружающими. Школьник — это «обучающийся ребенок», находящийся уже в совершенно иной системе отношений. В концепции А.Н.Леонтьева подобные виды детской деятельности, наиболее полно выражающие систему отношений ребенка с обществом и играющие первостепенную роль в психическом развитии, получили название ведущей деятельности. В каждом возрастном периоде имеется свое социально заданное содержание ведущей деятельности. Оно определяет функции ее участников (ребенка и взрослого), реализуемые в их функционировании, т.е. в том вкладе, который вносит в нее каждый из участников. Психика ребенка, ориентирующая его функционирование, развивается как подсистема в рамках развития целостной системы — совместной деятельности. Содержанием ведущей деятельности в период новорожденности является создание и поддержание социально заданных условий жизни ребенка. В рамках этой деятельности у ребенка формируется первая психологическая инстанция — мотив, субъективным выражением которого служат первичные эмоции: удовольствие/неудовольствие. Содержанием ведущей деятельности в младенческом возрасте является общение взрослого и ребенка. Мотив, направляющий функционирование ребенка, теперь конкретизируется в целях. Субъективным выражением цели служит эмоционально окрашенный предметный образ. Содержание ведущей деятельности раннего возраста — это овладение предметными действиями (их образцы задает взрослый). Функционирование ребенка теперь включает индивидуальные действия, направляемые задачей. Задача содержит не только цель, но и условия ее достижения. Она субъективно представлена в виде образа, отражающего отношения между объектами (в первую очередь, пространственные). Содержанием ведущей деятельности дошкольного возраста является моделирование окружающей действительности (прежде всего, поведения взрослых в разных ситуациях). Отдельные действия ребенка интегрируются в систему благодаря осознанию их смысла (т.е. места, занимаемого ими в целостном функционировании). Появляется также образ Я, т.е. осознание себя как участника совместной деятельности. Содержанием ведущей деятельности младшего школьного возраста является обучение, осуществляемое в социально заданных формах. Функционирование ребенка начинает направляться нормами и правилами, что достигается благодаря появлению новой психологической инстанции: позиции, отражающей функцию ребенка в совместной деятельности. Содержание ведущей деятельности подросткового возраста представлено построением системы социальных отношений с другими людьми. Функционирование подростка отличается сознательным выбором деятельности, в которой он готов участвовать, и своей функции в ней. Психологической инстанцией, предоставляющей такую возможность, служит самосознание, отражающее положение подростка в обществе. Содержание ведущей деятельности юношеского возраста составляет процесс личностного самоопределения. Ориентирующую роль в ней играют такие психологические образования, как смысл жизни и психологическое будущее, определяющие жизненную перспективу человека. Заключение. Подводя итог, можно сказать, что поставленные нами задачи в начале курсовой выполнены. первой главе работы из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно: 1) малая численность; 2) непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных); 3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов); 4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия). В данной главе были представлены высказывания, мнения как зарубежных, так и отечественных авторов по поводу количественного признака малой группы, а также ее классификации. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; 2) деление их на «формальные» и «неформальные»; 3) деление на «группы членства» и «референтные». В этой главе подробно описано о том, что является основанием классификации, кто впервые предложил такое деление, и какое значение имеет та или иная классификация в настоящее время. Во второй главе мы рассмотрели современные социально-психологические исследования в области малых групп, в, частности, в социальной психологии детства, а также проблемы изучения одаренных детей в современных работах, отношения популярных и непопулярных сверстникав, а также взаимодействие детей в группе. Список литературы. 1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995 2. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991 3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. 4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991. 5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 6. Слободская Е. Р., Плюснин Ю. М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопр. психол, 1987. № 3. С. 50 – 57. 7. Позняков В. П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. рея. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. С. 524-53 8. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5. 9. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - №3. 10. Венгер А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - №3. 11. Плюснин Ю. М., Богатырева О. А., Биченкова О. Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии. - 1993. - №2.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |