Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение в микроэкономику



2015-12-08 435 Обсуждений (0)
Введение в микроэкономику 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

1.1.1 Экономическая теория – наука, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности; включает в себя два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает деятельность отдельных экономических субъектов: предприятий и домашних хозяйств. Макроэкономика исследует экономику регионального, национального и мирового уровней (с целью обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции).

1.1.2 Предмет микроэкономики – экономические отношения, связанные с эффективным использованием и распределением ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

1.1.3 Основные проблемы микроэкономики: спрос и предложение, потребительский выбор, производство, издержки и прибыль, внешние эффекты, рыночная власть.

1.1.4 Методология – учение о принципах и способах построения экономического познания. Экономическая теория использует широкий спектр общих методов: диалектический, позитивный, нормативный методы, метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод эксперимента, метод верифицируемости. Специфические методы – равновесный метод и моделирование.

1.1.5 Моделирование – основанное на закономерностях экономической теории математическое описание поведения экономических субъектов. Экономико-математическая модель может быть представлена в виде формул, графика, таблицы и т.д. В моделях используются экзогенные, эндогенные величины, переменные запаса, переменные потока, относительные переменные.

1.1.6 Эндогенные переменные определяются в результате использования моделей. Экзогенные переменные являются исходными данными в используемых моделях. Переменные запаса могут быть измерены в определенный момент времени (богатство, деньги, сбережения, государственный долг). Переменные потока измеряются во времени (доход, расход, сбережение, дефицит государственного бюджета). Относительные переменные выражают отношения между переменными запаса и потока (средняя склонность к потреблению, капиталовооруженность).

1.1.7 Экономические потребности – это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития индивида, фирмы и общества в целом; внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Первичные потребности — жизненно важные потребности человека (пища, одежда и пр.); вторичные потребности — все остальные.

1.1.8 Экономические интересы – осознанные потребности или побудительные мотивы, стимулы трудовой, экономической деятельности, направленные на достижение определённых материальных результатов. Частные экономические интересы соответствуют отдельным предпринимателям и домашним хозяйствам. Общие экономические интересы соответствуют обществу в целом (как правило, в лице государства).

1.1.9 Благо – средство для удовлетворения потребностей. Экономические блага являются объектом или результатом экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве. Неэкономические блага (даровые; свободные) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода). Товар – специфическое экономическое благо, произведённое для обмена. Товар обладает двумя свойствами: потребительская стоимость – свойство товара удовлетворять ту или иную потребность человека; меновая стоимость – это количественная пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Услуга – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда, не имеющий вещественной формы. Потребительские блага (предметы потребления) предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные блага (средства производства) используются в процессе производства (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки). Нормальные блага – блага, объём потребления которых увеличивается при росте доходов населения. Низшие (низкокачественные) блага – блага, спрос на которые растет при снижении доходов населения (см. тему 1.2). Долговременные блага подразумевают многоразовое использование (книга, электроприбор и т. д.), недолговременные блага исчезают в процессе разового потребления (хлеб, напитки, спички и пр.).

1.1.10 Экономические агенты (хозяйствующие единицы) это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночные агенты – хозяйствующие единицы, взаимодействующие посредством рынка. Нерыночные агенты действуют в натуральном хозяйстве, где производство благ осуществляется для собственного потребления. Можно выделить 4 вида основных экономических агентов:

1.1.11 Домохозяйство самостоятельно принимает решения, является собственником факторов производства, цель – максимальное удовлетворение своих потребностей в рамках имеющихся ресурсов. Все потребители, наемные работники, владельцы капитала относятся к домохозяйствам. Доход домашние хозяйства получают от продажи или сдачи в аренду факторов производства, находящихся в их собственности, и направляют его на потребление или сбережения.

1.1.12 Предприниматели (фирмы) – все предприятия страны – экономические единицы, самостоятельно принимают решения, используют факторы производства для производства и реализации благ, цель – получение максимальной прибыли.

1.1.13 Государство – государственные организации и учреждения, имеющие политическую и юридическую власть для контроля над агентами и в целом над рынками для достижения общественных целей. Государство производит общественные блага, осуществляя закупки у предпринимателей и нанимая домашние хозяйства, за счет сбора с них налогов. Одна из функций государства – предложение денег.

1.1.14 Хозяйственная система – упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.

1.1.15 Рынок – форма взаимоотношений и взаимосвязей отдельных хозяйственных субъектов, осуществляющих обмен товарами и услугами. Условие существования рынка свободный обмен ресурсами, позволяющий сформироваться свободным ценам, которые будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

1.1.16 Рынок благ (рынок товаров и услуг) – рынок, на котором покупаются и продаются товары и услуги для потребления. Предложение благ формируется предпринимателями и заграницей, а спрос – домашними хозяйствами, государством, предпринимателями и заграницей.

1.1.17 Рынок факторов производства – рынок, на котором продаются и покупаются ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Предложение ресурсов формируется предпринимателями и домашними хозяйствами, а спрос – предпринимателями. Важной частью рынка факторов производства является рынок труда.

Схема взаимодействия субъектов на основных рынках представлена на рисунке 1.1.1.

 

Рисунок 1.1.1 ‑ Схема взаимодействия субъектов на основных рынках

 

1.1.18 Экономический выбор – выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

1.1.19 Альтернативные издержки – издержки одного блага, выраженные с помощью другого блага, которым пришлось пренебречь, чтобы получить желаемое.

1.1.20 Производственные возможности – возможности общества (государства) по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

1.1.21 Кривая (граница) производственных возможностей (кривая трансформации) показывает, какой максимальный объём одного товара может быть выпущено при данном объёме выпуска другого товара с полным использованием данного объёма ресурсов и технологий (кривая на рисунке 1.1.2). Производство считается эффективным, если достигается одна из точек на кривой производственных возможностей.

Точка внутри области производственных возможностей (точка ) характеризует неэффективное использование ресурсов. Точка вне области производственных возможностей (точка ) характеризует выпуск продукции, недостижимый при полном использовании наличных ресурсов и существующей технологии в данный момент времени. Однако, со временем, появляются новые технологии, производственные мощности страны могут расти, в результате чего кривая производственных возможностей будет смещаться вверх вправо (тогда может быть достигнута точка и даже более высокие уровни производства).

 

Рисунок 1.1.2 – Кривая производственных возможностей

 

1.1.22 Компромисс общества между эффективностью и равенством: наблюдается обратная (противоположная) зависимость между эффективностью и равенством, т.е. для повышения эффективности необходимо (при прочих равных условиях) усилить неравенство в распределении доходов. Таким образом, невозможно одновременно реализовывать государственные программы повышения эффективности производства и установления социальной справедливости. Графически представление компромисс аналогично рисунку 1.1.2, только по осям откладывается эффективность и равенство.

1.1.23 Компромисс индивида между досугом и работой: всё время индивида в экономики принято делить на работу и досуг. Индивид получает удовлетворение (полезность) от досуга и от потребления благ, на приобретение которых он должен потратить заработанный им доход. Задача индивида состоит в нахождении такой комбинации досуга и потребления других благ, которая максимизирует его полезность.



2015-12-08 435 Обсуждений (0)
Введение в микроэкономику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение в микроэкономику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)