Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.» (2ч.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для выполнения практических занятий По дисциплине: «История» ОГСЭ.02 для студентов 2 курсов всех специальностей:
Практическая работа № 1. Тема: «Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура»(2ч.) Цель: · определить особенности духовной жизни советского общества · охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма». Проблемное задание! Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира Комплексно-методическое обеспечение: раздаточный материал, мультимедиапроектор, презентация. Порядок выполнения: - подготовиться к выполнению заданий; - внимательно прочитать задание; - письменно выполнить задание.
Задание 1. Работа с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. Таблица для заполнения:
Задание 2. Ответьте на вопросы:
Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?
Задание 3. Работа с терминами: Раскрыть суть понятия«диссиденты», правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт.
Практическая работа № 2. Тема: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» (2ч.) Цель: · определить причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США · охарактеризовать политическое развитие, понять каковы причины конфронтации во внешней политике; Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки - задания; атлас и контурная карта; мультимедиапроектор. Порядок выполнения: - подготовиться к выполнению заданий; - внимательно прочитать задание; - изучить текст; - письменно выполнить задание. Задание 1. Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева». Задание 2.Выполните тест. 1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР? а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию 2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки? а) 1972г. б) 1973г. в) 1975г. 3. Какие страны получали военную помощь от СССР? а) Пакистан б) Индия в) Израиль 4. Когда советские войска вошли в Афганистан? а) 1975г. б) 1979г. в) 1980г. 5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»? а) переговоры о разоружении б) сотрудничество с США в области освоения космоса в) усиление влияния СССР в Восточной Европе. Задание 3. А) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории» Августа 1969г. Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил. Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью. Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение. (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.). Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557) Б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания Августа 1975г. II. Неприменение силы или угроза силой Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа. Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. (Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.). Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559) Ответьте на вопросы: · Каковы причины перехода к политике разрядки? · Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны? · Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США? · Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?
Задание 4. Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?
Практическая работа № 3. Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.» (2ч.) Цель: · определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики государств Восточной Европы; · охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран. Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиапроектор. Порядок выполнения: - подготовиться к выполнению заданий; - внимательно прочитать задание; - изучить текст; - письменно выполнить задание. Задание 1: На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет). Причины революций в Восточной Европе: 1) Внутренние факторы: 1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям. 2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии). 3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий. 4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии). 2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка). Задание 2. Восстановите последовательность событий:
Задание 3. Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (Приложение к практической работе № 4)
3адание 4. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:
Задание 6. Выполните тест. 1. СССР не принимал участия в освобождении: а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии. 2. «Народная демократия» означает: а) высшую форму демократии; б) тоталитарный коммунистический режим; в) общую характеристику социалистического лагеря. 3. Решения XX съезда КПСС привели к: а) ужесточению социализма сталинского образца; б) попытке изменить социально-политический строй; в) распаду социалистического лагеря. 4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились: а) индустриализация; б) кооперирование; в) ликвидация неграмотности. 5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в: а) Венгрии, Польше, ГДР; б) Албании, Чехословакии, Польше; в) Болгарии, ГДР, Чехословакии. 6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны: а) полная поддержка курса СССР; б) создание культа личности Н. Чаушеску; в) политика балансирования между Востоком и Западом. 7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью: а) Болгарии; б) ГДР; в) Югославии. 8. Лидером «Пражской весны» был: а) А.Дубчек; б) Г.Гусак; в)Л.Свобода. 9. «Бархатная революция» — это: а) отказ от радикальных преобразований революционного типа; б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный; в) распад федеративного государства.
Практическая работа № 4-5.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |