Государственное прогнозирование социально-экономического развития – как основа для развития предпринимательского законодательства
Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ:
"...1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально - экономической политики государства..."
Извлечение из документа:
Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. Цели и содержание, а также порядок разработки системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Правительство РФ должно обеспечивать разработку прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается 1 раз в 5 лет на 10-летний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
Главные функциисоциально-экономического прогнозирования: выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития; оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий; предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем; выявление возможных альтернатив развития в перспективе; накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Статья 1.Внести изменения и дополнения в федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2871), изложив его в следующей редакции:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственном прогнозировании, индикативном Настоящий Федеральный закон определяет цели, содержание, порядок разработки и рассмотрения системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, концепций социально-экономического развития Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации и индикативных планов. Статья 1. Основные понятия 1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества. 2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства на долгосрочный период, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. 3. Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. 4. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации – система показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического, территориального и внешнеэкономического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов, Программы социально-экономического развития Российской Федерации, а также механизмы реализации указанных целей и задач. Индикативный план утверждается федеральным законом. 5. Государственный сектор экономики – совокупность хозяйствующих субъектов и органов государственного управления (регулирования) во всех сферах экономической деятельности национального хозяйства, собственником имущества и доходов которых является государство. 6. Национальный научный совет по прогнозированию – межведомственный научный совет по вопросам стратегии социально-экономического и научно-технического прогнозирования при Правительстве Российской Федерации. 7. Депрессивные территории (проблемные ареалы) – таксономическая территориальная единица с уровнем социально-экономического развития ниже показателей среднего уровня и в отношении которой применяются установленные законодательством России специальные меры (программы) государственной поддержки экономического роста.
1. Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации (далее – прогнозы социально-экономического развития) на долгосрочную и среднесрочную перспективы. 2. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, действующего законодательства и программ его совершенствования. 3. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации (макроэкономический прогноз), по институциональным секторам, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. 4. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. 5. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, а также при различных стратегиях государственной социально-экономической политики. 6. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики темпов развития экономической системы и ее структуры, научно-технического развития бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем, финансов предприятий и населения, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг по отраслям, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. 7. Прогнозы социально-экономического развития включают показатели системы национальных счетов, сводного финансового и платежного балансов. 8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается на пятнадцать лет и ежегодно корректируется. 9. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу разрабатывается взаимоувязанно с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. 10. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и годовых индикативных планов социально-экономического развития Российской Федерации. 11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу разрабатывается на пять лет с погодовой разбивкой. 12. Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития определяется Правительством Российской Федерации. 13. Прогнозы социально-экономического развития подлежат опубликованию.
1. Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период (далее – концепции социально-экономического развития). 2. В концепции социально-экономического развития проводится анализ предшествующего развития Российской Федерации; характеризуется состояние экономики Российской Федерации; определяются основные цели, приоритеты и параметры социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, средства и этапы достижения указанных целей и реализации приоритетов; задачи и направ-ления институциональных преобразований, макроэкономической, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, таможенной, инвестиционной и структурной, аграрной, экологической, социальной, региональной экономической, внешнеэкономической государственной политики. 3. Концепция социально-экономического развития разрабатывается на пятнадцать лет Правительством Российской Федерации с привлечением Российской Академии наук и других научных организаций. 4. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, представляется Правительством Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 5. Концепция социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Статья 4. Среднесрочная Программа социально-экономического развития Российской Федерации 1. Правительство Российской Федерации разрабатывает среднесрочную программу социально-экономического развития Российской Федерации (далее программа социально-экономического развития) на 4 года, исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития. 2. В среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущие пять лет и характеристика состояния экономики Российской Федерации; цели и приоритеты развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика и обобщающие макроэкономические показатели развития страны на среднесрочную перспективу; институциональные преобразования; научно-техническая и инновационная политика; инвестиционная и структурная политика; промышленная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика и программы решения проблем депрессивных территорий; внешнеэкономическая политика и укрепление интеграционных связей со странами – членами СНГ; перечень федеральных целевых программ на среднесрочный период, цели и задачи, основные этапы и сроки выполнения принятых к реализации федеральных целевых программ, даты их утверждения и государственные заказчики. 3. Отдельно выделяется среднесрочная программа развития государственного сектора экономики, которая включает показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций. 4. Среднесрочная программа социально-экономического развития официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу. 5. Среднесрочная программа социально-экономического развития подлежит опубликованию.
Статья 5. Индикативный план социально-экономического развития Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации (далее – индикативный план) на год. 2. Проект индикативного плана разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с индикативным планом представляются: оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики; концепция социально-экономического развития; перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году. 3. Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году. 4. Порядок рассмотрения индикативного плана и представленных с ним документов определяется Государственной Думой. По итогам рассмотрения индикативного плана принимается Постановление Государственной Думы. 5. Правительство Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность информации о ходе разработки, принятии и реализации индикативных планов. 6. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные (региональные и местные) индикативные планы.
1. Итоги исполнения индикативного плана за предшествующий год представляются Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу в составе проекта индикативного плана на предстоящий год. 2. Правительство Российской Федерации обеспечивает ежемесячный мониторинг состояния экономики Российской Федерации и публикует информационно-статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации по всем показателям и в методологии, соответствующей утвержденному индикативному плану.
Статья 7. Федеральные целевые программы
1. Порядок разработки целевых федеральных программ определяется Правительством Российской Федерации. 2. В перечне федеральных целевых программ на очередной год указываются: краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программ и их основные исполнители.
Статья 8. Программа развития государственного сектора экономики Программа развития государственного сектора экономики включает показатели его функционирования и развития (в том числе прибыль и ее распределение, реализуемая продукция, основные производственные фонды и оборотные средства, численность занятых граждан и фонд оплаты труда, величина инвестиций за счет собственных и привлеченных средств), получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом. 2. План по доходам включает прибыль от деятельности государственных предприятий, поступления по акциям и паям в предприятиях с участием государства, доходы от приватизации, передачи в аренду или в доверительное управление государственного имущества и другие доходы от использования государственной собственности. План расходов включает расходы на осуществление государственной инвестиционной программы с указанием перечня объектов и сроков их строительства, модернизации или реконструкции, расходы на научно-исследова-тельские и опытно-конструкторские разработки, расходы на закупки для государственных нужд и другие расходы. Доходы и расходы государственного сектора в части поступлений средств в федеральный бюджет и расходов средств из федерального бюджета отражается в федеральном бюджете на соответствующих финансовый год. 3. Программа развития государственного сектора экономики составляется для Российской Федерации в целом, в разрезе отраслей, организационно-правовых форм предприятий и регионов. 4. По отдельным видам продукции предприятий государственного сектора в программу развития государственного сектора экономики могут быть включены показатели ее производства в натуральном выражении и цены реализации с индексацией или без таковой. 5. Программа развития государственного сектора экономики содержит оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Статья 9. Прогнозы социально-экономического развития, индикативные планы и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации 1. Субъекты Российской Федерации разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, среднесрочные программы, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и законодательства субъектов Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества: разрабатывает рекомендации по прогнозированию, программированию и индикативному планированию в субъектах Российской Федерации; анализирует прогнозы, программы и индикативные планы, представленные субъектами Российской Федерации и осуществляет их координацию; вырабатывает рекомендации по преодолению региональных кризисных ситуаций и решению крупных межотраслевых проблем; намечает меры по преодолению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных территорий; формирует территориальные разделы концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, индикативные планы, а также межрегиональные целевые программы федерального значения. 3. Правительство Российской Федерации с участием ассоциаций межрегионального сотрудничества устанавливает перечень сотрудничества и представляет указанный перечень в Государственную Думу и Совет Федерации одновременно с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Статья 10. Национальный научный совет по прогнозированию 1. Национальный научный совет по прогнозированию – межведомственный научный совет по вопросам стратегии социально-экономического и научно-технического прогнозирования при Правительстве Российской Федерации. 2. Порядок формирования и деятельности Национального научного совета по прогнозированию осуществляется в соответствии с Положением о Совете, утвержденном Правительством Российской Федерации. 3. В составе Совета, как правило, представлены ведущие ученые и специалисты страны и по согласованию, в соответствии с квотами Положения, представители Российской Академии наук и ее региональных отделений ученые крупнейших университетских центров России, ведущие специалисты Российской торгово-промышленной палаты, Российского союза предпринимателей и промышленников. 4. Основные функции Высшего научного совета по прогнозированию: совершенствование методологии социально-экономического и научно-технологического прогнозирования; научная экспертиза прогнозов социально-экономического развития и концепций социально-экономического развития; разработка рекомендации для органов власти Российской Федерации в сфере политики устойчивого экономического и социального развития.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В связи с принятием настоящего Федерального закона внести следующие изменения в статью 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823): изложить абзац 3 пункта 1 в следующей редакции: "индикативным планом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год"; пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания: "оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики; концепция социально-экономического развития; прогнозы социально-экономического развития; перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году." Президент Российской Федерации
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |