Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория государства и права в системе общественных и юридических наук



2015-12-08 489 Обсуждений (0)
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук 0.00 из 5.00 0 оценок




Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы:

технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные).

Юридические науки— часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. К ним, в частности, относятся:

• теория государства и права;

• историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

• отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право);

• прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика)

тгп в системе не юридических наук
Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого познания, физического, социального и духовного бытия направляет теоретическую мысль, определяет основные выводы в процессе исследования проблем возникновения, сущности и путей развития государства и права. Все юридические науки базируются на материальных основах познания мироздания, на таких основополагающих идеях философии, как материальность мира, его принципиальная познаваемость, приоритет материальных условий существования общества. Активно используется в государственно-правовых исследованиях диалектический метод познания, такие философские категории, как сущность и явление, содержание и форма, целое и единичное, анализ и синтез, система и структура и др.

Экономическая наука, изучающая закономерности материального базиса общества, формы собственности, средства и способы производства, формулирует фундаментальные идеи о приоритете экономических факторов в трактовке государственно-правовых явлений, о роли производства, товарно-денежных отношений, форм собственности и распределения общественного продукта в формировании государства и права, в определении их сущности и роли в общественной жизни.

Социология - это наука об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах, о личности как основной ценности современного общества. Она помогает рассматривать государство и право в качестве составных частей организации социальных связей и взаимоотношений, образующих материю общественной жизни, определяет формы и функции таких связей и взаимоотношений. Ряд теоретиков выдвигают идеи о существовании особой отрасли юридической науки, называемой "социология права". Ее предмет - проблемы взаимосвязи права с другими социальными явлениями в процессе его действия, осуществление нормативно-правового регулирования общественных отношений, правовая социологизация личности.


8. Понятие и общие характеристики общества

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
Макс Вебер: Общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого
К. Маркс: Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности .

Сущность человеческого общества состоит в том, что оно представляет собой не простую совокупность индивидов, а именно систему общественных отношений, объединяющих людей в единый социальный организм. "Общественные отношения" — категория конкретно-историческая, изменчивая, имеющая свои качественные и количественные параметры (например, в бывшем СССР коммерческое посредничество, частнопредпринимательская деятельность квалифицировались как преступления).

Субъектами этих отношений, т.е. субъектами социального общения, являются люди, наделенные сознанием и волей, имеющие общие и частные интересы; объединения людей (на семейной, сословной, этнической, национальной и т.д. основе); государство и др.

По видам (сферам жизни общества) различают экономические, социальные, религиозные, политические и т. д. общественные отношения.

В определениях, отражающих природу гражданского общества, которая отличает его от государства, обнаруживается понимание гражданского общества либо как совокупности неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных и др.), либо как совокупности неполитических и политических отношений. Последние можно рассматривать в качестве связующего звена между гражданским обществом и государством как институционно обособленным от общества механизмом глобального социального управления. В структуру гражданского общества входят: экономика (собственность, свободный труд, предпринимательство); общественные объединения; культура; семья; средства массовой информации и т.д.


9. Общая характеристика первобытного общества на первом этапе его существования

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от об­щины, которая сама формировала органы самоуправления. Общи­на в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней. В первобытной общине существовали следующие институты власти:
а) лидер (предводитель, вождь);
б) совет старейшин;
в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое ре­шало наиболее важные вопросы жизни.
В первобытном обществе существовали выборность и сменяе­мость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общи­ны, по их личным качествам. Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в зна­чительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она на­зывается потестарной, от латинского слова «potestus» — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведе­ния, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть. Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он так­же участвовал наряду с другими членами общины в производствен­ной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, по­скольку первобытный человек был частью природы и непосредст­венно зависел от природных сил, верил в возможность их задоб­рить, чтобы они были благосклонны к нему. Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:
1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;
2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управ­ление на профессиональной основе. Смещенные лидеры станови­лись рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо пре­имуществ;
3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;
4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убий­ство члена общины назначалась кровная месть.
Следовательно, главные черты власти в первобытном общест­ве — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила по­следовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, едиства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в разви­тии человечества на этом основании нередко называют первобыт­ным коммунизмом.

10. Власть и нормы при первобытном обществе

Древнейшим этапом развития человечества было первобытное общество. Коллективом первобытных людей сначала было человеческое стадо, потом племя. В небольших сообществах, объединявших родственников, система отношений между людьми была связана прежде всего с родственными связями, с отцовством.

Старейшего представителя человеческого объединения благодаря его авторитету и возраста признавали вождем. Неповиновение ему могло повлечь негативные последствия для самого «бунтовщика», который мог остаться без средств существования. Ведь именно опыт вождя обеспечивал элементарные условия для жизни первобытного коллектива. Когда племя увеличивалось, его чаще возглавляла совет старейшин.

Власть в первобытном обществе основывалась не на принуждении, а на семейном и родственном авторитете. Не было нужды в создании отдельного аппарата принуждения, насилия, управления. Важнейшие проблемы решались на общем собрании членов племени. Приказы вождя и старейшины воспринимались как обязательные. Между представителями общества не было значительных противоречий, имущество считалось общим собственностью всего коллектива.

Нормы, которые складывались в первобытном обществе, основывались на его экономических нуждах. Попытка уклониться от их соблюдения неизбежно приводила к усложнению жизни, ставила под угрозу существование человека и его близких. Эти нормы формировались в течение длительного времени и передавались из поколения в поколение, становились привычкой.

 

12) Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.
Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т. В. Кашанина) .
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.
Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т. п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т. п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т. В. Кашанина) ;
2) реализовались главным образом в виде обычаев (т. е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени) ;
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода) ;
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.

13) Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.

5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.

Восточный (азиатский) путь возникновения государстваНаучные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

Вот некоторые из главных характеристик азиатского (восточного) пути:

- возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати).

- экономическая основа - общественная и государственная собственность;

-политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;

- чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников.



2015-12-08 489 Обсуждений (0)
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)