Была проведена беседа с воспитателем Ольгой Викторовной, которая сообщила о том, каким образом проявляется агрессивность детей в группе и как часто наблюдается. При выборе ответа она руководствовалась схемой:
Результаты опроса приведены в следующей таблице.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Имена детей
| М
А
Ш
А
М.
| Я
Р
О
С
Л
А
В
М.
| Б
О
Г
Д
А
Н
С.
| П
О
Л
И
Н
А
Т.
|
Н
А
С
Т
Я
Ф.
| А
Р
И
Н
А
С.
| А
Л
Е
Н
А
О.
Н
А
О.
| Н
А
С
Т
Я
З.
.
| В
А
Л
Я
Р.
.
| Д
А
Ш
А
М.
М
| |
Вегетативные признаки проявления агрессивности
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внешние проявления агрессивности
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Кусает губы в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Тревожное напряжение разрешается гневом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Длительность агрессии
| |
|
| |
| | | |
|
| |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 5 минут
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение минут
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Чувствительность к помощи взрослого
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Помощь взрослого не помогает успокоиться
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Чувство неприязни к другим не корректируется извне
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Особенности отношения к собственной агрессии
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Недостаточность в проявлении гуманных чувств
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Стремится делать назло другим
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Проявляет безразличие к страданиям других
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Стремится причинить другому страдание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Не возникает чувства вины после агрессивных действий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Реакция на новизну
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Реакция на ограничение
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Реактивность (чувствительность к агрессии других)
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Проявляет агрессивные реакции первым
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Проявляет агрессивные реакции на действия других
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Толкается
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Бьет других детей, если его случайно толкнули
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Чувствительность к присутствию других
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Щиплется на глазах у всех
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Толкает сверстника на глазах у всех
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Физическая агрессия, направленная на предмет
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Ломает постройку на глазах у все
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Бросает предмет об стенку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Отрывает кукле руки, ноги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Физическая агрессия, направленная на животных
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Щиплет кошку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Выкручивает хвост кошке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Специально наступает на лапы собаке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Физическая агрессия, направленная на сверстников
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Толкает других детей в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Походя ударяет встречных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Бьет других детей в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ударяет детей и внезапно успокаивается
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Кусает других детей в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Агрессия, направленная на себя
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Просит стукнуть себя еще раз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Берет на себя вину других
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Рвет на себе волосы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Щиплет себя в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Кусает себя в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Агрессия, направленная на взрослого ( дошкольный возраст)
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Бьет воспитателя по руке за то, что он не дает кидать игрушки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
В состоянии пониженного настроения бьет воспитателя кулачком
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Царапает взрослого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену детского коллектива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Вербальная агрессия
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Говорит обидные слова детям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Говорит обидные слова взрослым
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Говорит нецензурные слова детям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Говорит нецензурные слова взрослым
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Агрессивность в виде угрозы (невербальная)
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Замахивается, но не ударяет другого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Пугает другого
|
|
|
|
|
|
|
| 3 3
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Агрессия разных видов и направленности
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Агрессия (физическая, словесная, скрытая в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Другие проявления агрессии
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Плюется в состоянии раздражения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
| |
| | | |
|
| |
Так как ребята набрали небольшое количество баллов, то, вероятнее всего, у них нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью.