Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ практики возникновения социальной напряженности курсантов и пути решения этой проблемы



2015-12-08 900 Обсуждений (0)
Анализ практики возникновения социальной напряженности курсантов и пути решения этой проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время неразрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

Можно утверждать, что социальная напряженность возникает в обществе (территориальной общности), как минимум, двояким образом. Во-первых, если большинство людей вначале смутно ощущает, а затем по мере развития событий осознает, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных или каких-либо иных жизненно важных потребностей, интересов и прав находится под угрозой или даже становится невозможным. И во-вторых, когда какая-то, первоначально сравнительно небольшая часть людей не может удовлетворить свои потребности и реализовать свои интересы в существующих в обществе условиях и поэтому, независимо от того, по каким причинам и чем конкретно была вызвана такая ситуация, вступает в борьбу против действительных и мнимых препятствий или надуманного ущемления своих прав, распространяя в обществе настроения неудовлетворенности, страха, пессимизма и т.д. И в том и в другом варианте социальная напряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противостояние никак не разрешается, если наблюдается, так сказать, «патовая ситуация», тупиковая ветвь логического развития общественных процессов. Таким образом, социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов.

Влияние социальной напряженности на поведение.

И все же не так просто отнести напряженность к чисто негативным явлениям.

Прежде всего, социальная напряженность является необходимым, хотя и не постоянным элементом существования любого сообщества. Человек переживает это явление как стресс, адаптируется к нему, «осваивает» это состояние, оно становится необходимой частью его общественной культуры. Напряженность в тех или иных формах и аспектах сопутствует людям всю жизнь.

Далее, на макроуровне социальная напряженность встраивается в цивилизационные процессы, она пронизывает все мировое сообщество. А.С. Ахиезер вообще считает, что мы имеем дело с дуальной оппозицией, могущей принимать форму бесконечного разнообразия полюсов. Речь идет лишь о том, что надлежит и воспроизводить ее позитивные ценности, охраняя общество от деструкции.

Этот автор выдвинул интересную идею о существовании так называемой конструктивной напряженности, выполняющей функцию преодоления социокультурных противоречий. Вектор этой напряженности направлен против дезорганизации, энтропийных процессов. Действительно, социальная напряженность может мобилизовать массы, усилить позитивные процессы (например, экологическое движение).

Обобщая рассеянные в различных источниках замечания и опираясь на опыт эмипирических исследований, проводившихся в РАН начиная с середины 1989 г., можно утверждать, что социальная напряженность как явление, проявляющееся прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях, характеризуется следующими моментами.

Первое: распространением настроений неудовлетворенности существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни. В начале 90-х годов социальная напряженность отражала, прежде всего, недовольство стремительным ростом цен, инфляцией, оскудением потребительского рынка, отсутствием личной безопасности, загрязнением окружающей среды.

Второе: тем, что под влиянием вышеназванных настроений утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти и власть авторитета, появляется ощущение опасности, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи. В обществе в целом, как и в отдельной территориальной общности, возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения.

Третье: на поведенческом уровне социальная напряженность проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на черный день» и т.д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также в вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.

Социальная напряженность нередко непосредственно связана с ростом активности различных общественно-политических формирований в борьбе за влияние в массах и за власть, с деятельностью разного рода экстремистских групп, в том числе националистического толка, с активизацией преступных элементов и т.д. Этот вид напряженности носит заметно выраженный региональный характер.

В состав системы показателей социальной напряженности непременно входят признаки, характеризующие сферу субъективного: мнения людей по отношению к тем или иным событиям, действиям, их оценки меры удовлетворения своих жизненно важных потребностей, ожиданий, решения проблем, затрагивающих общие интересы, доверие к правительству и руководителям более низких рангов; оценки соблюдения прав человека, состояния охраны общественного порядка и личной безопасности граждан, экологической ситуации, состояния межнациональных отношений, возможности возникновения конфликта, вероятного поведения в прожективных ситуациях, альтернатив развития событий в ближайшем будущем и т.д. Обязательно должны учитываться и коррелирующие с вышеназванными показатели состояния сферы общественного бытия, условий жизни людей. Из множества последних следует выделить данные о фактах наличия, частоте и масштабах самих конфликтов, митингах, демонстрациях и других акциях подобного рода – массовых социально активных действиях, миграционных и эмиграционных потоках, динамике цен, товарооборота и покупательной способности различных категорий населения, структуре и динамике преступности, данные медицинской и другой статистики.

Поскольку полностью удовлетворить, насытить человеческие потребности невозможно, то, естественно, существует определенная «фоновая» неудовлетворенность – напряженность. П.Г. Горновой полагает, что должен существовать порог социальной напряженности, выше которого она приобретает взрывоопасный характер, т.е. становится своеобразной «гремучей смесью», способной взорваться при наличии соответствующих социальных детонаторов. Таким образом, можно констатировать, что развитие социальной напряженности имеет разные стадии. Нарастание социальной напряженности надо обнаруживать, фиксировать как можно раньше, еще в латентной стадии. Средства обнаружения и измерения должны быть простыми и надежными.

Заметим, что состояние неудовлетворенности и состояние беспокойства, сохраняющиеся >в течение достаточно длительного периода времени, как правило, служат питательной почвой для возникновения и развития разного рода общественных движений. Анализируя лозунги, методы и программные заявления таких движений, можно установить, какие причины, в том числе подлинные или мнимые ущемления прав, вызвали эти силы к жизни. Тем самым можно сделать выводы и о факторах, влияющих на уровень и направленность динамики напряженности как своеобразного индикатора «температуры» общественного организма. Наметившаяся напряженность – эмоциональная энергия, которая ищет выход. На индивидуально-личностном уровне она проявляется в фрустрации, недовольстве, постоянной раздражительности, поисках контактов в неформальных кругах, на групповом – в агрессивности, в действиях, направленных на разрешение ситуации, признаваемой невыносимой. Конфликты в таких случаях неизбежны, они продолжают либо поддерживать высокий уровень напряженности, либо (при разрешении конфликтов) резко идут на убыль.

Стадии социальной напряженности как процесса отличаются одна от другой по своим пространственно-временным параметрам и формам выражения. Их, по нашему мнению, три.

Первая, в ходе которой происходит. еще пока скрытое, не имеющее явных внешних признаков, нарастание недовольства. Для нее характерна неорганизованная, главным образом вербальная, форма выражения неудовлетворенности, рост обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей, без сколь-нибудь ясного осознания массами причин и масштабов происходящих в общественной жизни изменений. По сути дела речь идет пока не о конфликте, а только о начале конфликтной ситуации. Вторая – обострение напряженности. Ее отличительной чертой является отчетливое осознание ненормальности существующего положения и наличия в обществе социальной напряженности большинством населения. Налицо развернутая конфликтная ситуация. На этой стадии могут начать возникать очаги резкого обострения напряженности в отдельных регионах и населенных пунктах, вспыхивать конфликты.

Третья стадия социальной напряженности обычно характеризуется ее уменьшением, постепенным исчезновением черт, характерных для этого состояния общественной жизни. Заметим, однако, что конфликты, возникшие на. предыдущей стадии, могут. еще продолжаться (не вызывая вместе с тем широкого общественного резонанса).

Таким образом, социальная напряженность возникает, когда конфликты еще не проявляются в предельно обнаженном виде, когда отсутствует отчетливо осознаваемое противостояние по линии «мы – они», и исчезает лишь тогда, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан. Как явствует из сказанного выше, проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений.

Напряженность и социальные противоречия.

Резюмируя то, о чем говорилось выше, можно сказать, что социальная напряженность – это понятие, характеризующее не только эмоциональное состояние людей, но и состояние всей общественной жизни, отличающееся обострением внутренних противоречий объективного и субъективного характера (углубленное, как отмечалось выше, в ряде случаев действием внешних обстоятельств иной природы, например стихийными бедствиями, катастрофами и т.д.). Глубинные причины данного явления – совокупность экономических, политических, социальных и иных процессов, ход и направленность течения которых приводит к возникновению в обществе нестабильной (политической, экономической, военной) или конфликтной ситуации. Они формируют некий «фон», на котором развертываются конкретные конфликты. На этот общий фон фундаментальных причин напряженности зачастую накладывается действие локальных факторов (в том числе действия средств массовой информации, экстремистских и националистических групп, неправильные действия властей и т.д.), вызывающее обострение ситуации в тот или иной момент времени в различных регионах страны.

Можно привести множество примеров, иллюстрирующих высказанные выше положения. Это чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении, напряженность в Эфиопии и Сомали, конфликты на Ближнем Востоке, многочисленные демонстрации, террористические акты в разных регионах мира и многое другое.

Выводы по главе II:

-в нашем исследовании мы рассматривали социальную напряженность через призму коллектива, на примере 3 курса психологического факультета, а в частности 331 учебной группы.

Были проведены экспертные опросы, тестирования, опросы методом индивидуального интервью на предмет межнациональных отношений, на предмет удовлетворенности уровнем жизни курсантов, также проведено тестирование по шкале самооценки тревожности по Спилбергеру

-были выявлены и рассмотрены самые главные факторы возникновения и протекания социальной напряженности в коллективе курсантов 3 курса психологического факультета Академии ФСИН России.

- В нашем исследовании мы предлагаем следующие методы психологической коррекции социальной напряженности

1. Коррекция и терапия

2. Социальная коррекция

3. Консультирование как технологический способ решения социальных задач

4. Социальное проектирование и прогнозирование

5. Анкетирование (интервьюирование, опрос)

6. Как действительно может протекать развитие

7. Социальная экспертиза

Конкретно для группового корректирования

-В рамках сплочения мной предложено проведение внеслужебного отдыха групповым коллективом(выезд на природу, поход на каток, в кинотеатр).

 

 

Заключение:

В ходе изучения литературы по данной теме и влияние особых взглядов на прблему зарубежных и отечественных ученых мы проанализировали подходы к проблеме социальной напряженности различных авторов (А.Н. Сухова, , В.О. Рукавишникова, Дж. Олпорт и др.), протекания её в коллективе учебных групп 3 курса психологического факультета и социальной напряженности общества в целом. Были названы причины, уровни, стадии развития социальной напряженности, протекание её и выдвинуты коррекционные мероприятия. Проведено эмпирическое исследование на курсантах 331 учебной группы. Был выявлен средний уровень социальной напряженности у курсантов. При сравнении с результатами теста с другими исследованиями военнослужащий, можно сказать протекание социальной напряженности в коллективе 331 группы стабильное, и ничем не отличается от остальных в целом. Были подняты межнациональные вопросы, и проведены личностные интервью практически с каждым курсантом 3 курса психологического факультета, их мнения и предложения решения проблем.

Цель исследования достигнута, выполнены следующие задачи:

· Изучить возрастные периодизации отечественных и зарубежных психологов.

· Изучить феномен Я – концепции в период ранней взрослости.

· Выбрать методики для проведения эмпирического.

· Описать ход исследования, проверить гипотезу.

· Предложить психологические методы формирования и коррекции Я – концепции.

Гипотеза не нашла подтверждения, поскольку результаты тестирования показали, что у слушателей 5 курса самооценка ниже по сравнению с курсантами 1 курса. По нашему мнению это связанно со сменой ведущей деятельности у слушателей 5 курса, и в связи с этим не четким представлением о себе у них, в отличии от курсантов 1 курса, у которых в ближайшее время ведущей деятельностью останется учение.

Феномен я – концепции на данный момент в психологии изучен не полностью и причиной этому множество сложностей, первое это сложность и многоплановость такой структуры как я – концепция и возникает вопрос о главных и второстепенных компонентах. Второе, это вопрос о том, какие факторы влияют на формирование я – концепции в большей мере, самооценка индивида или оценка его окружающими. И третье это критерии оценки того, насколько сформирована я – концепция у индивида.

Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали я – концепцию через изучение самооценки, мы получили результаты только одной из характеристик я – концепции, в перспективе исследования можно провести дополнительные исследования остальных компонентов я – концепции и более детальное изучение данного феномена.

Так как выдвинутая в нашем исследовании гипотеза не подтвердилась и полученные данные показали, что у курсантов 5 курса самооценка ниже, чем у курсантов 1 курса, для того, чтобы выяснить причины этого, мы думаем о необходимости включения в выборку курсантов 2-4 курса и проведения лонгитюдного исследования, для того чтобы проверить, как будет изменяться самооценка с переходом на более старшие курсы у курсантов, участвовавших в исследовании.

Литература

1. http://b-i.narod.ru/sos.htm

2. http://psyera.ru/2507/socialnaya-napryazhennost

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/

4. URLhttp://www.psychometrica.ru/

5. URLhttp://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/

6. URLhttp://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV

7. http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/suhov-anatolii-nikolaevich

8. www.openet.edu.ru

9. Арутюнян Ю.В., Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ. Учебное пособие

10. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004

11. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.

12. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. "Внимание: конфликт", Новосибирск, 1984.

13. Битянова М.Р. Социальная психология.: Наука, практика и образ мыслей. Уч. Пос. /М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004

14. Гидденс Э. Социология

15. Дюркгейм Э. Правила, относящиеся к объяснению социальных факторов // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.

16. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – ЭКОР

17. Здравомыслов А. Т. Фундаментальные проблемы социологии конфликта в динамике массового сознания. // Социологические исследования. 1993

18 Зущиш Г. М., Костин Л. Л. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. - М., 1996.

19. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Тр. ВНИИ профтехобразования. СПб

20. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии.М.

21. Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. - М., 1995.

22. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. "Основы менеджмента", М: Дело, 1992

23. Петросян Л., Зенкович Н. А. Оптимальный поиск в условиях конфликта. Л., 1987

24. Платонов О. А. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США. - М" 1992
25. Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. - М.: Изд-во МГУ, 1993.



2015-12-08 900 Обсуждений (0)
Анализ практики возникновения социальной напряженности курсантов и пути решения этой проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ практики возникновения социальной напряженности курсантов и пути решения этой проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (900)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)