Цель: диагностическая.
Показания: кишечные инфекции, обследования.
Противопоказания: нет.
Оснащение: стерильная пробирка с консервантом и стерильной металлической петлей, перчатки, стерильный шпатель, пеленка (если процедура выполняется в постели); ширма (если процедура выполняется в многоместной палате), клеенка, направление.
Этапы
| Обоснование
|
Подготовка к процедуре
1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес.
| Установление контакта с пациентом.
|
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею не знаком).
| Психологическая подготовка к манипуляции.
|
3. Получить его согласие.
| Соблюдение прав пациента.
|
4. Вымыть руки (гигиенический способ). Надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала.
|
5. Подготовить необходимое оснащение. Поставить ширму (при необходимости).
| Обеспечение эффективного проведения процедуры. Обеспечение психологического комфорта.
|
Выполнение процедуры
6. Помочь пациенту лечь на левый бок с согнутыми и приведенными к животу ногами.
| Учет анатомо- физиологических особенностей прямой и сигмовидной кишки. Облегчение введения металлической петли.
|
7. Положить под ягодицы пациента клеенку, а на нее пеленку (или впитывающую пеленку).
| Исключение загрязнения постели, обеспечение инфекционной безопасности.
|
8. Раздвинуть ягодицы 1 и 2 пальцами левой руки. Правой рукой взять из пробирки металлическую петлю и ввести вращательными движениями в прямую кишку на глубину 8-10 см, собирая содержимое со стенок.
| Технология взятия материала.
|
9. Извлечь петлю из прямой кишки и поместить в пробирку с консервантом, не касаясь наружной стороны пробирки и других предметов.
| Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение достоверности результата.
|
10. Убрать пеленку и клеенку и поместить их в мешок для использованного материала. Снять перчатки и поместить их в контейнер с дезинфектантом. Вымыть руки (гигиенический уровень).
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
11. Помочь пациенту занять удобное положение. Накрыть его. Удостовериться, что он чувствует себя нормально. Убрать ширму, если она ставилась.
| Обеспечение психического комфорта.
|
12. Надеть перчатки. Доставить емкость с направлением в лабораторию.
Примечание: в некоторых случаях допускается хранение пробирки с консервантом в холодильнике при температуре 3-4*С не более 12 часов.
| Обеспечение условий для проведения исследования.
|
Завершение процедуры
13. Провести утилизацию одноразового инструментария.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
14. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента.
| Обеспечение преемственности сестринского ухода.
|
15. Подклеить полученные результаты исследования в документацию.
| Обеспечение преемственности сестринского ухода.
|
Факторы, искажающие результат:
Ø Касторовое и минеральное масла, препараты висмута, магния или антидиарейные препараты, ирригоскопия.
Ø Несоблюдение требований, предъявляемых к исследованию.
Ø Неправильная техника взятия пробы, исследование недостаточного количества проб, попадание в кал мочи (возможен ложноотрицательный результат).
Ø Несвоевременная отправка пробы кала в лабораторию, а при отсроченном исследовании хранение пробы без охлаждения и добавления консерванта.
Ø Перегревание или переохлаждение пробы кала.
Ø Прием пациентом рентгеноконтрастного вещества в течение 5- 10 дней до исследования.
Необходимые меры инфекционной безопасности при сборе, хранении и транспортировке фекалий:
Кал содержит огромное количество микроорганизмов. Хотя большая часть их мертва, сбор, хранение и транспортировку фекалий осуществляют, соблюдая необходимые меры безопасности.
Ø Надеть перчатки;
Ø При необходимости взять часть пробы, используя шпатель, который затем уничтожают (сжигают);
Ø Хранить пробу (при необходимости) в специальном холодильнике;
Ø Емкость с пробой плотно закрывают крышкой;
Ø Снять перчатки, вымыть руки.
Ø Материалы для исходного уровня знаний
Ø Материалы для текущего контроля знаний
Ø Материалы для итогового контроля знаний
Ø Эталоны ответов к контролирующим материалам
Ø Критерии оценки
Контроль исходного уровня знаний
Фронтальный опрос
№ п/п
| Вопрос
| Ответ
|
| Какие исследования кала проводят для диагностики
заболеваний желудочно-кишечного тракта?
| Для диагностики заболеваний желудочно – кишечного тракта проводят следующие исследования кала:
Ø Общеклинический или копрологический анализ кала;
Ø кал на скрытую кровь;
Ø кал на яйца глистов;
Ø кал на простейшие;
Ø бактериологическое исследование кала.
|
| О чем можно судить, исследуя анализ кала?
| По данным анализа кала судят о ферментативной функции кишечника, обнаруживают нарушения желчевыделения, срытое кровотечение, наличие или отсутствие паразитов (аскарид, остриц, ленточных глистов, микроорганизмов).
|
| С какой целью проводят общеклиническое (копрологическое) исследование кала?
| общеклиническое исследование кала позволяет выявить нарушение физико – химических свойств кала.
|
| От чего зависит количество выделяемых испражнений?
| количество выделяемых испражнений зависит от количества и состава питания. При употреблении растительной пищи количество фекалий гораздо больше, чем при питании продуктами животного происхождения.
|
| В чем заключаются особенности сбора кала для копрологического исследования?
| Ø Кал собирают в стеклянную посуду с притертой или завинчивающейся крышкой.
Ø Посуда должна быть чистой и сухой.
Ø Следует избегать примеси мочи, мыла, выделений половых органов и других веществ, в том числе лекарственных.
Ø Если надо знать точно количество испражнений, то посуду, в которую их собирают, следует предварительно взвесить.
Ø Исследовать кал необходимо не позднее 8-12 часов после выделения при условии хранения при температуре 3-5*С.
Ø В лабораторию нельзя доставлять фекалии после клизмы, введения свечей, приема внутрь красящих веществ, касторового и вазелинового масел, белладонны, пилокарпина, железа, висмут
|
| В чем заключается особенность сбора кала на скрытую кровь?
| При назначении исследования кала на скрытую кровь необходима специальная подготовка пациента.Назначается специальная диета (во избежание ложноположительных реакций).
|
| Что такое гельминтоз?
| Заражение глистами.
|
| С какой целью проводят соскоб с прианальных складок на энтеробиоз?
| С целью обнаружения в кишечнике остриц.
|
| С какой целью проводят бактериологическое исследование кала?
| Бактериологическое исследование кала на наличие возбудителей кишечных инфекций проводят с целью:
Ø Установление этиологии заболевания.
Ø Контроля перед выпиской из лечебного учреждения для выявления бактериовыделителей среди выздоравливающих.
Ø Обследование лиц, подозрительных на хронические заболевания.
Ø Обследование лиц, подозрительных как источник инфекции при вспышках заболевания.
Ø Обследование работников объектов питания, лечебных и детских учреждений.
Ø Обследование здоровых лиц в окружении больного с кишечной инфекцией.
|
| В чем заключаются особенности взятия кала для бактериологического исследования?
| Из баклаборатории доставляется стерильная пробирка с питательной средой. Забор осуществляется активным методом с помощью ректальной петли. В лабораторию доставляется немедленно.
|
Контроль текущего уровня знаний
Составьте кроссворд
По вертикали:
1. Заболевание, возникающее при нарушении микрофлоры кишечника.
2. Емкость, в которую собирают кал для бактериологического исследования.
3.Какие микроорганизмы поселяются в организме человека, вызывая заболевание гельминтоз?
4.Лекарственные средства, разрешенные к применению в период подготовки к исследованию кала на скрытую кровь.
5. Продукты, которые необходимо исключить из диеты при подготовке к исследованию кала на скрытую кровь.
По горизонтали:
6. Опорожнение кишечника.
7. Исследования кала на скрытую кровь основывается на обнаружении в нем:
8. Лаборатория для бактериологического исследования кала носит название…
9. Наиболее распространенная диета при подготовке больного к исследованию кала для копрологического исследования.
10. Соскоб с прианальных складок у взрослых лучше проводить:
|
|
|
| 6.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| 5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполните задание.
На основании полученных знаний и приложенной инструкции, составьте памятку для пациента по сбору кала на скрытую кровь.