РАССУЖДЕНИЕ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
II способ ТЕЗИСЫ 1. Народ в понимании Толстого — решающая сила истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в великой эпохе 1812 года является, по его мнению, отношение к народу, понимание его. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии истори- ческих событий.
2. Кутузов и Наполеон — нравственные полюсы романа«Война и мир»: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.
3. Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий — идеей мирового господства, культа своей личности, манией величия. "Сила Кутузова как полководца — в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан. Ставка Наполеона — на самые низменные инстинкты его разноплеменной армии: приобрести имение в России, бить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь... «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны... Цель каждого из этих людей... состояла в том, чтоб удержать приобретемое». (Том III, ч. 3, гл. XXVI).
4. Хотя Кутузов (как он изображен в романе) и не при решающего значения своему «я», однако показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска, «...он все выслушает, все запомнит, всё ставит на свое место, ничему полезному не помешает и на вредного не позволит..., а главное,— думал князь Андрей,—_ему веришь ему,— это то, что он русский...» (Том IIгл. XVI). Для Наполеона война — это игра, а люди — пешки в этой 1 Они подчиняются воле полководца-сверхчеловека, который та мым якобы определяет ход исторических событий.
5. С молчаливого согласия Наполеона его армия в Москве ворует, грабит, насилует, убивает невинных людей — жителей Москвы. Более того: предписывая всем своим войскам для запаса продовольствия поочередно ходить в Москву мародерствовать, Наполеон издает приказы и распоряжения, запрещающие воровство и грабеж населения. Разве это не вероломство! А Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, следующим разгромленного врага: «Пока они были сильны. их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди...» И гуманное чувство к поверженному врагу, замечает Толстей, лежало в душе каждого солдата». (Том IV, ч. 4, гл.V1).
6. В самые тяжелые для России дни Кутузов с солдата» народом. «Последней степенью подлости» называет Толстой бегство «великого императора от геройской армии». (Том IV, ч. 3, гл. XVШX/
7. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам. Наполеон, играющий роль властелина мира, самовлюблен, высокомерен и тщеславен. Человек фальшивый, лицемерный, он; глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен да мозга костей. В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату. Одна из характерных черт Наполеона — актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой. 8. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость полководца, но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким, потому что во внешности Кутузова автор видит его нравственные качества «простоты, добра и правды». Авторские характеристики внешнего вида Наполеона даны в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т. п. 9. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны. Именно поэтому Наполеону противопоставляется Кутузов, истинно народный полководец, величие которого и в его простоте, скромности, подлинном гуманизме. |
Счастливые минуты в жизни князя Андрея. (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Вспомним, кому принадлежит выражение: «Счастливые минуты». Князь Андрей много раз в наиболее острых жизненных ситуациях какие-то события из своей жизни называет «лучшими», «чистыми», «счастливыми». Значит, мы не можем мысль о счастливых минутах в жизни князя Андрея расчленять на составные части по способу доказательства или опровержения: что та или иная «минута» была счастливой, это бесспорно и потому не требует ни доказательства, ни опровержения. Мы будем развивать ее по принципу простого деления целого на части. Какова эта мысль? Формулировка темы указывает только на предмет рассуждения — «счастливые минуты..,.». А что мы будем утверждать о них, это надо решить самостоятельно. Обнаружить мысль, заключенную в теме, путем подстановки вопроса в данном случае невозможно. Следовательно, в решении этой темы мы не можем идти дедуктивным путем: надо исследовать материал романа, чтобы найти, открыть главную мысль нашего рассуждения. Необходимо вспомнить, какие минуты в своей жизни князь Андрей переживает как счастливые, выяснить, что общего во всех этих «минутах» и назвать это общее одним предложением. Оно (это предложение) и будет формулировкой той мысли, которую необходимо развить в рассуждении. ТакоТГпутьГ работы над темой, как помните, называется индуктивным. Перечитайте главы «Войны и мира», в которых князь Андрей говорит о счастливых минутах своей жизни: 1. Аустерлиц (т. 1, ч. 3, гл. 16, 19). 2. Свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове (т.2,, ч. 2, гл. 8, 12, 13). 3. Первая встреча с Наташей (т.2, ч. 3, гл.2,3) 4. Встречи с Наташей в Петербурге (т.2, ч., 3, гл. 19). 5. Сближение с солдатами и офицерами полка. 21812 год. (т.3, ч.2, гл.5). 6. Свидание князя Андрея с Кутузовым в Цареве-Займище (т.3, ч.2, гл.16). 7. Накануне Бородинского сражения (т.3, ч.2, гл.25) 8. Во время Бородинского сражения (т. 3. ч. 2, гл. 36). 9. На операционном столе. (т. 3, ч. 2, гл. 37). 10. Встреча с Наташей в Мытищах (т. 4, ч. 1, гл. 32). Все главы, отмеченные в скобках, надо, повторяем, перечитать, выборочно пересказать, истолковать их с точки зрения темы рассуждения и ответить на вопрос: Что общего во всех счастливых минутах князя Андрея? Или: Какие минуты своей жизни Князь Андрей считает счастливыми? Ответ дать нетрудно, он лежит на поверхности текста: князь Андрей называет счастливыми те минуты своей жизни, когда он приходил к мысли, что жизнь его должна идти не для него одного, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от его жизни, чтобы его жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе с ним. Это — основная мысль нашего рассуждения. Развернуть ее надо по принципу простой мотивировки: назвать счастливые. минутыт окоторых мы только что прочитали, истолковать их с точки зрения выдвинутого нами тезиса. Сочинения на такие темы пишут для того, чтобы научиться чувствовать речевую манеру писателя, его стиль. Художественный текст, составляющий основу сочинения, в этом случае перелагается под определенным углом зрения своими словами пол способу краткого и детального изложения, художественного рассказывания, цитирования, монтажа. По мнению одного из замечательнейших знатоков литературы, рассказ художественного текста «своими словами» «ставит в маленьком масштабе чисто художественно-прозаическую стилистическую задачу: рассказ текста своими словами есть до некоторой степени двухголосый рассказ о чужом слове, ведь «свои слова» не должны растворять до конца своеобразие чужих, рассказ своими словами должен носить смешанный характер, в нужных местах воспроизводя стиль и выражения передаваемого текста» 1. |
2015-12-08 | 3719 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: РАССУЖДЕНИЕ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы