Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические подходы к изучению конфликта



2015-12-08 474 Обсуждений (0)
Практические подходы к изучению конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к зачету по курсу конфликтология

Специфика конфликтов в индивидуальном, межличностном, профессиональном пространствах.

Внутриличностый конфликт - это конфликт внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Особенности:

1. Несоответствие структуре конфликта (нет субъектов конфликта в лице отдельных личностей или групп);

2. Специфичность форм протекания и проявления (протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается страхом, депрессией, стрессом, вызывает невроз);

3. Латентность (его не всегда легко определить, часто человек даже сам не знает, что находится в состоянии конфликта).

Выделяют следующие характеристики внутриличностного конфликта:

1. проявляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2. его сторонами выступают разноплановые интересы, цели, мотивы и желания одновременно существуют в структуре личности;

3. возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, равновелики. В противном случае человек из двух зол выбирает меньшее, из двух благ - большее, предпочтет вознаграждении перед наказанием.

4. сопровождается отрицательными эмоциями

 

Межличностный конфликт– это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию.

Конфликт возникает между двумя и более лицами. Система межличностных отношений – главная область возникновения межличностного конфликта. Система нарушится, если у ее участников появляются противоположные мнения или несогласие с уже сложившимися способами взаимодействия. Разрешение конфликта наступит при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений: либо путем восстановления прежних установок или видоизмененных, либо созданием новых, принимающихся всеми взглядов.

Особенности:

1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.

2. у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции, которыми субъекты уже не способны управлять.

3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта.

 

Проф.конфликты – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.

2 вида: межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые (администрация, коллектив, профсоюз, органы управления).

Причины возникновения - общий рост безработицы; снижение ценности труда; обнищание населения; отсутствие регуляции условий труда административными кругами.

Способы разрешения трудовых конфликтов: забастовки, выступления на собраниях, демонстрация, письменное или устное обращение к вышестоящему руководству или администрации, заявление в средствах массовой информации, урегулирование через профсоюзные комитеты, обращение в комиссию по трудовым спорам, увольнение.

Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых конфликтов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе принятия на работу либо на этапе уже возникшего конфликта. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять конфликтной ситуацией.

 

 

Определение конфликта, биологическая основа, практический подход к изучению и решению конкретного конфликта (проблематизация), уровни знания о конфликтной ситуации.

Конфликт – это взаимодействие, при котором стороны придерживаются взаимоисключающих целей и ценностей либо одновременно в конкурентной манере стремятся к одной и той же цели.

Психологическая основа – я, а не ты.

Социально-биологическая основа исходит из того, что конфликт и борьба свойственны всему живому. Эта теория опираются на учение Ч. Дарвина о естественном отборе и выводят из него идею естественной агрессивности человека и отдельных групп, которая и находит выражение в социальных конфликтах.

При этом выделяют следующие виды агрессивности: территориальная агрессия (например, группы подростков, казанские моталки); агрессия доминирования; сексуальная агрессия и т.п.

Аналоги в живой природе - охотничий район хищника, утверждение сильнейшей особи.

Практические подходы к изучению конфликта

1. экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях

2. личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;

3. исторический (ретроспективный) - описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход и т.д.).

Подходы к решению конфликта:

Признаки конструктивного подхода: Общая цель сторон; достижение согласия; установка на то, что выиграть должен каждый участник; Реализуется в режиме диалога и взаимопомощи; достижения согласия, решения имеющихся проблем.

Деструктивный подход: нет общей цели; участники сосредоточены только на своих интересах; режим открытой конфронтации; каждая сторона ищет способ помешать другой стороне.

Уровни знания о конфликтной ситуации: Эксплицитный – уровень гласности: Коммуникативная компетентность и Фиксация на проблеме

Эмплицитный – зона умолчания: Блок коммуникации и Интуитивное знание



2015-12-08 474 Обсуждений (0)
Практические подходы к изучению конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические подходы к изучению конфликта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)