Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


представить как допуск к экзамену)



2015-12-08 686 Обсуждений (0)
представить как допуск к экзамену) 0.00 из 5.00 0 оценок




Зав. кафедрой психологии

Кучерявенко В.И.

Протокол № 1 от 15 cентября 2015г.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

«Введение в психологию»

для студентов-бакалавров заочного отделения,

направление «Психолого-педагогическое образование»

профиль «Психология образования»

(2 курс, 3 семестр,з/о)

Тематика лекционных занятий

№ п/п Темы лекций Кол-во часов
1. Психология как наука и практика
2. Методология и методы исследования психологии
3. Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции
4. Общее понятие психических процессов
5. Общее понятие личности в психологии
  ИТОГО 8 ч.

 

Тематика практических (семинарских) занятий

 

№ п/п Темы практических занятий Кол-во часов
1. Предмет психологии, научная и житейская психология
2. Возникновение и развитие сознания
3. Психические процессы и состояния
4. Психические свойства личности
  ИТОГО 8 ч.

 

 

Задания для самостоятельной работы

(необходимо выполнить в письменном (напечатанном) виде

И в папке в виде файлов

представить как допуск к экзамену)

Раздел дисциплины № п/п Тема и вид СРС Трудоемкость (в часах)
Раздел 1   Вид СРС 1. Конспектирование статей из первоисточников 1) Основные задачи и разделы психологии Источник: Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред.Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. (с. 28-33) 2) Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 23-35)
Вид СРС 2. Работа с материалом из учебно-методического пособия Аннотирование книги В. Яровицкого «100 великих психологов» (Эл. ресурс http://fb2.booksgid.com/content/1C/v-yarovickiy-100-velikih-psihologov/1.html) Конспектирование Организация конкретного психологического исследования Источник: Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. - 496 с. (с.88-112).
Вид СРС 3.Работа с психологическим словарем по темам « Основные направления в развитии психологии как науки», «Развитие психики в филогенезе»  
Вид СРС 4. Решение тестовых заданий (см. ниже)
Раздел 2   Вид СРС 1. Подготовка ответов на контрольные вопросы (см. ниже)
Вид СРС 2. Составление плана и тезисов ответов по теме «Возникновение и развитие сознания»
Вид СРС 3. Конспектирование текстов из первоисточников 1) Организация нервной системы Источник: Введение в психологию/ Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Учебник для студентов университетов. - 2003. - 672 с ( с.55-72) 2) Сознание человека. Источник:Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999 (с.132-144) 3) Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 330-350)
  Вид СРС 4. Подготовка тематических карточек с контрольными вопросами для взаимопроверки на практическом занятии по теме «Мозг и психика»
Раздел 3 Вид СРС 1. Написание эссе по теме « Память и ее роль в жизни человека»
Вид СРС 2. Работа со справочниками и словарями по темам раздела «Психические процессы и состояния». Составление глоссария.
Вид СРС 3. Работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet 1) Конспектирование Эмоции. Источник: Введение в психологию/ Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Учебник для студентов университетов. - 2003. - 672 с ( с. 392 -405) (ссылка в Интернете: http://www.alleng.ru/d/psy/psy009.htm)
Вид СРС 4. Составление реферата (1 на выбор) – тематика – см. ниже
Вид СРС 5. Просмотр и аннотация видеофильма по теме занятия «Психические состояния» (Неконтролируемый стресс) https://www.youtube.com/watch?v=dHKp6lJN9Xo
Вид СРС 6. Составление кроссвордов для систематизации учебного материала по темам «Ощущения», «Восприятие» «Память», «Мышление», «Воображение», «Внимание», «Речь»
Раздел 4. Вид СРС 1.Конспектирование первоисточников Петухов В.В. Определение личности Леонтьев А.Н.Структура и развитие личности Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 477-479)
  Вид СРС 2. Составление вопросов для взаимопроверки по темам «Направленность личности», «Темперамент и характер»
  Вид СРС 3. Подготовка глоссария по темам «Мотивация личности», «Способности», «Характер»
  Вид СРС 4. Подготовка тематических презентаций в программе Рowerpoint по выбранной теме практических занятий (2 на выбор из перечня вопросов к экзамену)

Тематика рефератов

1. Предмет и объект психологии

2.Эволюция психики в процессе филогенеза

3.Отрасли психологии

4.Наука и другие способы познания (обыденное, художественное, религиозное и пр.)

5.Естественная и гуманитарная парадигмы в науке

6. Психология как наука о непосредственном опыте. Психология сознания (В.Вундт)

7. Психология как наука о поведении

8. Неосознаваемые процессы как предмет психологии. Психоанализ З.Фрейда

9. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений

10. Гуманистическая психология как направление психологии

11. Культурно-историческая теория развития ВПФ

12.Психологическая теория деятельности

13. Физиологические основы психики человека

14.Психические свойства личности

Тестовые задания

 

Задание 1.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

  • Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
  • Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;
  • Психология - наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
  • Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

Задание 2.Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

  • Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
  • Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
  • Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
  • Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;

Задание 3. .Дайте определение объекта научного исследования.Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:

  • Объект психологического исследования – человек;
  • Объект психологического исследования – человек и животные;
  • Объект психологического исследования – животные;

 

Задание 4.С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

  • Психики;
  • Речи;
  • Сознания;
  • Индивидуальности;

Задание 5. Самое существенное свойство психики это:

  • Эмоции;
  • Индивидуальность;
  • Отражение;
  • Чувства;

Задание 6.Прокомментируйте следующие суждения:

  • На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;
  • Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать – т.е. поведением.
  • При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что самоанализу – т.е. только на осознаваемое;
  • При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;

Задание 7.Выберите правильный вариант ответа:

    1. Бихевиоризм: а) опирался на схему «S-R»; б) превратил психологию в психологию без психики; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    2. психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления; в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций; г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    3. Гештальтпсихология: а) сделала предметом психологии образы восприятия; б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в)ввела в психологию идею инсайта; г) определила гештальты как элементы сознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    4. Гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) опирается на учение богословов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
    5. Психология деятельности: а) сделала предметом исследования поведенческий акт; б) ввела понятие установки в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности; г) занимается проблемами адаптации и социализации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 8.Заполните пропуски в утверждениях:

  • Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..
  • Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….
  • Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….
  • Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………
  • В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….
  • В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..
  • Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..
  • Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….
  • Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….
  • Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………
  • Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

Задание 9.Выберите правильный вариант ответа:

  1. Недостатком метода интервьюирования является: а) структурированность; б) гало-эффект; в) неструктурированность; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. К ситуативному тестированию относятся: а) анкетирование; б) опросники типа «карандаш-бумага»; проективные тесты; в) имитация реальных условий жизни; г) наблюдение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Надежность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Валидность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание10.Заполните пропуски в утверждениях:

  • …. – это рецепторная область нейрона.
  • Нервные импульсы распространяются по …. к ….
  • Место взаимодействия двух нейронов это - ….
  • Соматическая и автономная ветви являются частью …… нервной системы.
  • Простейшая реакция организма на внешний раздражитель это - …..
  • Парасимпатическая ветвь нервной системы наиболее активна …….
  • Активность нейронов регулируют …..
  • …… - это волокна. соединяющие полушария головного мозга
  • Три основных отдела головного мозга это - ……. или …. и …… и …….

 

Вопросы для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины

№ п/п Раздел Вопросы для контроля
  1.     Общие основы методологии психологии Дайте определение психологии как науки.
В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.
Какие методы психологических исследований вы знаете?
Что вы знаете об идеалистическом и материалистическом направлениях в фи­лософии и соответствующих взглядах на природу психического?
Расскажите о становлении и развитии психологии в России.
Расскажите о взаимосвязи психологии и других современных наук
Что относится к фундаментальным отраслям современной психологии?
  2.       Эволюционное введение в психологию Какие вы знаете основные этапы развития психики?
Расскажите о поведении как форме приспособления к условиям внешней среды
Объясните суть понятия «сознание».
Какие вы знаете основные функции психики?
Что вы знаете о происхождении сознания?
Назовите основные характеристики узловой, сетевидной и хордовой нервных систем.
Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения жи­вотных.
    Что вы знаете о концепции Леонтьева-Фабри?
Дайте определение условных рефлексов как физиологической основы поведения животных.
    3.       Психические процессы и состояния Какие психические процессы вы знаете?
В чем основное отличие психических состояний и психических процессов?
В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия?
Как связаны речь и мышление?
Какие виды внимания вы знаете?
Какие теории памяти вы знаете?
В чем сущность воли?
  4. Основы психологии личности Дайте характеристику первичным и вторичным свойствам человека как индивида
Объясните, почему понятие «личность» относится только к человеку и не может относиться к представителям животного мира.
Объясните суть понятия «индивидуальность».
Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека  
Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву.

 



2015-12-08 686 Обсуждений (0)
представить как допуск к экзамену) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: представить как допуск к экзамену)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)