Решение методом скользящей средней
Выравнивание динамических рядов. Скользящие средние
Динамические ряды – это ряды показателей, характеризующих величину явления на определенные моменты времени (моментальные ряды) или за определенные периоды. Выявление основной направленности динамического процесса. В практике социально-экономических исследований ряд динамики обычно разлагают на следующие три составляющие: - основная тенденция (тренд); - коротко-периодические колебания (переменная); - быстрые хаотические изменения. Тренд – это зависимость, выражающая основную направленность изменения (динамики) изучаемого показателя: его рост, падение или колеблемость. Выявление основной направленности динамики процесса производится различными методами: - метод скользящих средних; - выравнивание по методу наименьших квадратов; - выравнивание по методу Фурье. Метод скользящих средних. В методе скользящих средних находят главные уровни динамического ряда путем замены абсолютных данных средними значениями за определенные периоды. Различают метод взвешенных скользящих средних и невзвешенных скользящих средних. В методе невзвешенных скользящих средних абсолютные данные заменяются их средними значениями (средними арифметическими) за определенные периоды. При выборе этих периодов производится «скольжение», в результате которого в каждом очередном периоде исключаются первые уровни ряда и включаются последующие, т.е. весь ряд разбивается на несколько накладывающихся один на другой участков времени, содержащих обычно от 2-х до 5-ти наблюдений. Уровни, соответствующие наблюдениям, заменяются одним уровнем, равным математическому ожиданию исходных уровней и размещаемым посередине участка времени. При использовании невзвешенных скользящих средних период сглаживания может состоять из четного или нечетного числа членов. В случае применения взвешенных скользящих средних первые скользящие средние находят по формуле: (y1+y2) / 2, (y2+y3) / 2, … Используя найденные скользящие средние, находят вторые скользящие средние: ((y1+y2) / 2 + (y2+y3) / 2) / 2 = (y1+2y2+y3) / 4, … Третьи скользящие средние: ((y1+2y2+y3) / 4 + (y2+2y3+y4) / 4) / 2 = (y1+3y2+3y3+y4) / 8, … Веса уровней при применении взвешенных скользящих средних образуют коэффициенты бинома Ньютона: 2-я скользящая средняя – 121; 3-я скользящая средняя – 1331; 4-я скользящая средняя – 14641 и т.д.
Задача. Провести сглаживание методом скользящей средней динамического ряда, описывающего объем выпуска продукции предприятием в течение 15-дневного периода. Использовать сглаживание по 5 и 4 уровням. Представить исходный и сглаженный ряды в виде графиков. Определить динамику изменения показателя.
Решение. Ниже описан алгоритм и представлена таблица с результатами.
1. Просуммируем уровни ряда последовательно за каждый период времени (5 или 4 дня) со сдвигом на один момент времени. Например, 5-ти дневная сумма в 5-й день месяца = 30+31+31+32+30 = 154, а в 6-й день месяца = 31+31+32+30+30 = 154. 2. Рассчитаем скользящую среднюю для первого 5-ти дневного периода = = 30+31+31+32+30/5 = 30,8 или 5-ти дневная сумма/5 и проставим результат в середину периода - 3-ий день месяца, и т.д. рассчитаем вторую скользящую среднюю…. 3. Для 4-х дневного периода и суммы и скользящие средние рассчитываются аналогично. 4. 4-х дневная средняя сцентрированная находится из двух смежных скользящих средних 5. Таблица составляется в табличном редакторе MS Excel с использованием функций СУММ и СРЗНАЧ.
Вывод: По выровненным скользящим средним, особенно, по 5-ти дневной средней, видно, что наблюдается в основном рост объема продукции, за исключением незначительных колебаний (переменные составляющие) в начале и конце периода. Варианты для самостоятельной работы.
Пример применения метода скользящей средней для разработки прогноза Задача. Имеются данные, характеризующие уровень безработицы в регионе, %
Постройте прогноз уровня безработицы в регионе на ноябрь, декабрь, январь месяцы, используя метод скользящей средней. Решение методом скользящей средней Для расчета прогнозного значения методом скользящей средней необходимо: 1. Определить величину интервала сглаживания, например равную 3 (n = 3). 2. Рассчитать скользящую среднюю для первых трех периодов m фев = (Уянв + Уфев + У март)/ 3 = (2,99+2,66+2,63)/3 = 2,76 Полученное значение заносим в таблицу в средину взятого периода. Далее рассчитываем m для следующих трех периодов февраль, март, апрель. m март = (Уфев + Умарт + Уапр)/ 3 = (2,66+2,63+2,56)/3 = 2,62 Далее по аналогии рассчитываем m для каждых трех рядом стоящих периодов и результаты заносим в таблицу. 3. Рассчитав скользящую среднюю для всех периодов, строим прогноз на ноябрь по формуле:
Варианты для самостоятельной работы. Вариант 1. Провести сглаживание методом скользящей средней динамического ряда, колебания курса доллара США в течение 10-ти дневного периода. Интервал сглаживание равен 3. Построить прогноз курса на 3 дня. Представить исходный и сглаженный ряды в виде графиков. Вариант 2. Провести сглаживание методом скользящей средней динамического ряда, колебания курса евро в течение 10-ти дневного периода. Интервал сглаживание равен 3. Построить прогноз курса на 3 дня. Представить исходный и сглаженный ряды в виде графиков. Вариант 3. Провести сглаживание методом скользящей средней динамического ряда, колебания курса японской иены в течение 10-ти дневного периода. Интервал сглаживание равен 3. Построить прогноз курса на 3 дня. Представить исходный и сглаженный ряды в виде графиков.
Вариант 4. Провести сглаживание методом скользящей средней динамического ряда, колебания курса фунта стерлингов Соединенного королевства в течение 10-ти дневного периода. Интервал сглаживание равен 3. Построить прогноз курса на 3 дня. Представить исходный и сглаженный ряды в виде графиков.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |