Тяговые расчеты транспортных машин
Движение машин сопровождается действием сил, которые могут быть объединены в две основные группы: силы тяги Т, стремящиеся сообщить ведущей оси, а вместе с ней и машине поступательное движение, и силы сопротивления ,возникающие при движении машины и направленные в сторону, противоположную движению. Кроме того, могут иметь место дополнительные силы сопротивления в виде тормозных сил, прилагаемые только при необходимости уменьшения скорости движения. Движение машины будет возможным, если выполняются следующие два условия: 1) сила тяги привода ходового оборудования машины должна быть больше или равна сумме всех сопротивлений, возникающих при движении машины, т.е. , (1) 2) сила тяги по сцеплению движителя машины с дорогой или рельсом должна быть больше или равна силе тяги, развиваемой приводом ходового оборудования машины, т. е. , (2) Тяговое усилие ограничено мощностью привода ходового устройства, с которым связано зависимостью: , (3) где Р - мощность двигателей механизмов передвижения, кВт; - общий КПД механизма передвижения; - скорость передвижения, м/с. Сопротивление (Н), возникающее при движении машины, , (4) где - внутреннее сопротивление ходового оборудования; - сопротивление качению колес или гусениц; - сопротивление повороту при движении по кривой; - сопротивление уклона местности; - сопротивление от сил инерции при разгоне (торможении); - сопротивление воздуха; -сопротивление возникающие на рабочих органах машины. Внутренние сопротивления ходового оборудования составляют 6... 9% силы тяжести гусеничной машины и 4... 6% силы тяжести колесной машины. Сопротивление качению колес или гусениц в первом приближении можно рассчитать по формуле , (5) где - коэффициент сопротивления передвижению движителей, значения которого приведены в табл. 1; - вес машины, Н. Сопротивление повороту колесных машин, передвигающихся по твердому основанию, обычно мало и в расчетах не учитывается. Для случая движения колесных машины по рыхлому грунту: . (6) Сопротивление повороту гусеничных машин определяется затратами энергии на срезание и смятие грунта гусеницами и на преодоление сил трения гусениц о грунт. При движении по вязкому рыхлому грунту: , (7) по твердому грунту: . (8) С уменьшением радиуса поворота сопротивление обычно возрастает. Таблица 1 Коэффициенты сопротивления передвижению и сцепления
Сопротивление движению машин от уклона местности , (9) где - угол подъема пути (знак «+» соответствует движению машины на подъем, знак « - » - под уклон). При предварительных расчетах угол подъема можно принять равным 20...25° для гусеничных машин, 15...20° для пневмоколесных и 5...7° для колесно-рельсовых. Если считать движение равноускоренным, то сопротивление от сил инерции при разгоне машины (торможении) будет , (10) где - рабочая скорость, м/с; - начальная скорость машины, м/с; - ускорение свободного падения, м/с2; - время разгона или торможения, с. При разгоне принимают знак «+», при торможении - знак «-», так как при этом сила инерции способствует продолжению движения. При трогании с места на первой передаче можно принять для колесных машин м/с, а для гусеничных машин - м/с. Сопротивление воздуха , (11) где - площадь поперечного сечения машины, м2; - плотность воздуха, кг/м3. Как видно из формулы, сопротивление воздуха возрастает пропорционально квадрату скорости и становится существенным прискорости более 60. ..70 км/ч. Сопротивление от рабочего органа зависит от назначения и типа машины, характера выполняемых работ, конструкции рабочего органа и других факторов. Указанные выше сопротивления в действительности все вместе одновременно не возникают, и при тяговом расчете учитываются только те сопротивления, которые могут иметь место у рассматриваемой машины в конкретных условиях ее работы. Для проверки второго условия возможности движения машины определяют достаточность сцепления ведущих колес или гусениц с дорогой (грунтом), гарантирующее от буксования, при этом , (12) где - сцепной вес машины (для колесных машин равен весу, приходящемуся на ведущие колеса; для гусеничных машин равен полному весу машины); - коэффициент сцепления движителя с дорогой (см. табл. 1). Во время движения машины может возникнуть следующая характерная ситуация: . (13) Из этого неравенства видно, что сила тяги привода ходового оборудования машины недостаточна для преодоления сопротивлений и меньше силы тяги по сцеплению движителя с дорогой. В такой ситуации ходовое колесо провернуться не сможет и двигатель заглохнет. Если ведущие колеса или гусеницы оказываются на влажной или обледеневшей дороге, на мокром глинистом грунте и т. п., то коэффициент сцепления и соответственно сила сцепления значительно уменьшаются и может иметь место неравенство . (14) При этом движитель будет буксовать и машина не сдвинется с места. Движение машины возможно, если максимальное тяговое усилие будет не меньше суммарного сопротивления движению : . (15) Невыполнение условия (15) по тяговому усилию означает недостаток мощности для движения машины с заданной скоростью . Движение возможно с переходом на более низкие скорости передвижения, если они не ограничены кинематикой привода. Если условие (14) не удовлетворяется по усилию , то это означает, что машина не может двигаться из-за буксования движителей. Движение возможно при увеличении нормальной к поверхности передвижения нагрузки или при увеличении коэффициента сцепления . Для повышения под буксующий движитель обычно подкладывают материал с большим коэффициентом сцепления. Пример. Определим максимально возможную скорость передвижения гусеничного трактора Т-330, буксирующего пневмоколесную землевозную тележку с шинами высокого давления, на горизонтальном участке по свежеотсыпанному грунту, а также максимальный подъем, который может преодолеть трактор при движении по сухой укатанной грунтовой дороге, и скорость передвижения тракторного поезда на этом подъеме [3]. Масса трактора = 39,8 т; масса груженого прицепа = 55,7 т; мощность двигателя Р = 250 кВт; в трансмиссии трактора установлена коробка передач для бесступенчатого регулирования скоростей передвижения в трех диапазонах: от 0 до 3,5 км/ч; от 0 до 6,45 км/ч; от 0 до 13 км/ч; КПД трансмиссии = 0,8. Коэффициенты сопротивления передвижению и коэффициенты сцепления гусеничного движителя с дорогой принимаем по табл. 1. При движении по свежеотсыпанному грунту: для трактора - = 0,085; = 0,65;; для прицепа = 0,35. При движении по сухой укатанной грунтовой дороге: для трактора = 0,065; = 0,9; для прицепа =0,04. При движении по горизонтальной дороге нормальная к поверхности передвижения нагрузка составит: от трактора = 39,8 · 9,81 = 390,44 кН; от прицепа = 55,7 · 9,81 = 546,42 кН, где g = 9,81 м/с2 - ускорение свободного падения. Сопротивление передвижению: трактора (без прицепа) = 0,085 · 390,44 = 33,19 кН; прицепа = 0,35 · 546,42 = 191,25 кН; суммарное = 33,19 + 191,25 = 224,44 кН. Максимальное тяговое усилие по сцеплению гусеничного движителя с дорогой: = 0,65 · 390,44 = 253,79 кН. Так как то движение трактора не ограничивается сцеплением его движителя с дорогой. Максимальная скорость передвижения: = 250 · 0,8 / 224,44 = 0,891 м/с = 3,21 км/ч. Эта скорость реализуется на первом диапазоне коробки передач. При движении на подъем с углом по сухой укатанной грунтовой дороге нормальная к поверхности передвижения нагрузка: от трактора = 390,44 . Сопротивление передвижению (с учетом сопротивлению подъему): трактора =390,44 · (0,065 · + ), кН; прицепа =546,42 · (0,04 · + ), кН; суммарное = 390,44 · (0,065 · + ) + +546,42 · (0,04 · + ) = 47,24 · + 936,86 · , кН. Максимальное тяговое усилие по сцеплению гусеничного движителя с дорогой: = 0,9 · 390,44 · =351,4 · , кН. Движение на уклоне с углом а по условиям сцепления движителя с дорогой возможно, если : 351,4 · > 47,24 · + 936,86 · , откуда (351,4 - 47,24) / 936,86 = 0,32, чему соответствует < 18°. Для предельного значения = 18°: 390,44 · (0,065 · 18° + sin 18°) = 144,79 кН; 546,42 · (0,04 · 18° + sin 18°) = 189,64 кН; 144,79 + 189,64 = 334,43 кН. Максимальная скорость на подъеме: = 250 · 0,8 / 334,43 = 0,598 м/с = 2,15 км/ч, что обеспечивается также на первом диапазоне коробки передач. 6. Определение производительности автомобилей и автомобильных и тракторных поездов при перевозке строительных грузов Техническая производительность средств безрельсового транспорта (т/ч) , где - грузоподъемность, т; - коэффициент использования по грузоподъемности, - то же, по пробегу; - коэффициент, учитывающий затраты времени на разгон и торможение; - дальность транспортирования в одну сторону, м; - скорость движения, км/ч; - соответственно время загрузки, разгрузки и маневрирования, с. Задание на расчетную работу. Определить максимально возможную скорость передвижения транспортного средства, буксирующего пневмоколесный прицеп, на горизонтальном участке по свежеотсыпанному грунту, а также максимальный подъем, который может преодолеть транспортное средство при движении по заданному варианту вида опорной поверхности, и скорость передвижения поезда на этом подъеме. Тяговые расчеты транспортных средств выполнить по данным приведенным в таблице 2 (вариант расчета принимается по двум последним цифрам зачетной книжки). Таблица 2
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5488)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |