Перечень требований к усвоению знаний
В ходе освоения данной дисциплины студенты должны: · изучить основы, истоки возникновения и историю развития ландшафтной экологии (учения о природно-антропогенном ландшафте); · создать понятийный аппарат и знакомиться с основными закономерностями ландшафтной экологии; · изучить специфику строения, функционирования и динамики природно-антропогенных ландшафтов в различных географических условиях; · познакомиться с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; · овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; · воспитать у себя способность принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу; Требуемый уровень освоения курса подразумевает понимание механизмов функционирования различных природно-антропогенных хозяйственных систем, особенностей их внутренней структуры, специфики управления и оптимизации в разных географических условиях. Студент, изучивший дисциплину, должен: – знать основные понятия и термины дисциплины; многоаспектную ценность ландшафта; последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты; характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов; влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье. – знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли; – знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа; – знать основы биологической продуктивности биосферы, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;– уметь определять тип ландшафта; выявлять формы воздействия на него человека; – уметь давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом); формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране ландшафта. – уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта; – понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях; иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса; – понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; – иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду в разных географических условиях; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф. Критерии оценки Студент допущен к сдаче зачета по курсу «Ландшафтной экологии», если у него: · проработан лекционный материал; · выполнены все задания по лабораторным занятиям; · выполнены и своевременно сданы преподавателю задания, вынесенные на самостоятельную работу: составлены соответствующие письменные характеристики, проработан терминологический словарь. Студент не допускается к сдаче зачета по курсу «Ландшафтной экологии», если у него: · пропущено более 50% лекций и лабораторных занятий без уважительной причины; · не выполнены задания по лабораторным занятиям в полном объеме; · не выполнены задания, вынесенные на самостоятельную работу. Студент, допущенный к сдаче зачета, получает оценку «зачтено» в случае полного раскрытия поставленного вопроса, демонстрируя владение понятийным аппаратом и глубоким, осознанным знанием программного материала (ответ точен фактически, логично изложен). Студент получает оценку «не зачтено» на зачете в том случае, если он не владеет понятийным аппаратом (путается в терминологии) и знанием программного материала (отсутствует логика ответа; в ответе приводятся факты, не имеющие отношения к поставленному вопросу; в ответе присутствуют материалы, противоречащие общепринятым фактам.). Примерные вопросы к зачету 1. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах (В.В.Докучаев, Л.С.Берг, Н.А.Солнцев, А.Г.Исаченко, Ф.Н.Мильков и др.). 2. Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница). 3. Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Ведущий и ведомый компоненты. 4. Структура и строение ландшафта. Пространственная структура ландшафта: вертикальная и горизонтальная. 5. Морфологическая (классификация урочищ, классификация фаций), временная структура ландшафта. 6. Динамика ландшафта. Краткосрочная динамика (суточная, сезонная, годовая). Многолетняя динамика. 7. Развитие ландшафта. Общие закономерности эволюции ландшафтов. Флуктуации и сукцессия ландшафтов. 8. Природные системы: ландшафтный и экологический подходы к их анализу. Правила и принципы классификации ландшафтов. Ландшафтное районирование. 9. Основные типы природных ландшафтов. Экваториальные и тропические леса. Субтропические влажные леса. Саванны. Ландшафты средиземноморского типа. Восточно-Азиатские аридные леса. пустыни и полупустыни. Степи и лесостепи. Леса умеренного пояса. Тундры и лесотундры. Горные регионы. Азональные ландшафты. Прибрежные ландшафты. Аквальные ландшафты. 10.Основные формы воздействия человека на ландшафт. 11.Основные этапы становления антропогенных ландшафтов. 12.Типы природно-антропогенных ландшафтов. Сельскохозяйственные ландшафты. Лесохозяйственные ландшафты. Водохозяйственные ландшафты. Горнопромышленные ландшафты. Селитебные ландшафты. Рекреационные ландшафты. 13.Урбанизированные территории, урболандшафты. 14.Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн. 15.Рекреационные ландшафты. Классификация ландшафтов по функциям преобладающей рекреационной деятельности (лечебной, оздоровительной, спортивной, познавательной). 16.Рекреационное природопользование. Рекреационная емкость ландшафтов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |