Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа



2015-12-08 657 Обсуждений (0)
Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Сущность методики анализа.

2. Метод сравнения.

3. Метод цепных подстановок.

4. Метод разниц.

5. Интегральный метод.

6. Индексный метод.

 

1.Сущность методики анализа.

Метод экономического анализа – прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в динамике и статике.

Методам экономического анализа свойственно:

1. Использование системы показателей.

2. Изучение причин изменения этих показателей.

3. Выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Использование приемов анализа для конкретных целей, изучение состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа. Проводя анализ изменения какого-либо экономического явления, как правило, после анализа итоговых показателей переходят к анализу тех факторов, которые определяют итоговый показатель. Исследования факторов формирования показателей основывается на определенных приемах анализа, выбор которых зависит от поставленной задачи и наличия информационной базы.

2.Метод сравнения.

Ведущим приемом анализа является сравнение. Сравнение может проводиться по трем видам динамики, это зависит от выбранного для сравнения периода отчетности:

1) Выполнение плана – сравнивается фактическое значение изучаемого объекта в отчетном году с его расчетным значением (нормативным, запланированным), это дает оценку обоснованности плановых решений.

2) Фактическая динамика – сравнивается фактическое значение изучаемого объекта в отчетном году с его фактическим значением этого же периода предшествующего года, таким образом можно выявить динамику изучаемых параметров.

3) Плановая динамика – сравнивается запланированное значение изучаемого объекта в отчетном году с его фактическим значением предшествующего года, что обеспечивает оценку внутренних резервов предприятия.

Необходимым условием применения этого приема является сопоставимость сравниваемых экономических показателей.

Сравнение может проводиться как в абсолютных, так и относительных показателях.

Сравнение в абсолютных показателях определяется способом разниц и может иметь положительный и отрицательный результат. Сравнение в относительных величинах выражается либо в виде индексов, либо в виде удельного веса.

Рассмотрим применение приема сравнения: объектом анализа является результат выполнения плана по численности.

Состав работающих 2010 год Изменение Структура численности
план факт абсол. чел. (+/-) относит. % план факт изменение
Всего +2 0,47 -
В том числе ППП +35 81,77 89,53 +7,76
Из них: -рабочие -служащие       +18   7,2   58,41   62,32   +3,91
+17 23,36 27,21 +3,85
Непромышленная группа -33 -42,31 18,23 10,47 -7,76

Предварительные выводы, которые можно сделать без дополнительного привлечения информации следующие:

1) Предприятие превысило запланированную численность на 2 человека или на 0,47%, это может быть вызвано увеличением объема производства и потребностью в дополнительных рабочих.

2) Идет снижение (почти в 2 раза, -42,31%) непромышленной группы рабочих, учитывая, что данная категория рабочих содержится за счет прибыли, можно предположить снижение прибыли на предприятии, либо изменение социальной политики предприятия – реализацию социальных объектов предприятия.

3) Сокращение непромышленной группы не связано с общим сокращением рабочих на предприятии, а связано с переводом рабочих из непромышленной группы на производство. Но чтобы это утверждать, необходимо располагать дополнительной информацией отдела кадров.

4) Произошли изменения в структуре персонала, категория ППП увеличилась на 7,76%, а непромышленная группа сократилась на 7,76%, причем удельный вес рабочих увеличился на 3,91%, а служащих на 3,85%.

Для более полного анализа и выдачи точных рекомендаций необходимо проверить изменения в прибыли, прием и убытие новых работающих, изменение в объеме выпуска продукции и т.д.

3.Метод цепных подстановок.

Сущность этого приема заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволит оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется фактическое значение следующего исследуемого фактора. Сравнивая полученный результат с предыдущим, определяем влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель

При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов. Существует правило: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественный фактор ложится весь неразложимый остаток.

Количественный характер носят те экономические показатели, которые получаются в результате производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия путем статистического и бухгалтерского учета.

качественный характер носят те экономические показатели, которые получаются путем дополнительного расчета и сопоставления статистических и бухгалтерских показателей.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана по объему продукции за отчетный период. Исходные данные представлены в таблице.

Показатели Условные обозначения План Факт
Объем продукции, тыс. руб. N
ППП, чел. T
Производительность труда, тыс. руб. Пт=N/T 209,186 218,274

За отчетный период объем продукции увеличился на 3 910 тыс.руб. :

∆Nобщ = Nф - Nп=83610-79700=3910 тыс.руб.

1 подстановка: вводим фактическое значение первого фактора – численности рабочих:

Nт = Тф*Птп=382*209,186=79909 тыс.руб.

Определяем увеличение объема производства за счет увеличения численности рабочих:

∆N = Nт - Nп=79909-79700=209 тыс.руб.

Рассчитываем относительную величину изменения объема производства за счет влияния изменения численности рабочих:

%∆ Nт=209/3910*100%=5,4%

2 подстановка: определяем влияние второго фактора - производительности труда на изменение объема производства.

Nпт = Тф * Птф=83610*218,274=83610 тыс.руб.

∆Nпт = Nпт - Nт=83610-79909=3701 тыс.руб.

%∆Nпт = 3701/3910*100%=94,6%

∆Nобщ = ∆Nт + ∆Nпт=209+3701=3910 тыс.руб.

% Nобщ = %∆Nт + %∆Nпт=5,4%+94,6%=100%

План по объему продукции перевыполнен на 3910 тыс.руб., это произошло в результате изменения численности рабочих и производительности их труда.

Изменение численности рабочих – увеличение на 1 человека – привело к росту объема продукции на 209 тыс.руб., что составило 5,4% от общего прироста объема продукции.

Рост производительности труда обеспечил прирост объема продукции на 3702 тыс.руб., что составило 94,6% от общего увеличения объема продукции.

Таким образом, увеличение объема продукции произошло в основном за счет интенсивного фактора – роста производительности труда.

4.Метод разниц

Преобразование основного алгоритма метода цепных подстановок позволяет делать расчеты, используя не абсолютное значение факторов, а их приращение (метод разниц). Пользуясь данным методом, руководствуются следующими правилами:

1) При определении влияния количественного фактора приращение этого фактора умножается на величину базового качественного фактора.

2) При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.

В нашем примере это выглядит следующим образом:

1. ∆NТ = (Тф – Тп)*Пт =(382-381)*209,186=209 тыс.руб.

2. ∆NПт = Тф*(Птф – Птп)=382*(218.ю274-209,186)=3701 тыс.руб.

Остальное все по аналогии с методом цепных подстановок.

5.Интегральный метод.

При использовании интегрального факторного анализа расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибки вычислений (неразложимый остаток) распределяются между факторами поровну в отличии от метода цепных подстановок, где большая часть такого остатка приходится на последний качественный фактор.

Оценка количественных и качественных факторов при использовании интегрального метода производится по формулам:

∆Nт = ∆Т*Птп +

∆Nпт = ∆Пт*Тп +

Используем этот метод на нашем примере:

∆Nт = (382-381)*209,186 + = 214 тыс.руб.

∆NПт = (218,874-209,186)*381 + = 3696 тыс.руб.

6.Индексный метод

В статике, планировании и анализе хозяйственной деятельности для оценки количественной роли отдельных факторов одним из основных методов является индексный метод, который представляет собой отношение фактического показателя к базовому. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном периоде.

Рассмотрим применение индексного метода факторного анализа в формульном варианте на примере определения объема продукции как произведения численности работников на производительность их труда.

N = Пт*Т, где N – объем производства,

где Т – численность работников, чел.

Пт – производительность труда, руб.

Изменение объема выпуска продукции за определенный период может быть выражено как результат влияния двух факторов: изменения производительности труда при производстве продукции каждого вида и изменения численности работников, занятых выпуском продукции соответствующего вида.

,

где - индекс изменения объема производства,

1 – отчетное (фактическое) значение,

0 – плановое (базовое) значение.

= = ,

где - индекс численности рабочих, отражающий влияние на изменение объема продукции за счет изменения численности персонала.

- индекс производительности труда, который отражает влияние производительности труда на изменение объема производства.

=

=

Разница числителя и знаменателя дает абсолютное значение изменения объема продукции за счет соответствующего фактора.

= ∑Пт01 - ∑Пт00

NПт = ∑Пт11 - ∑Пт01

∆Nобщ = Nт + NПт

Пример. Определить влияние изменения численности и производительности труда на изменение объема продукции индексным методом.

Показатели Базовый период Отчетный период
А В А В
Объем продукции, тыс.руб.
Численность работников, чел.
Производительность труда, тыс.руб. 96,7 221,7 104,5

Определяем влияние численности работников на изменение объема производства:

= = = = 0,96

Абсолютное изменение объема производства за счет изменения численности работников:

NТ = ∑Пт01 - ∑Пт00 = (96,7*440 + 221,7*45) – (96,7*460 + 221,7*46) = 52524 – 54680

= -2156

Определяем влияние изменения производительности труда на изменение объема производства:

= =

Абсолютное изменение объема производства за счет производительности труда:

NПт = ∑Пт11 - ∑Пт01 = 54980 – 52524 = 2456 тыс.руб.

∆ Nобщ = -2156 + 2456 = 300 тыс.руб.

Общий индекс изменения объема продукции будет иметь вид:

Iобщ = IТ*IПт = 0,96*1,047

=

∆N = 54980-54680 = 300 тыс.руб.

Общий объем производства продукции увеличился на 300 тыс.руб. или 0,5% против планового задания, такой результат получен под влиянием двух факторов. Сокращение численности работников привело к снижению объема производства продукции на 2156 тыс.руб. или на 4%, а рост производительности труда увеличил объем производства на 2456 тыс.руб. или на 4,7%

 



2015-12-08 657 Обсуждений (0)
Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)