Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Семиотика поражений костно-мышечной



2015-12-08 872 Обсуждений (0)
Глава 2. Семиотика поражений костно-мышечной 0.00 из 5.00 0 оценок




Системы у детей

Жалобы

Ведущее значение в анамнезе имеют жалобы на болевые ощущения в костях и суставах (артралгии). Уточняют локализацию, характер, время появления, провоцирующие факторы. Могут присутствовать боли в мышцах (миалгии). Особое внимание обращается на остроту болевых ощущений (острые, тупые), их интенсивность (интенсивные, слабые), на некоторые оттенки этих ощущений (боли тянущие, пульсирующие, стреляющие), на локализацию болей, длительность и время их появления (временные, постоянные, в конце дня, ночные), на факторы, способствующие появлению, усилению или облегчению болевых ощущений (ходьба, движения в суставах, поднятие тяжелых предметов, бег и другие движения), иррадиацию боли в соседние участки тела, на наличие боли в области сердца, одышки, а также кашля.

В раннем возрасте выявление болевых ощущений представляет значительную трудность. Нередко дети дошкольного возраста не могут точно показать место болевых ощущений и дать им характеристику, жалуясь, например, на суставную боль при внесуставном ее происхождении. При этом внимательное наблюдение за поведением ребенка, его реакцией на пальпацию костей, пассивные движения в суставах помогает правильно и объективно оценить болевые ощущения. Определенную помощь оказывает и наблюдение за активными движениями ребенка, за его походкой, осанкой, положением тела.

При наличии деформации костей и суставов уточняют давность их появления и динамику изменений.

Жалобы на ограничение подвижности часто бывают при поражении суставов, связок, мышц. Также уточняют давность появления, характер ограничения (при активных или при пассивных движениях), когда появляется ограничение движения (для ревматоидного артрита характерна «утренняя скованность»).

Могут быть жалобы на слабость и снижение мышечной силы (необходимо уточнить время появления, выраженность, связь с другими патологическими симптомами). Следует учитывать, что иногда (например, при травме) родители могут скрыть или неохотно сообщать необходимые для диагностики данные.

Особенности анамнеза

Диагностический процесс начинается со сбора анамнеза. Как известно, основными составляющими анамнеза являются: история настоящего заболевания, история рождения и развития ребенка, сведения о заболеваемости, проведение профилактических прививок, профилактике рахита, семейный и наследственный анамнез, в ряде случаев с составлением родословной. Собираются подробные сведения об условиях жизни и воспитания ребенка с выделение факторов риска развития поражения костно-мышечной системы.

При подробном изучении анамнеза жизниребенка не должны оставаться незамеченными симптомы ряда системных, обменных и эндокринных заболеваний.

Сбор анамнеза больного ребенка является весьма непростым, в сборе анамнеза принимают участие врач, родители больного ребенка или ближайшие родственники, сам ребенок (в зависимости от возраста), также при необходимости производится выкопировка недостающих данных из истории развития ребенка (форма 112/у). Особенно это касается биологического анамнеза, касающегося характера течения беременности и родов, развития в периоде новорожденности. Родители зачастую забывают эти сведения.

Схема сбора анамнеза общепринята в педиатрии. Необходимо выяснить наличие у ближайших родственников заболеваний костной системы и суставов, ревматической, инфекционной и аутоиммунной патологии; а также уточнить связь начала заболевания с каким-либо предшествующим воздействием (инфекционным заболеванием (ангина, грипп, скарлатина), травмой и др.). Немаловажное значение имеют физическое и моторное развитие ребенка, а также становление его двигательных навыков. Выяснение неблагоприятных условий жизни и ухода за ребенком позволяет в ряде случаев предположить поражение костно-мышечной системы, например, при отсутствии профилактики рахита, недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, ограничение физической активности и занятий физкультурой, злоупотребление просмотром телевизора, длительные компьютерные игры, недостаточное освещение комнаты, отсутствие массажа и т.п.

В ряде случаев провоцирующим фактором может быть переохлаждение, повышенная физическая нагрузка, неудобное положение во время сна и т.п. Большое значение уделяется сбору пищевого анамнеза, характеру вскармливания ребенка, адекватности и своевременности введения прикормов на первом году жизни, характеру питания в последующем.

 

Методика исследования костно-мышечной

Системы

Костная система исследуется в следующем порядке: сначала голова (череп), затем — туловище (грудная клетка, позвоночник, верхние и нижние конечности).

При осмотре головы оценивают несколько параметров:

- форму черепа (в норме форма черепа округлая, при патологии может быть квадратной, башенной, ягодицеобразной, долихоцефалической и т. д.);

- симметричность (в норме череп симметричный);

- размеры головы;

- состояние верхней и нижней челюсти, количество и состояние зубов, особенности прикуса;

- положение головы (наклоны, запрокидывание).

Пальпацией обследуются роднички, швы, а также плотность самих костей. Пальпация производится сразу обеими руками, положив большие пальцы на лоб, ладони — на височные области. Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание — имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность. Характеристика родничка: размеры, состояние самого родничка (выпячивание, западение, пульсация). Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение.

Затем переходят к осмотру грудной клетки, оценивая ее форму. Обращают внимание на деформацию грудной клетки: куриная грудь (грудина выпячивается вперед в виде киля); гаррисонова борозда (западение на месте прикрепления диафрагмы, развернутая нижняя апертура грудной клетки); сердечный горб (выпячивание грудной клетки в области сердца), грудь «сапожника» или воронкообразная грудь (западение грудины) и т. д.

Пальпация грудной клетки. При пальпации ребер у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костных ребер в хрящевые. Пальпация проводится кончиками пальцев по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине. Иногда при пальпации обнаруживается значительное утолщение на границе костной и хрящевой части ребер вследствие избыточного образования остеоидной ткани — рахитические четки (они расположены несколько кнутри от срединно-ключичной линии).

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли искривление позвоночника. Искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад — кифоза, в сторону — сколиоза (последнее - всегда патология).

При осмотре нижних конечностей обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (особенно у детей первых месяцев жизни), укорочение конечности, Х-образное или О-образное искривление, плоскостопие.

Исследование походки важно для оценки состояния позвоночника и суставов нижних конечностей. Необходимо попросить ребенка пройти вперед, повернуться, вернуться назад. При этом оценивают движение рук, таза бедер, коленей, различных отделов стопы. Для нормальной походки характерно: плавное движение рук, связанное с движением противоположной ноги, симметричное движение таза, поворачивающегося вперед за движущейся в этом направлении ногой, разгибание коленного сустава при постановке ноги на пятку, сгибание коленного сустава при переносе ноги, устойчивая постановка пятки, приподнимание пятки перед отталкиванием, тыльное сгибание голеностопных суставов при переносе ноги, возможность плавного поворота.

Выделяют следующие виды патологической походки.

· Анталгическая походкабыстрый перенос массы тела с больной ноги на здоровую. Причинами могут быть боль в нижнем отделе позвоночника, поражение тазобедренного, коленного суставов, стопы. При болезненности в области пятки ребенок встает на носок или на всю стопу, при поражении среднего отдела стопы – на латеральную поверхность; поражение передних отделов стопы сопровождается наклоном вперед, укорочением шага.

· Походка Тренделенбурга(при поражении тазобедренных суставов): в положении на пораженной ноге с противоположной стороны отмечается опускание таза.

· “Утиная” (переваливающаяся) походкаотмечается при двустороннем поражении тазобедренных суставов.

· Спастическая (волочащаяся) походкаобусловлена трудностями при сгибании коленных суставов и при переносе ноги (перенос осуществляется по дуге, круговым движением, пальцы ног тащатся по земле). Походка характерна для детского церебрального паралича.

Обследование суставов производится обычно одновременно с исследованием костной и мышечной систем. При осмотре выявляется форма суставов, наличие деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов. Сантиметровой лентой на одинаковом уровне измеряется окружность симметричных суставов. Желательно измерение угломером амплитуды движений как пассивных, так и активных.

После этого переходят к пальпации суставов. Пальпацию проводят нежно (особенно, при наличии болезненности), определяя при этом температуру кожи над суставами, чувствительность, толщину и подвижность кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности, точной локализации болевых точек, наличие выпота в полости сустава или в заворотах сумки. Определяется это методом флюктуации и симптомом плавающего надколенника. Исследовать сустав методом флюктуации лучше в согнутом положении конечности. При наличии выпота давление одной стороны сустава ощущается на противоположной стороне в результате передачи волны жидкости. Симптом плавающего надколенника более достоверен. Проводится он следующим образом: сжимают выпрямленный коленный сустав ладонями с обеих сторон и слегка смещают мягкие переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливание пальцами на надколенник. В случае наличия выпота надколенник свободно колышется в жидкости.

Объем движений в межфаланговыхсуставах можно определить пассивно сгибая каждый палец, или предложив пациенту собрать “кулачок”, при этом в пораженных суставах будет выявлено ограничение сгибания. В норме возможное сгибание в проксимальных межфаланговых суставах составляет 100-1200, в дистальных –45-900. В пястно-фаланговых суставах возможное сгибание может составлять 90-1000, разгибание – около 300.

При осмотре лучезапястных суставовможно выявить ластообразную деформацию со сглаженностью контуров, с возможной девиацией (отклонением) кнаружи – типа “ласты моржа”. Сгибание и разгибание в лучезапястных суставах рекомендуется исследовать в положении предплечий горизонтально на уровне груди. Углы сгибания и разгибания при этом составляют от 70 до 900.

В локтевых суставах разгибание обследуют при вытянутых вперед руках с ладонями, обращенными вверх: рука составляет прямую линию (00); в пределах нормы считается отклонение 5-100 при переразгибании. Пронация и супинация предплечья происходят в проксимальном и дистальном лучелоктевых суставах, а также в плечелучевом суставе и составляет 900 в каждую сторону. Положив руки на плечи (прикоснувшись кончиками пальцев к плечам), ребенок демонстрирует нормальное сгибание в локтевых суставах.

Плечевой суставимеет шаровидную форму, поэтому, помимо сгибания (подъем рук перед собой, над головой) и отведения (подъем рук над головой по бокам), возможны движения внутренней и наружной ротации, которая определяется при касании кистью противоположной лопатки за спиной.

При осмотре височно-челюстного суставаобращают внимание на правильность положения нижней челюсти. Сустав прощупывается кпереди от наружного слухового прохода при открытом рте больного. Тогда можно обнаружить все типичные черты артрита – припухлость, повышение местной температуры, болезненность. Височно-челюстной сустав обеспечивает возможность следующих движений: открывание и закрывание рта, выдвижение вперед и назад нижней челюсти, боковые движения из стороны в сторону.

Тазобедренный суставобладает большой подвижностью. В суставе возможны сгибание, разгибание, приведение, отведение, ротация. Наибольшая степень сгибания достигается в том случае, если нога согнута в коленном суставе. Бедро может быть согнуто почти на 1200 от среднего разогнутого положения. При сгибании разогнутой ноги угол между бедром и осью тела будет около 900. Отведение вытянутых ног составляет 40-450. При этом обследующий должен одновременно развести в стороны прямые ноги ребенка, удерживая их за голеностопные суставы.

Часто в практике пользуются исследованием коленно-пяточного симптомаили его вариантом – одновременным отведением согнутых в коленях и тазобедренных суставах ног. Этот симптом позволяет одновременно исследовать объем сгибания, отведения и наружной ротации в тазобедренных суставах. Наличие боли, мышечного напряжения или ограничение подвижности заставляют думать о патологии тазобедренных суставов. Этим же приемом определяется наличие подвывиха одного или обоих бедер, при котором, помимо ограничения разведения, выявляется симптом скольженияпри потягивании за ногу отмечается смещение головки бедра относительно таза. Ротация в тазобедренном суставе определяется при положении больного на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, в то время как обследующий, взявшись одной рукой за область коленного сустава, а другой за стопу, отклоняет стопу кнутри для определения наружной ротации и кнаружи – для определения внутренней ротации. Нормальная ротация в тазобедренном суставе составляет кнаружи 450 и внутрь около 400.

Коленный сустав самый крупный из всех суставов – является сложным мыщелковым, состоящим из трех сочленений с общей суставной полостью. При осмотре сустава необходимо обратить внимание на наличие деформации – вальгусной или варусной. Прогиб коленного сустава кзади называется рекурвацией коленей. При воспалении коленного сустава (синовит) появляется растяжение и припухлость надпателярного (верхнего), реже предпателярного (нижнего заворота. Важным симптомом экссудативного артрита коленного сустава является симптом баллотации надколенника. Для его определения обследующий левой рукой сжимает надпателлярный заворот и кончиками пальцев правой руки надавливает на надколенник в переднезаднем направлении. Объем движений в коленном суставе включает разгибание до прямой линии (0 или 1800). Иногда отмечается переразгибание дополнительно на 10-150. Сгибание в коленном суставе составляет 130-1500. Чаще используют более простой способ: в положении лежа определяют расстояние между пяткой и ягодицей при согнутых до предела коленях. У большинства здоровых детей пятка полностью приводится к ягодице.

Голеностопный сустав – блоковидный, обеспечивающий подошвенное сгибание и тыльное разгибание. От нормального положения покоя, при котором угол между голенью и стопой равен 900, возможно разгибание на 200 и сгибание на 450. При супинации стопа поворачивается внутрь на 300, а при пронации – наружу на 200.

При осмотре стопы можно отметить удлинение и уплощение продольного свода стопы, что у ребенка старше 2 лет должно расцениваться как плоскостопие. “Конская” стопа является следствием контрактуры ахиллова сухожилия с подъемом пятки и опущением переднего отдела стопы. Возможна вальгусная или варусная деформация стопы. Воспаление в суставах стопы проявляется болезненностью, отечностью, покраснением кожи над тылом стопы. Воспалительные изменения в плюснефаланговых и межфаланговых суставах стоп аналогичны таковым в пястно-фаланговых и межфаланговых суставах рук. Объем движений в плюснефаланговых суставах составляет 400 при разгибании и 400 при сгибании, за исключением 1 плюснефалангового сустава, где объем движений равен 800 и 350 соответственно. В проксимальных межфаланговых суставах сгибание 500 и разгибание дальше 00 невозможно, в дистальных межфаланговых разгибание может достичь 300, сгибание 40-500.



2015-12-08 872 Обсуждений (0)
Глава 2. Семиотика поражений костно-мышечной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Семиотика поражений костно-мышечной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)