Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осуществление функций в предпринимательских фирмах



2015-12-08 714 Обсуждений (0)
Осуществление функций в предпринимательских фирмах 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Всякое явление имеет свои корни. Корни предпринимательства и менеджмента кроются в экономических отношениях собственности, которые возникают между людьми в процессе присвоения ими средств и результатов производства. Процесс присвоения реализуется через осуществление собственником нескольких функций.

Первая функция – предпринимательская. Реализуя ее, собственник создает предприятие, принимает основополагающие решения о главных направлениях своей деятельности, путях использования производственного и научно-технического потенциала, рыночной стратегии и т.п.

Вторая функция – производственная. Она связана с практической реализацией предпринимательских решений, изготовлением товаров и оказанием услуг. Поскольку такую деятельность необходимо координировать, то третьей функцией собственника является управленческая. Она состоит в организации процесса производства и сбыта товаров и услуг, закупке сырья, материалов, комплектующих изделий, найме работников и повседневном руководстве ими.

Наконец, четвертая функция собственника заключается в присвоении результатов производства – получении, распределении и использовании прибыли.

Если собственник – будь он одним лицом или коллективом, осуществляет эти функции самостоятельно, независимо от других людей, или государства, он может быть назван частным собственником, занимающимся частнопредпринимательской деятельностью.

По свидетельству известных американских специалистов в области бизнеса, менее 1/3 опрошенных жителей США высказывают доверие частному предпринимательству. В качестве причин фигурируют: плохое удовлетворение нужд потребителей, вызванное высокими ценами, фальсификацией товаров, производством ненужной продукции; неэффективность конкуренции, проявляющаяся в нарушении норм социального поведения, сговорах по поводу цен, подкупах, обманах; вредные побочные социальные явления, такие как ухудшения условий труда, состояния окружающей среды, оскудение природных ресурсов, несправедливое распределение богатства; забвение первоочередных нужд общества – здравоохранения, решения жилищной проблемы и т.п.

Видимо, формирующемуся слою отечественных предпринимателей полезно для обеспечения своего успеха учитывать не только позитивный, но и негативный опыт западных коллег и стараться не повторять их ошибок.

В мелких единоличных или семейных предприятиях собственник самостоятельно осуществляет все четыре функции – принимает решения, управляет, производит, присваивает результаты своей деятельности. Однако с ростом масштабов производства делать это становится все труднее.

Когда число работников на предприятии переваливает за десяток, собственник не может позволить себе одновременно работать по основной специальности и руководить делом. Поэтому он сосредотачивается на последнем, как на самом ответственном участке работы, и отказывается от исполнения производственной функции.

Дальнейшее увеличение масштабов и сложности предприятия приводит к тому, что собственник не в состоянии реализовывать непосредственно и управленческую функцию. Он поэтому передает ее в руки наемных управляющих – менеджеров, а сам сосредотачивается на принятии решений, контроле за их выполнением и присвоении прибыли.

Наконец, в крупнейших фирмах, функционирующих как акционерные общества, собственник оказывается представленным в виде аморфного и весьма разношерстного коллектива, который зачастую бывает настолько большим, что в полном составе не может даже физически выступать как эффективный предприниматель, тем более что реальными способностями к такого рода деятельности обладают не более 6-7% людей. Поэтому, в то время как меньшая часть собственников осуществляет предпринимательскую функцию в качестве членов совета директоров, большая часть вполне удовлетворяется присвоением результатов производства.

Вообще, само понятие "предприниматель" появилось в начале 18 века. Оно предложено известным французским экономистом Ришаром Кантиллионом и предназначалось им для характеристики человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы изготовить продукцию и продать ее в целях получения доходов. Поскольку он не знает, по каким ценам осуществляется реализация товара, то берет на себя немалый риск, связанный с разработкой новой идеи, организацией предприятия, выпуском и продажей продукции и предоставлением услуг.

Сегодня предприниматель – человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знанием в области управления производством в целях создания благ. Он способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией, несет расходы, необходимые для организации дела. Закон предоставляет предпринимателю право создавать предприятие путем его приобретения, учреждения, преобразования или аренды. Предприниматель вкладывает собственные средства в создание и развитие фирмы, принимает лично решения по принципиальным вопросам, связанным с функционированием предприятия, берет на себя всю полноту риска и правовую и экономическую ответственность за результаты деятельности, из собственного кармана расплачивается за все неудачи, а в случае необходимости предстает перед правосудием. По своему усмотрению распоряжается прибылью после уплаты налогов и расчета с кредиторами, стремится к независимости, беспрепятственному экспериментаторству, творчеству.

Известный американский бизнесмен и теоретик менеджмента Харви Маккей в книге "Как уцелеть среди акул?" пишет: "Людям с предпринимательской жилкой присуще полубезумное, фанатичное стремление – делать все самим, не допуская, чтобы кто-либо совал нос, задавал вопросы и указывал. Они не хотят утрачивать контроль над своим бизнесом. Но предприниматель, как бы талантлив он ни был, нуждается в специалистах, обладающих теми профессиональными навыками и знаниями, которыми он сам не может овладеть. И ему приходится покупать эти знания на рынке". А специалистами, которые эти знания продают, являются менеджеры. Они появились в середине прошлого века, когда на Западе после победы промышленной революции как грибы после дождя стали расти крупные предприятия.

Первоначально слово "менеджмент" означало "умение объезжать лошадей". Оно произошло от английского глагола управлять, а тот, в свою очередь, от латинского – рука. Таким образом, "менеджмент" буквально означает "руководство". На его родине в США этим словом обозначают группу лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя ответственность за осуществление власти над корпоративным бизнесом и имуществом, а также процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и людских ресурсов фирмы в интересах достижения целей.

Менеджмент – это не просто управление, а управление фирмой и ее персоналом в условиях рынка, двоякого рода неопределенности – поведения независимых свободных людей и непредсказуемой внешней ситуации. Непрерывность современного производства требует соответственно и непрерывного управления им. Поэтому, в отличие от прежних времен, управление оказывается не единоличным актом, а процессом, серией взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями. Традиционно их насчитывалось пять: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. В сегодняшних условиях добавились еще две: инновационная и маркетинговая.

Планирование реализуется в процессе определения целей фирмы и путей их достижения, анализе ситуации, выработке планов, программ, процедур, графиков и т.п.

Организационная функция связана с созданием фирмы и самая совершенная ее структура без людей – ничто. Деятельность же людей необходимо координировать, что и выполняет координационная функция. Однако потребность в координации наступает только в случае, когда люди что-то делают для достижения целей. Для активизации данного процесса необходима стимулирующая функция менеджмента, в рамках которой с помощью системы поощрений и наказаний работники ориентируются на наиболее эффективное решение стоящих перед ними задач.

Тщательная проверка итогов работы, выявление различного рода опасностей и "подводных камней", успехов и неудач происходит с помощью контрольной функции.

Инновационная функция связана с освоением и внедрением в производство новейших достижений в области техники и технологии, методов организации труда и управления людьми.

Маркетинговая функция обеспечивает целостную ориентацию фирмы на достижение конечного результата – удовлетворение потребностей покупателей и клиентов.

Само управление бывает стратегическим и оперативным. В результате стратегического управления создается потенциал фирмы, необходимый для достижения стоящих перед ней целей, а также ее адаптация к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее функционирования. Конечным продуктом оперативного управления оказывается выпуск и своевременное предоставление потребителю обусловленных товаров и услуг.

Реализация управленческих функций является основной задачей менеджеров. Они сосредотачиваются на организации процесса производства и деятельности персонала, направленных на достижение поставленных предпринимателем целей, побуждении людей к эффективной и плодотворной работе, улаживании производственных и иных конфликтов, ведении переговоров, планировании, контроле.

 

 



2015-12-08 714 Обсуждений (0)
Осуществление функций в предпринимательских фирмах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Осуществление функций в предпринимательских фирмах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)