Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическое право и закон



2015-12-08 415 Обсуждений (0)
Политическое право и закон 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Высоко оценивая благо мира, Аристотель подчеркивал, что «самый принцип

войн можно считать противным идее права». Этот тезис в дальнейшем получил

широкое распространение у критиков войны и сторонников «вечного мира», в

частности у Канта и Фихте.

В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и

Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой

политическую справедливость и служит нормой политических отношений между

людьми. «Понятие справедливости, — отмечает Аристотель, — связано с

представлением о государстве, так как право, служащее критерием

справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

В целом право как политическое явление Аристотель называет

«политическим правом». Это, в частности, означает невозможность

неполитического права, отсутствие права вообще в неполических

(деспотических) формах правления.

Политическое право делится им на естественное и условное

(волеустановленное). «Что касается политического права, — пишет он, — то

оно частью естественное, частью условное. Естественное право — то, которое

везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания

его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного

различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие

прекращается)».

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное

(волеустановленное) право, хотя и различаются между собой, но оба относятся

к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов,

например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом

условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т.

д.) означало различение, а зачастую и прямое противопоставление

естественного (природного) и политического (условного). Своеобразие позиции

Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под

«природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу

человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо

политическое.

Вообще при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций

важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями

«природа», «естественное» и т. д. в соответствующих учениях. Данный момент

имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов

правопонимания.

Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля

подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало

обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он

относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о

писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к

условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное

право).

Существенным составным моментом политического качества закона является

его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, —

отмечал Аристотель, — в основе предполагает своего рода право».

Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и

соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно

концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию,

вырождение закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, —

подчеркивал он, — властвование не только по праву, но и вопреки праву:

стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее

права».

 

Заключение

 

 

В заключение можно сказать, что Аристотель, осуществив грандиозное

обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал

оригинальное социально-философское учение.

Социальная и политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в

принципе с позиций идеального понимания полиса – города государства как

политического общения свободных и равных людей.

Государство по Аристотелю – продукт естественного развития. В этом

отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как

семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в

государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической

природы человека.

Отношение господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а

не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и

равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и

над господской властью над рабами.

Что касается формы правления государством, то Аристотель выделял

правильные формы правления (монархия, аристократия, полития) и неправильные

формы правления – тирания, олигархия и демократия. Но все-таки лучшей

формой правления выступает полития – правление большинства в интересах

общей пользы. Во главе всего Аристотель ставит закон.

 

Список использованной литературы:

 

 

1. Блинников А. К. «Великие философы»

2. Аристотель Сочинения в 4-х томах.

3. Богомолов А.С. “Античная философия”.

4. Мельник В.А. Политология. Учеб. пос. –Мн.:Высшая школа,1996

5. Основы политологии: Курс лекций/Под ред. В.П. Пугачёва . М.,1992

 

 

[1] Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 3

[2] Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 23

 



2015-12-08 415 Обсуждений (0)
Политическое право и закон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическое право и закон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)