ТЕМА 6. Аномалии личности
Основные термины и понятия: нормальное развитие, аномальное (патологическое) развитие; фиксация, регрессия, оральный характер, анальный характер, фаллический характер, конфликт, симптом, защита; поведенческий дефицит, неадаптивная реакция, конфликт побуждений, тревога; рационализация, фантазия, проекция.
Вопросы: 1. Проблема нормы и патологии в психическом развитии. Возможные причины отклонений в личностном развитии. 2. Представления об аномальном развитии с позиций различных подходов. А) Психоанализ З. Фрейда: - типы патологических характеров – оральный, анальный, фаллический, причины их формирования (понятие фиксации и феномен регрессии); - механизмы развития невротических симптомов (понятия конфликта и защиты). Б) Теории научения: - ориентация на базовые принципы научения в трактовке аномального функционирования личности; - поведенческий дефицит и усвоение неадаптивной реакции как причины формирования ошибочного (“больного”) поведения (Б.Ф. Скиннер); - конфликт побуждений как основной компонент в развитии невротического поведения (Д. Доллард и Н. Миллер). В) Гуманистический подход: - расхождение Я-концепции с субъективным опытом как психологическое нарушение (К. Роджерс); - типы защитного поведения (рационализация, фантазия, проекция). Г) Деятельностный подход: - психологические механизмы аномального развития личности (Б.С. Братусь).
Задание для самостоятельной работы: на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература Основная: 1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 6-24, 49-61(1), 175-222 (2Г). 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 154-159 (2А), 333-337, 351-352, 362-364 (2Б), Дополнительная: 1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 126-138 (1). 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 402-406, 459-463 (2). 3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 55 (1).
ТЕМА 7. Методы диагностики и коррекции развития личности Основные термины и понятия: оценка (измерение) личности, стандартизация, тестовые нормы, надежность, валидность, интервью, опросник, проективные методы; психотерапия, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия; психоаналитическая терапия, метод свободных ассоциаций, перенос, поведенческая психотерапия, «разусловливание», «прямое обусловливание», систематическая десенситизация, гуманистическая психотерапия, клиент-центрированная терапия, недирективная беседа, конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание, гештальттерапия, саморегуляция, телесно-ориентированная терапия; психологическое консультирование. Вопросы: 1. Основные методы диагностики (измерения) индивидуальных личностных особенностей: интервью, опросники, проективные методы; их преимущества и ограничения. 2. Психотерапия как метод изменения личности. Индивидуальная и групповая психотерапия. Основные виды психотерапии: А) Психоаналитическая терапия (на примере психоанализа З. Фрейда): - метод свободных ассоциаций и толкование сновидений; - перенос как феномен взаимоотношений пациента и психоаналитика. Б) Бихевиоральная психотерапия: - «разусловливание», «прямое обусловливание» и систематическая десенситизация как методы модификации поведения (модель классического обусловливания); - позитивное подкрепление как механизм формирования желательного поведения (модель оперантного обусловливания). В) Гуманистическая терапия (на примере клиент-центрированной терапии К. Роджерса): - особенности недирективной беседы; - условия, необходимые для терапевтического изменения (конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание). Г) Основные принципы гештальттерапии (по Ф. Перлзу). Д) Общая характеристика телесно-ориентированной терапии. 3. Актуализация потенциальных возможностей развития личности как основная задача психологического консультирования.
Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 4. Таблица 4 Сравнительная характеристика методов диагностики личности
Литература Основная: 1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 159-163 (2А), 230-234 (2В), 337-342, 357-358 (2Б). 2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 77-96 (1). Дополнительная: 1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002. 2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского. – СПб., 1999. – С. 78-82, 103-110, 158-159, 351-353, 370-397, 617-620 (2). 3. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2001. Тест для самопроверки 1. Человек, рассматриваемый со стороны его природных свойств, – это … 1) субъект 2) индивидуальность 3) индивид 4) личность
2. Особое качество индивида, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, – это … 1) индивидуальность 2) личность 3) субъектность 4) общительность
3. Основателем персонологического подхода в психологии является … 1) У. Джеймс 2) З. Фрейд 3) В. Штерн 4) Л.С. Выготский
4. Представление о личности как совокупности реакций характерно для представителей … подхода. 1) бихевиорального 2) психодинамического 3) когнитивного 4) феноменологического
5. Представление о человеке как активном существе характерно для … подхода. 1) бихевиорального 2) психодинамического 3) факторного 4) гуманистического
6. Знания и убеждения рассматриваются в качестве основных проявлений личности в рамках … подхода. 1) бихевиорального 2) гуманистического 3) когнитивного 4) факторного
7. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за … формы поведения. 1) устойчивые 2) изменчивые 3) социализированные 4) уникальные
8. Основной функцией теории личности является … 1) описательная 2) объяснительная 3) обобщающая 4) прикладная
9. Относительно неизменные характеристики, исполняющие роль «строительных блоков» человеческой психики – это … личности. 1) структура 2) мотивация 3) типы 4) аномалии
10. Подход, согласно которому структура личности определяется совокупностью черт, – … 1) психодинамический 2) факторный 3) гуманистический 4) когнитивный
11. Автором теории личностных конструктов является … 1) Р. Кеттелл 2) Дж. Келли 3) Дж. Уотсон 4) З. Фрейд
12. К. Халл является автором концепции … 1) оперантного научения 2) инструментального научения 3) классического обусловливания 4) субъективного бихевиоризма
13. Согласно А.Н. Леонтьеву «ядро» личности составляет … 1) Я-концепция 2) совокупность установок 3) иерархия отношений 4) иерархия мотивов
14. Отношение как единица структуры личности рассматривалось в концепции … 1) А.Н. Леонтьева 2) В.Н. Мясищева 3) Д.Н. Узнадзе 4) К.К. Платонов
15. При описании структуры личности, как правило, применяется … принцип. 1) «блочный» 2) поэлементный 3) функциональный 4) иерархический
16. Гедонистические мотивы признаются ведущими в рамках модели … 1) снижения напряжения 2) увеличения напряжения 3) компетентности 4) самоактуализации
17. Мотивы роста рассматриваются в качестве побудителей развития личности в … 1) психоанализе 2) когнитивной психологии 3) теории черт 4) гуманистической психологии
18. Движущей силой развития личности в психоанализе З. Фрейда является … 1) потребность в новых впечатлениях 2) удовлетворение первичных драйвов 3) удовлетворение инстинктов 4) тенденция к самореализации
19. Внутренним источником развития личности по А. Маслоу выступает … 1) внутриличностное напряжение 2) поиск смысла жизни 3) пирамида мотивов 4) тенденция к самоактуализации
20. Развитием личности движут … 1) когнитивные мотивы 2) мотивы удовольствия 3) мотивы самоактуализации 4) все перечисленные
21. Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, системы общественных связей и отношений – это … 1) интериоризация 2) развитие 3) социализация 4) реминисценция
22. Современным представлениям о соотношении наследственности и среды в развитии личности отвечает … 1) теория конвергенции двух факторов 2) теория конфронтации двух факторов 3) теория взаимодействия двух факторов 4) теория исключения двух факторов
23. Эпигенетическая концепция, согласно которой развитие человека направляется поиском идентичности, предложена … 1) Э. Эриксоном 2) Д.Б. Элькониным 3) Л.И. Божович 4) А. Гезеллом
24. Автором периодизации нравственного развития личности является … 1) Э. Эриксон 2) Д.Б. Эльконин 3) Л. Колберг 4) Л.С. Выготский
25. Установите соответствие между авторами периодизаций развития личности и критериями, положенными в основу периодизаций:
26. Причина личностных нарушений, по К. Роджерсу, состоит в … 1) расхождении Я-концепции с субъективным опытом 2) конфликте побуждений 3) отсутствии возможностей для самоактуализации 4) поведенческом дефиците
27. Патологический характер, согласно З. Фрейду, формируется вследствие … 1) работы механизмов психологической защиты 2) фиксации на одной из ранних стадий развития 3) проявления невротических симптомов 4) поведенческого дефицита
28. Помощь в решении глубинных личностных проблем НЕ является целью … 1) психоаналитической терапии 2) бихевиоральной терапии 3) гуманистической терапии 4) рационально-эмоциональной терапии
29. Согласно К. Роджерсу, к условиям, обеспечивающим изменение личности в процессе психотерапии, НЕ относится … 1) конгруэнтность 2) позитивное подкрепление 3) безусловная позитивная оценка 4) эмпатическое понимание
30. Основателем логотерапии в современной зарубежной психологии является … 1) К. Роджерс 2) А. Адлер 3) Э. Фромм 4) В. Франкл
31. Для экспериментального подхода к исследованию личности НЕ характерно… 1) контроль за переменными 2) объективная регистрация данных 3) возможность изучать личность во всех ее проявлениях 4) установление причинно-следственных отношений
32. Углубленное изучение индивидуальности – одно из важнейших преимуществ … подхода к исследованию личности. 1) клинического 2) экспериментального 3) корреляционного 4) социологического
33. Недостатком проективных тестов как метода диагностики личности является … 1) субъективность интерпретации результатов 2) отсутствие непосредственного контакта экспериментатора с испытуемым 3) наличие эффекта социальной желательности ответов 4) невозможность получения информации о скрытых аспектах личности
34. К достоинствам опросников как метода диагностики личности НЕ относится … 1) полная, определенная и систематизированная информация о личности 2) возможность проведения исследования в групповой форме 3) возможность предсказания поведения человека в конкретной ситуации 4) объективность и надежность результатов
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |