Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования



2015-12-08 553 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Вологодский институт права и экономики

Кафедра общей психологии

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Методические материалы

для специальности 030301 – «Психология»

 

Вологда – 2007


Психология личности: Методические материалы для специальности 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 22 с.

 

Подготовила:

М.С. Коданева – старший преподаватель кафедры общей психологииВИПЭ ФСИН России

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 1 июня 2007 г., протокол № 9.

 

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2007


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Психология личности». В рамках данного курса предполагается последовательное изучение теоретического материала, связанного с основными аспектами исследования личности в психологии. В их число входят: структура, мотивация, процесс развития личности (его детерминанты и периодизация), аномалии и изменение личности. В рамках курса рассматриваются также основные подходы к эмпирическому исследованию личности и ряд прикладных вопросов, связанных с получением данных о конкретной личности и коррекцией отклонений в личностном развитии.

Таким образом, цель курса заключается в формирование профессиональной компетентности курсантов (слушателей) в области функционирования и развития человека как личности.

Задачами курса являются:

– ознакомление с основными проблемными областями изучения личности в отечественной и зарубежной психологии;

– развитие у курсантов (слушателей) способности анализировать, сопоставлять и давать критическую оценку различным подходам, концепциям и взглядам на природу и закономерности развития личности;

– формирование гуманистического отношения к человеку как объекту психологического исследования, основанного на признании его цельности, индивидуальности и неповторимости.

Содержание дисциплины представляет собой логическое продолжение изучения личности, начатое во втором разделе общей психологии «Субъект деятельности», где были рассмотрены структура и процесс развития личности на примере концепций отдельных авторов. В то же время курс психологии личности создает предпосылки для освоения таких дисциплин, как «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Социальная психология», «Консультативная психология».

Согласно учебному плану, на изучение дисциплины «Психология личности» отводится 60 часов, из них 40 аудиторных – для очной формы обучения, 14 – для заочной. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Курс завершается зачетом.

В содержание методических материалов включены:

– перечень основных терминов и понятий по каждой из тем курса;

– вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на семинарских занятиях;

– задания для самостоятельной работы;

– списки основной и дополнительной литературы;

– тест для самопроверки;

– вопросы к зачету.


ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования

 

Основные термины и понятия: личность, персонология, феноменология личности; теория личности, структура, мотивация, детерминанты, периодизация, аномалия; эмпирическое исследование, клиническое исследование, экспериментальное исследование, независимая переменная, зависимая переменная, экспериментальная группа, контрольная группа, корреляционное исследование, коэффициент корреляции.

 

Вопросы:

1. Понятие личности в психологии.

2. Понятие теории. Основные компоненты теории личности.

3. Связь теории и эмпирического исследования личности. Основные подходы к эмпирическому исследованию: клинический, экспериментальный, корреляционный; их сравнительная оценка.

Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных подходов

к эмпирическому исследованию личности

Подход Краткая характеристика Преимущества Недостатки
Клинический      
Экспериментальный      
Корреляционный      

Литература

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 8-49 (1).

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 35-36 (1), 37-46 (2), 69-92 (3).

Дополнительная:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 т.– Ростов-на-Дону, 1996. – Т. 2. – С. 299-321 (1).

2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 15-16, 23-32, 39-44, 48-54, 60-66 (1).

3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 32-34 (1), 75-83 (2).

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 21-24 (1), 28-35 (2), 56-77 (3).

ТЕМА 2. Структура личности

 

Основные термины и понятия: принцип анализа«по элементам», принцип анализа «по единицам»; сознательное, предсознательное, бессознательное, Оно, Я, Сверх-Я, влечение (инстинкт), инстинкт жизни, либидо, инстинкт смерти, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип; эмпирическое Я, физическое Я, социальное Я, духовное Я, Я-концепция, идеальное Я; черта, кардинальная черта, центральная черта, вторичная диспозиция, идеографический подход, номотетический подход, фактор, факторный анализ, факторный профиль, суперфактор, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, психотизм, черта способностей, черта темперамента, динамическая черта, поверхностная черта, глубинная черта; реакция, оперант, привычка, драйв, первичный драйв, вторичный драйв; личный конструкт, проницаемый конструкт, непроницаемый конструкт; ожидания, компетентности, цели; установка, объективация, основная установка; отношение, доминирующие отношения; деятельность, смыслообразующий мотив, ценностно-смысловая сфера личности.

Вопросы:

1. Принципы анализа «по элементам» и «по единицам» (Л.С. Выготский), их применение для выделения структуры личности.

2. Сравнительный анализ подходов к выделению структуры личности в зарубежной психологии:

– психоаналитический поход (З. Фрейд, К.Г. Юнг);

– теории «личности как самосознания» (У. Джеймс, К. Роджерс);

– теория черт и факторный подход (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел);

– теории научения (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Л. Халл);

– когнитивный подход (Дж. Келли);

– социально-когнитивная теория (А. Бандура, У. Мишел).

3. Анализ структурных концепций личности в отечественной психологии:

– теория установки (Д.Н. Узнадзе);

– концепции отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Ломов);

– концепция деятельности (А.Н. Леонтьев);

– концепция динамической функциональной структуры личности (К.К. Платонов);

– подходы к изучению проблемы «Я» (И.С. Кон, Д.А. Леонтьев).

Задание для самостоятельной работы:

оформить в тетради таблицы 2 и 3, заполнить соответствующие теме графы.


Таблица 2

Сравнительная характеристика основных подходов к изучению личности

в зарубежной психологии

 

Подход/теория Представители Структура Мотивация Развитие Аномалии Изменение
Бихевиоральный: классическое обусловливание   оперантное обусловливание   инструментальное научение            
Психодинамический: классический психоанализ   индивидуальная психология   аналитическая психология   неофрейдизм              
Факторный: теория черт   трехфакторная теория   факторно-аналитическая теория            
Когнитивный: теория личных конструктов            
Гуманистический: феноменологическая теория   теория самоактуализации   экзистенциализм            

Таблица 3

Основные проблемы исследования личности их решение

в отечественной психологии

Проблема Исследователь Содержание концепции (взгляда)
Структура    
Мотивация    
Развитие  
Аномалии    
Изменение    

Литература

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 123-132 (1, 3).

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 106-118, 201-202, 259-260, 262-268, 273-277, 348, 360-361, 383-393, 436-440 (2).

3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 17-32, 34-48, 87-110, 119-130, 130-139, 366-367, 377-380 (3).

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002. – С. 175-189 (3).

2. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1956. – С. 46 (1).

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 216-280 (3).

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. – С. 24-29 (3).

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995 (3).

6. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 10-30, 149-155, 224-233, 270-285 (2).

7. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983 (3).

8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб., 2001 (3).

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 111-116, 199-203, 273-281, 307-311, 315-321, 338, 438-444, 537-540 (2).

 

 

ТЕМА 3. Мотивация активности и развития личности

 

Основные термины и понятия: гедонистический мотив, мотив роста, когнитивный мотив, модель снижения напряжения (гомеостатическая), целевая модель, модель увеличения напряжения (гетеростатическая), модель компетентности; принцип удовольствия, принцип реальности, защитные механизмы; классическое обусловливание, генерализация, дифференцировка, угашение, условная эмоциональная реакция, оперантное обусловливание, оперант, подкрепление, генерализованное подкрепление, режим подкрепления, последовательное приближение, инструментальное научение; когнитивный конфликт; самоактуализация, самореализация, функциональная автономия мотивов, смысл жизни; активность субъекта, надситуативная активность.

 

Вопросы:

1. Виды мотивационных моделей в психологии личности:

– модель снижения напряжения (гомеостатическая);

– модель увеличения напряжения (гетеростатическая);

– модель компетентности;

– целевая модель.

2. Анализ зарубежных концепций, реализующих модель снижения напряжения.

А) Психоаналитическая ориентация:

– гомеостатическая модель мотивации З. Фрейда;

– стремление к компенсации дефекта как движущая сила развития личности в индивидуальной психологии А. Адлера;

– представление о внутренних социальных источниках развития личности в неофрейдизме (К. Хорни, Э. Фромм) и теории интерперсональных отношений (Г. Салливен).

Б) Бихевиористская ориентация:

– теория редукции напряжения потребностей;

– понятия первичного и вторичного обусловливания.

В) Когнитивная ориентация:

– система внутриличностного напряжения как источник мотивации в теории К. Левина (потребности и квазипотребности, временная перспектива);

– концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

3. Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель увеличения напряжения.

А) Экзистенциалистская ориентация:

– самоактуализация как центральный мотив человеческой деятельности в концепции К. Роджерса (внутренняя согласованность Я, конгруэнтность, потребность в позитивной оценке);

– тенденция к самоактуализации как внутренний источник развития личности в концепции А. Маслоу (иерархическая модель потребностей, мотивы «нужды» и мотивы «роста», постановка проблемы «психического здоровья» личности);

– теория личности как открытой системы Г. Олпорта (тенденция к самореализации как внутренний источник развития личности, положение о функциональной автономии мотивов);

– логотерапия В. Франкла (стремление к поиску смысла жизни как внутренний источник развития личности).

Б) Направления отечественной психологии:

– деятельностный подход (положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности, возникновение иерархии мотивов, феномен «горькой конфеты»);

– концепция надситуативной активности личности (В.А. Петровский).

4. Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель компетентности:

А) теория личных конструктов Дж. Келли (стремление к предвосхищению событий как источник активности личности);

Б) теория установки Д.Н. Узнадзе (понятие функциональной тенденции);

В) исследования потребности во впечатлениях (Л.И. Божович), потребности в общении (М.И. Лисина).

5. Реализация целевой модели мотивации личности в социально-когнитивной теории Бандуры и Мишела (стремление к уменьшению расхождения между текущим уровнем исполнения и стандартами как источник активности личности; влияние суждений о самоэффективности на мотивацию личности).

 

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

Литература

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 105-112 (3Б), 323-327 (1).

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 39-41 (1), 119-129, 173-175, 176-179 (2А), 208-215 (3А), 349-350, 361-362 (2Б), 393-397 (4А), 440-447 (5).

3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 160-166 (4В), 166-178, 358-360, 410-420, 436-448 (3Б).

Дополнительная:

1. Лисина М.М. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 274-278 (4В).

2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999 (3А).

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 86-122 (3Б).

4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 31-36, 36-55, 81-125, 134-140 (2А), 165-181 (2Б), 183-216, 217-224, 244-254, 255-268 (3А).

5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999 (2В).

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990 (3А).

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989 (2А).

8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1987 (2А).

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993 (2А).

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 167-171, 248-252, 255-260 (2А),

11. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.; Воронеж, 1998. – С. 193-244 (2Б), 204-226 (2А), 226-237 (2В), 237-248 (3А).

 

 

ТЕМА 4. Детерминанты развития личности

 

Основные термины и понятия: среда, наследственность, социальные условия развития личности, органические предпосылки развития личности; индивид, индивидные свойства, возраст, пол, конституция, свойства нервной системы, функциональная геометрия полушарий головного мозга, темперамент; индивидуальность, продуктивные проявления индивидуальности, инструментальные проявления индивидуальности; социальная ситуация развития личности, социальная роль, социальная группа, социальный статус, социально-типические проявления личности, социальный характер, национальный характер; социализация, интериоризация, институты социализации.

 

Вопросы:

1. Среда и наследственность как детерминанты развития личности.

2. Проблема соотношения между генетическими и средовыми детерминантами развития личности. Двухфакторные теории (концепции) детерминации развития личности:

– теория конвергенции двух факторов (У. Штерн);

– теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд);

– концепция взаимодействия двух факторов.

3. Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности. Классификация индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву.

4. Понятие индивидуальности, ее продуктивные и инструментальные проявления (А.Г. Асмолов). Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития личности.

5. Социальные условия развития личности:

– социальная ситуация развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович);

– понятия «социальная роль», «социальная группа» и «социальный статус»;

– ролевые теории личности.

6. Проблема социально-типического в личности:

– социальный и национальный характер;

– основные положения диспозиционной концепции личности (В.А. Ядов).

7. Характеристика процесса социализации:

– понятие социализации;

– основные аспекты социализации – когнитивный и мотивационный;

– интериоризация как механизм социализации;

– стадии социализации;

– институты социализации;

– роль социализации в формировании личности.

 

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

 

Литература

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 132-172 (1,2), 173-234, 245-256 (3), 280-285 (6), 295-306 (7), 308-311 (4).

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 41-46 (1).

3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 66-75 (3), 160-166, 319-324, 324-335, 336-344 (5), 360-364 (7).

Дополнительная:

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 26-32, 48-60 (7).

2. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975 (6).

 

 

ТЕМА 5. Периодизация развития личности

 

Основные термины и понятия: развитие, «натуральный» и «культурный» ряды в развитии, гетерохронность; психологический возраст личности, биологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость; периодизация; закон рекапитуляции; эрогенные зоны, оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, эдипов комплекс, идентификация, латентная стадия, генитальная стадия, эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность; нравственное развитие, моральное суждение, предконвенциональный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень; деятельность, ведущая деятельность; жизненный путь, онтогенетическая эволюция

 

Вопросы:

1. Общая характеристика процесса развития личности. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский).

2. Гетерохронность индивидуального развития. Противоречия в развитии человека как организма, индивида, личности.

3. Психологический возраст личности.

4. Биологическая, психологическая и социальная зрелость: понятия и критерии.

5. Основные подходы к периодизации развития личности в зарубежной психологии.

А) Биогенетический подход:

- концепция периодизации развития ребенка С. Холла (закон рекапитуляции, фазы развития личности);

- критерий периодизации развития личности в концепции А. Гезелла;

- представление о стадиях психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда.

Б) Социогенетический подход:

- концепция развития морального сознания личности Ж. Пиаже;

- уровни нравственного развития личности в теории Л. Колберга.

В) Персоногенетический подход:

- эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона (эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность как критерий зрелости личности, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности).

6. Подходы к периодизации развития личности в отечественной психологии.

А) Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности:

- понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев);

- схема периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).

Б) Социально-психологический подход к периодизации развития личности:

- разработка представлений о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).

7. Понятие жизненного пути личности и его влияние на онтогенетическую эволюцию человека (Б.Г. Ананьев).

 

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

 

Литература

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 234-245, 328-335 (1-4, 5А), 288-293 (6Б).

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 26-29 (5Б).

3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 131-137 (5А).

4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 125-140 (5В).

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». – М., 1995. – С. 515-520 (6А).

Дополнительная:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991 (7).

2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 151-157 (1), 166-178 (6А), 178-199 (4), 207-222 (1), 238-246 (7), 246-256 (3), 256-269 (7), 269-279 (3), 279-297 (4, 7).

3. Эриксон Э. Ребенок и общество. – СПб., 2000 (5В).



2015-12-08 553 Обсуждений (0)
ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)