ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Вологодский институт права и экономики Кафедра общей психологии
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Методические материалы для специальности 030301 – «Психология»
Вологда – 2007 Психология личности: Методические материалы для специальности 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 22 с.
Подготовила: М.С. Коданева – старший преподаватель кафедры общей психологииВИПЭ ФСИН России
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 1 июня 2007 г., протокол № 9.
© ВИПЭ ФСИН России, 2007 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Психология личности». В рамках данного курса предполагается последовательное изучение теоретического материала, связанного с основными аспектами исследования личности в психологии. В их число входят: структура, мотивация, процесс развития личности (его детерминанты и периодизация), аномалии и изменение личности. В рамках курса рассматриваются также основные подходы к эмпирическому исследованию личности и ряд прикладных вопросов, связанных с получением данных о конкретной личности и коррекцией отклонений в личностном развитии. Таким образом, цель курса заключается в формирование профессиональной компетентности курсантов (слушателей) в области функционирования и развития человека как личности. Задачами курса являются: – ознакомление с основными проблемными областями изучения личности в отечественной и зарубежной психологии; – развитие у курсантов (слушателей) способности анализировать, сопоставлять и давать критическую оценку различным подходам, концепциям и взглядам на природу и закономерности развития личности; – формирование гуманистического отношения к человеку как объекту психологического исследования, основанного на признании его цельности, индивидуальности и неповторимости. Содержание дисциплины представляет собой логическое продолжение изучения личности, начатое во втором разделе общей психологии «Субъект деятельности», где были рассмотрены структура и процесс развития личности на примере концепций отдельных авторов. В то же время курс психологии личности создает предпосылки для освоения таких дисциплин, как «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Социальная психология», «Консультативная психология». Согласно учебному плану, на изучение дисциплины «Психология личности» отводится 60 часов, из них 40 аудиторных – для очной формы обучения, 14 – для заочной. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Курс завершается зачетом. В содержание методических материалов включены: – перечень основных терминов и понятий по каждой из тем курса; – вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на семинарских занятиях; – задания для самостоятельной работы; – списки основной и дополнительной литературы; – тест для самопроверки; – вопросы к зачету. ТЕМА 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования
Основные термины и понятия: личность, персонология, феноменология личности; теория личности, структура, мотивация, детерминанты, периодизация, аномалия; эмпирическое исследование, клиническое исследование, экспериментальное исследование, независимая переменная, зависимая переменная, экспериментальная группа, контрольная группа, корреляционное исследование, коэффициент корреляции.
Вопросы: 1. Понятие личности в психологии. 2. Понятие теории. Основные компоненты теории личности. 3. Связь теории и эмпирического исследования личности. Основные подходы к эмпирическому исследованию: клинический, экспериментальный, корреляционный; их сравнительная оценка. Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 1. Таблица 1 Сравнительная характеристика основных подходов к эмпирическому исследованию личности
Литература Основная: 1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 8-49 (1). 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 35-36 (1), 37-46 (2), 69-92 (3). Дополнительная: 1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 т.– Ростов-на-Дону, 1996. – Т. 2. – С. 299-321 (1). 2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 15-16, 23-32, 39-44, 48-54, 60-66 (1). 3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 32-34 (1), 75-83 (2). 4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 21-24 (1), 28-35 (2), 56-77 (3). ТЕМА 2. Структура личности
Основные термины и понятия: принцип анализа«по элементам», принцип анализа «по единицам»; сознательное, предсознательное, бессознательное, Оно, Я, Сверх-Я, влечение (инстинкт), инстинкт жизни, либидо, инстинкт смерти, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип; эмпирическое Я, физическое Я, социальное Я, духовное Я, Я-концепция, идеальное Я; черта, кардинальная черта, центральная черта, вторичная диспозиция, идеографический подход, номотетический подход, фактор, факторный анализ, факторный профиль, суперфактор, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, психотизм, черта способностей, черта темперамента, динамическая черта, поверхностная черта, глубинная черта; реакция, оперант, привычка, драйв, первичный драйв, вторичный драйв; личный конструкт, проницаемый конструкт, непроницаемый конструкт; ожидания, компетентности, цели; установка, объективация, основная установка; отношение, доминирующие отношения; деятельность, смыслообразующий мотив, ценностно-смысловая сфера личности. Вопросы: 1. Принципы анализа «по элементам» и «по единицам» (Л.С. Выготский), их применение для выделения структуры личности. 2. Сравнительный анализ подходов к выделению структуры личности в зарубежной психологии: – психоаналитический поход (З. Фрейд, К.Г. Юнг); – теории «личности как самосознания» (У. Джеймс, К. Роджерс); – теория черт и факторный подход (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел); – теории научения (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Л. Халл); – когнитивный подход (Дж. Келли); – социально-когнитивная теория (А. Бандура, У. Мишел). 3. Анализ структурных концепций личности в отечественной психологии: – теория установки (Д.Н. Узнадзе); – концепции отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Ломов); – концепция деятельности (А.Н. Леонтьев); – концепция динамической функциональной структуры личности (К.К. Платонов); – подходы к изучению проблемы «Я» (И.С. Кон, Д.А. Леонтьев). Задание для самостоятельной работы: оформить в тетради таблицы 2 и 3, заполнить соответствующие теме графы. Таблица 2 Сравнительная характеристика основных подходов к изучению личности в зарубежной психологии
Таблица 3 Основные проблемы исследования личности их решение в отечественной психологии
Литература Основная: 1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 123-132 (1, 3). 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 106-118, 201-202, 259-260, 262-268, 273-277, 348, 360-361, 383-393, 436-440 (2). 3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 17-32, 34-48, 87-110, 119-130, 130-139, 366-367, 377-380 (3). Дополнительная: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002. – С. 175-189 (3). 2. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1956. – С. 46 (1). 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 216-280 (3). 4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. – С. 24-29 (3). 5. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995 (3). 6. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 10-30, 149-155, 224-233, 270-285 (2). 7. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983 (3). 8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб., 2001 (3). 9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 111-116, 199-203, 273-281, 307-311, 315-321, 338, 438-444, 537-540 (2).
ТЕМА 3. Мотивация активности и развития личности
Основные термины и понятия: гедонистический мотив, мотив роста, когнитивный мотив, модель снижения напряжения (гомеостатическая), целевая модель, модель увеличения напряжения (гетеростатическая), модель компетентности; принцип удовольствия, принцип реальности, защитные механизмы; классическое обусловливание, генерализация, дифференцировка, угашение, условная эмоциональная реакция, оперантное обусловливание, оперант, подкрепление, генерализованное подкрепление, режим подкрепления, последовательное приближение, инструментальное научение; когнитивный конфликт; самоактуализация, самореализация, функциональная автономия мотивов, смысл жизни; активность субъекта, надситуативная активность.
Вопросы: 1. Виды мотивационных моделей в психологии личности: – модель снижения напряжения (гомеостатическая); – модель увеличения напряжения (гетеростатическая); – модель компетентности; – целевая модель. 2. Анализ зарубежных концепций, реализующих модель снижения напряжения. А) Психоаналитическая ориентация: – гомеостатическая модель мотивации З. Фрейда; – стремление к компенсации дефекта как движущая сила развития личности в индивидуальной психологии А. Адлера; – представление о внутренних социальных источниках развития личности в неофрейдизме (К. Хорни, Э. Фромм) и теории интерперсональных отношений (Г. Салливен). Б) Бихевиористская ориентация: – теория редукции напряжения потребностей; – понятия первичного и вторичного обусловливания. В) Когнитивная ориентация: – система внутриличностного напряжения как источник мотивации в теории К. Левина (потребности и квазипотребности, временная перспектива); – концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера. 3. Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель увеличения напряжения. А) Экзистенциалистская ориентация: – самоактуализация как центральный мотив человеческой деятельности в концепции К. Роджерса (внутренняя согласованность Я, конгруэнтность, потребность в позитивной оценке); – тенденция к самоактуализации как внутренний источник развития личности в концепции А. Маслоу (иерархическая модель потребностей, мотивы «нужды» и мотивы «роста», постановка проблемы «психического здоровья» личности); – теория личности как открытой системы Г. Олпорта (тенденция к самореализации как внутренний источник развития личности, положение о функциональной автономии мотивов); – логотерапия В. Франкла (стремление к поиску смысла жизни как внутренний источник развития личности). Б) Направления отечественной психологии: – деятельностный подход (положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности, возникновение иерархии мотивов, феномен «горькой конфеты»); – концепция надситуативной активности личности (В.А. Петровский). 4. Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель компетентности: А) теория личных конструктов Дж. Келли (стремление к предвосхищению событий как источник активности личности); Б) теория установки Д.Н. Узнадзе (понятие функциональной тенденции); В) исследования потребности во впечатлениях (Л.И. Божович), потребности в общении (М.И. Лисина). 5. Реализация целевой модели мотивации личности в социально-когнитивной теории Бандуры и Мишела (стремление к уменьшению расхождения между текущим уровнем исполнения и стандартами как источник активности личности; влияние суждений о самоэффективности на мотивацию личности).
Задание для самостоятельной работы: на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3. Литература Основная: 1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 105-112 (3Б), 323-327 (1). 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 39-41 (1), 119-129, 173-175, 176-179 (2А), 208-215 (3А), 349-350, 361-362 (2Б), 393-397 (4А), 440-447 (5). 3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 160-166 (4В), 166-178, 358-360, 410-420, 436-448 (3Б). Дополнительная: 1. Лисина М.М. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 274-278 (4В). 2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999 (3А). 3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 86-122 (3Б). 4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 31-36, 36-55, 81-125, 134-140 (2А), 165-181 (2Б), 183-216, 217-224, 244-254, 255-268 (3А). 5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999 (2В). 6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990 (3А). 7. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989 (2А). 8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1987 (2А). 9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993 (2А). 10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 167-171, 248-252, 255-260 (2А), 11. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.; Воронеж, 1998. – С. 193-244 (2Б), 204-226 (2А), 226-237 (2В), 237-248 (3А).
ТЕМА 4. Детерминанты развития личности
Основные термины и понятия: среда, наследственность, социальные условия развития личности, органические предпосылки развития личности; индивид, индивидные свойства, возраст, пол, конституция, свойства нервной системы, функциональная геометрия полушарий головного мозга, темперамент; индивидуальность, продуктивные проявления индивидуальности, инструментальные проявления индивидуальности; социальная ситуация развития личности, социальная роль, социальная группа, социальный статус, социально-типические проявления личности, социальный характер, национальный характер; социализация, интериоризация, институты социализации.
Вопросы: 1. Среда и наследственность как детерминанты развития личности. 2. Проблема соотношения между генетическими и средовыми детерминантами развития личности. Двухфакторные теории (концепции) детерминации развития личности: – теория конвергенции двух факторов (У. Штерн); – теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд); – концепция взаимодействия двух факторов. 3. Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности. Классификация индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву. 4. Понятие индивидуальности, ее продуктивные и инструментальные проявления (А.Г. Асмолов). Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития личности. 5. Социальные условия развития личности: – социальная ситуация развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович); – понятия «социальная роль», «социальная группа» и «социальный статус»; – ролевые теории личности. 6. Проблема социально-типического в личности: – социальный и национальный характер; – основные положения диспозиционной концепции личности (В.А. Ядов). 7. Характеристика процесса социализации: – понятие социализации; – основные аспекты социализации – когнитивный и мотивационный; – интериоризация как механизм социализации; – стадии социализации; – институты социализации; – роль социализации в формировании личности.
Задание для самостоятельной работы: на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература Основная: 1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 132-172 (1,2), 173-234, 245-256 (3), 280-285 (6), 295-306 (7), 308-311 (4). 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 41-46 (1). 3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 66-75 (3), 160-166, 319-324, 324-335, 336-344 (5), 360-364 (7). Дополнительная: 1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 26-32, 48-60 (7). 2. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975 (6).
ТЕМА 5. Периодизация развития личности
Основные термины и понятия: развитие, «натуральный» и «культурный» ряды в развитии, гетерохронность; психологический возраст личности, биологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость; периодизация; закон рекапитуляции; эрогенные зоны, оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, эдипов комплекс, идентификация, латентная стадия, генитальная стадия, эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность; нравственное развитие, моральное суждение, предконвенциональный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень; деятельность, ведущая деятельность; жизненный путь, онтогенетическая эволюция
Вопросы: 1. Общая характеристика процесса развития личности. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский). 2. Гетерохронность индивидуального развития. Противоречия в развитии человека как организма, индивида, личности. 3. Психологический возраст личности. 4. Биологическая, психологическая и социальная зрелость: понятия и критерии. 5. Основные подходы к периодизации развития личности в зарубежной психологии. А) Биогенетический подход: - концепция периодизации развития ребенка С. Холла (закон рекапитуляции, фазы развития личности); - критерий периодизации развития личности в концепции А. Гезелла; - представление о стадиях психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Б) Социогенетический подход: - концепция развития морального сознания личности Ж. Пиаже; - уровни нравственного развития личности в теории Л. Колберга. В) Персоногенетический подход: - эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона (эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность как критерий зрелости личности, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности). 6. Подходы к периодизации развития личности в отечественной психологии. А) Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности: - понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев); - схема периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин). Б) Социально-психологический подход к периодизации развития личности: - разработка представлений о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский). 7. Понятие жизненного пути личности и его влияние на онтогенетическую эволюцию человека (Б.Г. Ананьев).
Задание для самостоятельной работы: на основе изученного по теме материалазаполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература Основная: 1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 234-245, 328-335 (1-4, 5А), 288-293 (6Б). 2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 26-29 (5Б). 3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 131-137 (5А). 4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 125-140 (5В). 5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». – М., 1995. – С. 515-520 (6А). Дополнительная: 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991 (7). 2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 151-157 (1), 166-178 (6А), 178-199 (4), 207-222 (1), 238-246 (7), 246-256 (3), 256-269 (7), 269-279 (3), 279-297 (4, 7). 3. Эриксон Э. Ребенок и общество. – СПб., 2000 (5В).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |