Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ш. Учебно-материальное обеспечение



2015-12-08 373 Обсуждений (0)
Ш. Учебно-материальное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине «Регенерация и возрастная морфология органов ротовой полости»

Тема:«Регенерация и возрастные изменения костной ткани

челюстно-лицевой области»

Составила:

 

Старший преподаватель________ В. П. Костюченко

 

Томск – 2012

I. Учебные цели

 

При самостоятельной подготовке к занятию и на предстоящем занятии студенты должны получить представление о регенерации и возрастных изменениях костной ткани челюстно-лицевой области, ознакомиться с классификацией и общей морфофункциональной характеристикой грубоволокнистой, пластинчатой и дентиноидной тканей, их топографией, строением и функциями, морфофункциональными особенностями у детей. Также студенты должны знать способы развития костной ткани и регенерацию кости при переломе. С практической целью получить знание перестройки в структуре альвеолярного гребня и альвеолярных перегородок при дефекте зубного ряда, воздействии зубных протезов. Также изучить резорбцию и регенерацию зубной альвеолы при прорезывании зубов и изменения регенерационной способности с возрастом. Полученные знания будут необходимы для понимания физио-логических процессов (прорезывание зубов, возрастные изменения, регенерация) и патологических (регенерация кости при переломе, перестройка зубных альвеол при воздействии зубных протезов и др.) протекающих в костной и дентиноидной тканях, с целью дальнейшего использования их в практике врача.

Оценке «отлично» соответствует всестороннее и глубокое знание программного материала, основной и дополнительной литературы, рекомендованной Рабочей программой по дисциплине, материала лекции, творческий подход к пониманию, изложению и применению учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» соответствует полному знанию программного материала, усвоению основной литературы, при самостоятельном пополнении и обновлении знаний.

Оценка «удовлетворительно» соответствует уровню достаточного знания основного учебно-программного материала по теме данного практического занятия, при знакомстве с основной литературой по программе курса, допущении погрешности в ответе при устном разборе материала, но обладании необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценке «неудовлетворительно» соответствуют пробелы в знании основного учебно-программного материала и отсутствие возможности продолжить обучение без дополнительных занятий.

В результате изучения темы студент должен иметь представление о развитии, классификации и морфофункциональной организации костных тканей, их росте и регенерации, детские особенности. Знать строение костной ткани челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстного суставного хряща, перестройку альвеолярного гребня и альвеолярных перегородок при дефекте зубного ряда и протезировании, их регенерацию и возрастные изменения. Иметь представление о способах и основных стадиях образования костной ткани из мезенхимы (на примере зубной альвеолы) и образования кости из хряща, регенрацию кости при переломе, уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой.

Должен иметь навык различать суставной хрящ и в нём: безклеточную пластинку, хондроциты, изогенную группу хондроцитов, в кости: надкостницу, костные пластинки, костные трабекулы, остеоны, остеоциты, компактное и губчатое вещество. Различать на препаратах зубов дентиноидные ткани: дентин, цемент, зубные альвеолы, челюстную костную ткань. Получитьпредставление об уровнях регуляции остеогенеза, способах развития плоских и трубчатых костей, клеточном костном диффероне, линиях дифференцировки стволовых и остеогенных клеток в остеобласты, закономерностях превращения хрящевой ткани в костную.

Студент должен знать: основные стадии развития плоских и трубчатых костей (образование скелетогенных зачатков, органического костного вещества, механизм кальцинации и характеристику минеральных веществ, перестройку грубоволокнистой костной ткани в пластинчатую, формообразующую роль остеокластов, формирование надкостницы, основные костные структуры: первичную грубоволокнистую ткань, костные трабекулы, остеон, хрящевую модель трубчатой кости, перихондральную костную манжету, метаэпифизарную пластинку роста. Знать факторы местной и центральной регуляции (основные и вспомогательные) влияющие на пролиферацию и дифференцировку костных клеток. Ознакомиться с ходом и особенностями регенерации кости при переломах (резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации).

Изучить основные гистологические препараты в микроскопе при малом и большом увеличении, в них уметь различать на препарате «Развитие кости из мезенхимы»: надкостницу, костные трабекулы, костные клетки (остеобласты, остеоциты, остеокласты), кровеносные сосуды, мезенхиму. На препарате «Стадии гистогенеза» различать раннюю (эмалевый орган) и позднюю стадию (образование тканей), в ранней стадии: зубную пластинку, эмалевый орган, в нем энамелобласты, зубной мешочек и зубной сосочек; на более поздних стадиях гистогенеза различать ткани: дентин, дентинобласты, эмаль, энамелобласты, пульпу зуба и остатки пульпы эмалевого органа. На декальцинированных препаратах одно- и многокорневых зубов различать ткани: дентин и цемент, в дентине – дентинные канальцы, в цементе различать клеточный и безклеточный.

Теоретически ознакомиться с ходом и особенностями регенерации кости при переломах (резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации), закономерностями последовательного превращения волокнистой и хрящевой тканей в костную (использовать учебник, конспект лекции «Опорные ткани»). Иллюстративный материал:учебник (рис.117), образец рисунка.

Уметь применять полученные знания для решения типовых ситуационных задач и использовать их при работе с литературой.

II. Учебные вопросы

1. Костные ткани: общая морфофункциональная характеристика, клетки (остеобласты, остеокласты, остеоциты), межклеточное вещество (органический и минеральный компоненты).

2. Грубоволокнистая костная ткань, строение, функции, закономерности роста и развития у детей, возрастные особенности.

3. Пластинчатая костная ткань, органический и минеральный состав, строение костной пластинки, регенерация, возрастные особенности.

4. Дентиноидная ткань, состав, строение, функции, регенерация, возрастные особенности.

5. Костная ткань челюстно-лицевой области и её возрастные изменения.

6. Особенности височно-нижнечелюстного суставного хряща, возрастные изменения.

7. Рост и регенерация костей, возрастные изменения в костной ткани, понятие об остеомаляции и остеопорозе.

8. Способы развития плоских и трубчатых костей, источники развития, стволовые и полустволовые клетки.

9. Прямой остеогенез: основные стадии, развитие зубной альвеолы, роль костных клеток, понятия костная трабекула и лакуна, важнейшие факторы, регулирующие развитие.

10. Непрямой остеогенез: образование хрящевой модели, перихондральное окостенение с образованием костной манжеты, энхондральное окостенение, эпифизарное и метаэпифизарное, зоны метаэпифизарной пластинки роста и их функциональное значение, рост кости в длину и толщину, факторы регуляции развития трубчатых костей.

11. Перелом кости и ее регенерация: резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации.

12. Перестройка в структуре альвеолярного гребня и альвеолярных перегородок при дефекте зубного ряда и протезировании.

13. Резорбция и регенерация зубной альвеолы при прорезывании, изменение регенерационной способности с возрастом.

Ш. Учебно-материальное обеспечение

Основная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гемонов В. В. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов [Текст]: учебное пособие / В.В.Гемонов, Э.Н. Лаврова, Л.И. Фалин. – М., ВУНМЦ, 2002. 256 c.

3. Гемонов В. В. Атлас по гистологии и эмбриологии органов ротовой полости и зубов [Текст]: учебное пособие / В. В. Гемонов, Э. Н. Лаврова, Л. И. Фалин. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 167 с.

4. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.

 

Дополнительная литература:

5. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

6. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

 

1. Материальное обеспечение:

а)наглядные пособия:

Таблицы: «Грубоволокнистая костная ткань» №146, «Клетки костной ткани» №148, «Пластинчатая костная ткань. Срез трубчатой кости» №150, «Хрящевая ткань» №153, «Остеон» №151, «Развитие кости на месте хряща» №142, 143, «Развитие кости из мезенхимы» №144.

б) Рисунки:

1. Схема остеона. Окраска по Шморлю;

2. Поперечный разрез трубчатой кости. Окраска тионином и пикрофуксином по Шморлю.

3. Образование кости из мезенхимы. Срез челюсти зародыша свиньи. Окраска гематоксилином и эозином.

4. Декальцинированный препарат многокорневого зуба. Дентин корня, цемент и пульпа. Окраска гематоксилином и эозином.

Технические средства обучения:

б) микроскопы «Юннат», «БИОЛАМ»;

в) электронный атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии, электронные версии учебных пособий.

в) компьютер.



2015-12-08 373 Обсуждений (0)
Ш. Учебно-материальное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ш. Учебно-материальное обеспечение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)