IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
Организационно-методические указания по подготовительной части Самостоятельной работы При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная литература, конспект лекции «Опорные ткани», образцы рекомендованных рисунков и основные гистологические препараты: «Декальцинированные препараты одно- и многокорневых зубов», «Стадии гистогенеза зуба», «Образование кости из мезенхимы. Челюсть зародыша свиньи».
Методические указания по реализации целевых установок подготовки к занятию Сначала изучить в теории общие принципы организации, развитие и классификацию костных тканей. Грубоволокнистую ткань: общую морфофункциональную характеристику, детские особенности строения и функции, регенерацию, обратить внимание на гидрофильность ткани и отсутствие кровеносных сосудов. Разобрать классификацию клеток, их строение и функцию, особое внимание уделить изучению остеобластов, как клеток, отвечающих за регенерацию костной ткани, надкостницу, использовать иллюстративный материал учебника и атласа. Усвоить понятие «межклеточное вещество», разобрать строение и функцию его компонентов. Изучить строение дентиноидной ткани на примере декальцинированных одно- и многокорневых зубов: рассмотреть дентин, дентинные трубочки, зону соединения с цементом, в цементе отличить клеточный и безклеточный, особенности организации дентиноидной ткани многокорневых зубов. Познакомиться со способами развития плоских и трубчатых костей, уровнями регуляции остеогенеза (использовать лекционный материал). Получить представление о клеточном костном диффероне, линиях дифференцировки стволовых и остеогенных клеток в остеобласты, обратить внимание на роль сосудистого фактора, закономерностях превращения мезенхимы и хрящевой ткани в костную, регенерацию, ее возрастные особенности. Пластинчатая костная ткань: ознакомиться с историей открытия пластинчатой костной ткани (К.Гаверс), разобрать строение структурной единицы ткани – костной пластинки (схема, учебник рис.112, лекционный материал), изучить органический и минеральный состав (учебник, лекция «Опорные ткани»). Познакомиться со строением кости на примере диафиза трубчатой кости, выделить следующие компоненты: надкостница, компактное вещество, система костных пластинок – наружных и внутренних опоясывающих, промежуточных интерстициальных, структурно-функциональная единица – остеон, костные клетки, губчатое вещество, эндост. Использовать иллюстративный материал: учебника (рис. 113, 114, 115), атласа (рис.213, 214), таблицы № 150, 151. Кровоснабжение и иннервация кости, рост и регенерация, возрастные изменения, понятие об остеомаляции и остеопорозе. Изучить основные гистологические препараты костей в микроскопе при малом и большом увеличении, в них уметь различать: На иллюстрациях в учебнике (рис. 106), атласе (рис. 208) и гистологическом препарате «Образование кости из мезенхимы. Окраска гематоксилином и эозином», на малом и большом увеличениях найти основные костные структуры: костные трабекулы, кровеносные сосуды (малое увеличение), костные клетки: остеоциты, остеобласты и остеокласты (большое увеличение), зарисовать в альбоме. Знать факторы местной и центральной регуляции (основные и вспомогательные) влияющие на пролиферацию и дифференцировку костных клеток. Использовать иллюстративный материал: учебник (рис.110), атлас (рис. 209, 210, 211), таблицы № 142, 143, образец рисунка к практическому занятию. Ознакомиться с ходом и особенностями регенерации кости при переломах (резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации), закономерностями последовательного превращения волокнистой и хрящевой тканей в костную (использовать учебник, конспект лекции «Остеогенез»). Иллюстративный материал:учебник (рис.117).
Задачи на предстоящее занятие На занятии надо быть готовым ответить с места или у доски, используя таблицы, на вопросы по изученному материалу, зарисовать на доске основные рисунки: схему изогенной группы хрящевых клеток, костную пластинку, костные клетки: остеобласты, остеоциты, остеокласты, остеон, костную трабекулу с остеобластами, хрящевую модель трубчатой кости, перихондральную костную манжету, зоны метаэпифизарной пластинки (схематично). В конце 2-го часа написать программированный контроль. Можно дополнить ответы других студентов, принять участие в дискуссии при устном разборе материала, задать вопросы преподавателю, если требуется разъяснить не до конца понятый материал. На 3-м часе занятия выслушать описание основных гистологических препаратов, осуществить их микроскопирование и выполнить необходимые рисунки в альбоме, для чего иметь набор цветных карандашей.
Вопросы и задачи для самоконтроля знаний 1. Классификация, источник развития и общая морфофункциональная характеристика опорных тканей, принципы её организации? 2. Источники развития, функции и строение клеток: остеобластов, остеоцитов, остеокластов? 3. Костная ткань: классификация и морфофункциональная характеристика: клетки и межклеточное вещество, способности к регенерации? 4. Грубоволокнистая костная ткань: локализация, строение, функции, возрастные особенности? 5. Пластинчатая костная ткань, общая морфофункциональная характеристика, строение костной пластинки? 6. Собенности костной ткани челюстно-лицевой области? 7. Кровоснабжение и иннервация кости? 8. Какими способами происходят рост и регенерация кости, ее возрастные особенности? 9. Какие способы развития плоских и трубчатых костей? 10. Источник развития костной ткани: стволовые и полустволовые клетки, костный дифферон? 11. Какие факторы влияют на рост и регенерацию костей? 12. Как происходит образование кости на месте соединительной ткани, стадии? 13. Образование кости на месте хряща, его основные стадии? 14. Каковы факторы регуляции остеогенеза? 15. Перелом кости и ее регенерация? 16. Как происходит перестройка альвеолярного гребня и альвеолярных перегородок при дефекте зубного ряда и при наличии зубных протезов? 17. Резорбция и регенерация зубной альвеолы при прорезывании? 18. Возрастные изменения регенерации в твердых тканях зуба?
V. Учебные материалы 1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения.
1. В костной ткани обнаружены клетки богатые лизосомами, как называются эти клетки? Ответ: остеокласты. 2. В костных лакунах между пластинками обнаружены отростчатые клетки, как называются эти клетки? Ответ: остеоциты. 3. В диете ребенка недостаточное содержание солей кальция, как это отразится на костной ткани? Ответ: потеря прочности, деформация скелета. 4. Во время операции на большом протяжении нарушена структура надкостницы, какае изменения могут произойти в костной ткани? Ответ: нарушится питание, гибель костных клеток - остеобластов,остеоцитов. 5. В диафизе трубчатой кости, на поперечном срезе видны различно направленные костные пластинки: продольные и концентрические. Какие костные пластинки образуют основную структурно-функциональную систему кости – остеон? Ответ: концентрические. 6. При низкой физической активности уменьшается активность остеобластов, какие изменения произойдут в костной ткани? Ответ: прекратятся рост и регенерация костной ткани. 7. Животному с экспериментальном переломом кости введен гормон кальцитонин, как это повлияет на процесс регенерации кости? Ответ: кальцитонин стимулирует функцию остеобластов, которые ускорят образование костной ткани и регенерацию. 8. При преждевременном половом созревании ускоряется окостенение метаэпифизарной пластинки, как это повлияет на рост больного? Ответ: рост кости прекратиться.
Тестовые вопросы: Какой вид хрящевой ткани присутствует в височно-нижнечелюстном суставе: А) эластическая Б) волокнистая Г) гиалиновая. Ответ: г. Какие клетки костной ткани являются многоядерными: А) остеобласты. Б) остеокласты, В) остеоциты? Ответ: б Где в суставной хрящевой ткани располагаются группы хондроцитов: А) в поверхностной зоне, плотной пластинке; Б) в промежуточной зоне зрелого хряща? Ответ:б Какие костные клетки имеют отростчатую форму и поддерживают стабильность минерального состава кости: А) остеобласты, Б) остеокласты, В) остеоциты. Ответ: в В какой зоне метаэпифизарного хряща наблюдается деление хондроцитов: А) покоящегося, Б) столбчатого, В) обезвествленного хряща? Ответ: б. Каким способом образуются плоские кости: А) непосредственно из мезенхимы, Б) на месте развившейся из мезенхимы хрящевой ткани? Ответ: а.
2. Бланк графического отчёта по практическому занятию (рисунки в альбоме)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |