I. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА г. КЕМЕРОВО
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
г. Кемерово, ул. Н.Островского, 27 т/факс 75-17-09 e-mail: [email protected] www.fondp.ru
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА разработанные Муниципальным некоммерческим Фондом поддержки малого предпринимательства г. Кемерово
Общие положения Настоящие рекомендации подготовлены МНФПМП г. Кемерово с целью помочь, как начинающим предпринимателям оценить бизнес-идею с точки зрения ее рыночных перспектив, возможностей для организации предпринимательской деятельности, стоимости ресурсов, необходимых для открытия своего дела, так и действующим предпринимателям рассчитать прогноз финансовых результатов. Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой планирования предпринимательской деятельности. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной, он может быть разработан и в другой форме при условии освещения в нем всех ключевых вопросов. Приступая к работе над новым проектом необходимо иметь ввиду, что бизнес-план проекта не будет стопроцентно отражать будущую действительность, он покажет автору один или несколько возможных вариантов развития событий. Цель разработки бизнес-плана заключается в том, чтобы избежать крупных ошибок и рационально использовать имеющиеся ресурсы, спланировать хозяйственную деятельность предпринимателя на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов; привлечь инвестиции или профинансировать интересный проект. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ 2. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ПРОЕКТ 3. ПРОДУКЦИЯ (УСЛУГИ) 4. АНАЛИЗ РЫНКА 5. СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА 8. ВЛИЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 9. ПРОГНОЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-3 гг.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Отразить название предприятия (ФИО предпринимателя), название проекта, автор проекта, место и дата его составления.
I. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке. 1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ 1.1. Полное наименование проекта; 1.2. Опыт работы в данной сфере бизнеса (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); 1.3. Характер проекта (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
1.4. Направления использования инвестиций (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
1.5. Место реализации проекта (указать адрес, где непосредственно будет производиться продукция/услуги, адрес арендованного помещения и т.п.); 1.6. Ориентировочная дата начала реализации проекта (указать месяц, год начала деятельности); 1.7. Количество создаваемых рабочих мест (указать, сколько рабочих мест будет создано, вместе (с предпринимателем) в результате реализации проекта).
2. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ПРОЕКТ 2.1. Организационно-правовая форма (указать, какую форму выбрал предприниматель - ИП или ООО); 2.2. Полное и сокращенное наименование (указать полное наименование организации и сокращенный вид); 2.3. Форма собственности (частная или государственная); 2.4. Дата основания (указать дату регистрации предпринимателя по регистрационным документам, если предприниматель пока не зарегистрирован, то указать причину); 2.5. Среднесписочная численность работников (начинающий предприниматель указывает то количество работников, которое у него трудоустроено в данный момент, включая себя. Действующий предприниматель указывает среднесписочную численность за 1 год); 2.6. ОКВЭД (начинающий предприниматель может посмотреть и выбрать номер кода из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (адрес сайта: www.mogem.ru), действующий предприниматель - из регистрационных документов); 2.6.1. Основные виды деятельности (согласно коду ОКВЭД); 2.6.2. Дополнительные виды деятельности (согласно коду ОКВЭД) 2.6.3. Текущая деятельность 2.7. Уставной капитал предприятия (по балансу) (для ООО); 2.8. Стоимость основных и оборотных средств (указать, какие средства вложены предпринимателем в данный проект, если предприниматель юридическое лицо - то указать стоимость по балансу); 2.9. Величина долговых обязательств предприятия (указать, если они есть); 2.10. Дата последней аудиторской проверки; 2.11. Система налогообложения (указать, какая система выбрана - ЕНВД, ОСНО, УСНО(6%, 15%), ЕСХН); Наиболее часто применяемые системы налогообложения в сфере малого бизнеса - упрощенная система, единый налог на вмененный доход (ЕНВД). ЕНВД применяется в том случае, если предприятие подпадает под перечень видов деятельности, в отношении которых данная система применяется в обязательном порядке (торговля, бытовые услуги, автоперевозки и т.д.). (См. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264 «О введении в действие системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности», Решение от 27.11.2009г. № 305 о внесении изменений в Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264). В других случаях предприниматель может выбрать упрощенную систему налогообложения (это необходимо сделать в день регистрации предпринимательской деятельности). Упрощенная система предполагает возможность выбора: единый налог по упрощенной системе - 6% от выручки, либо 15% от разницы доходы - расходы. Более подробно с вопросами налогообложения можно познакомиться в Налоговом кодексе. 2.12. Банковские реквизиты (реквизиты организации, если есть); 2.13. Адрес предприятия (указать юридический адрес предприятия); 2.14. Руководитель проекта (указать ФИО, возраст, образование, стаж работы, в том числе в бизнесе). II. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, определяется прогноз объемов продаж, основные маркетинговые стратегии для достижения прогнозируемых объемов продаж, бюджет маркетинга (расходы на рекламу, мероприятия по продвижению продукции). 3. ПРОДУКЦИЯ (УСЛУГИ) 3.1. Наименование продукции (услуги); 3.2. Назначение и основные технические характеристики продукции (услуг) (описательная часть о производимой продукции, предоставляемых услугах, назначение, потребители, свойства и др.); 3.3. Характеристика новизны (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
3.4. Необходимость лицензирования, сертификации, получение патентной защиты основных технологических решений Патент - это документ установленного образца, выдаваемый государственным патентным органом (в России структура Роспатента – ФИПС) и удостоверяющий исключительное право и право авторства в отношение технического устройства или художественно-конструкторского решения, подтверждающий исключительные права патентообладателя (физического и юридического лица или лиц) на этот объект интеллектуальной собственности. Согласно Федеральному Закону РФ от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности»: лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Регулируется Законом РФ от 10 июня 1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции и услуг— процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуга) соответствует установленным требованиям. Необходимо отметить, что, согласно закону, сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация применяется в отношении определенного круга товаров, полный перечень которых определен нормативными актами. (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
3.5. Масштабы и направления использования (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
3.6. В какой сфере можно использовать продукт (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
3.7. Как планируется организовать послепродажный сервис (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
3.8. Дополнительная информация по разделу (указать иную информацию по разделу)
4. АНАЛИЗ РЫНКА 4.1. Характеристика рынка сбыта продукции, услуг Определение своих рыночных сегментов является одним из наиболее важных моментов в разработке новых проектов. Начиная предпринимательскую деятельность необходимо в первую очередь ответить себе на вопросы: кто будут мои потребители, сколько их будет, почему они будут делать у меня покупки, как часто они будут их делать. Точное представление о своих потребителях дает возможность, с одной стороны, определить объем продаж товаров/услуг, с другой стороны, выбрать наиболее эффективные методы привлечения будущих клиентов. Важную информацию в этом направлении дадут маркетинговые исследования. В этом разделе предприниматель проводит маркетинговое исследование - насколько будет востребована производимая продукция, предлагаемые услуги в данном регионе, в данном сегменте рынка, анализирует, какая ситуация складывается на рынке подобных товаров/ услуг у конкурентов. Описание сегментов производится в качественных характеристиках (местонахождение, пол, возраст, уровень дохода, принадлежность к социальным группам, особенности образа жизни и т.д.) и в количественных (количество потенциальных покупателей данных товаров/услуг). Пример: Повсеместное увеличение количества автомобилей привело к увеличению спроса на квалифицированные услуги автосервиса и ремонта автомобилей. Жители пос. С, работая на угольных разрезах, имеют в собственности автомобили разных марок. Но ремонт автомобиля, да и просто сервисное обслуживание автомобиля автовладельцам приходится осуществлять в городских СТО. При этом затрачивается немало материальных средств (услуги эвакуатора), но и моральных (простой в очередях и др.). Большинство автовладельцев производить ремонт подвески не хотят из-за очень трудоемкой и ответственной работы. При этом им приходится менять целый узел или агрегат. Квалифицированный специалист может четко определить проблему и произвести ремонт детали или узла. Преимущество проекта в том, что на сегодняшний день квалифицированных услуг по ремонту автомобилей в пос. С и близлежащих поселках нет. Услуги по ремонту автомобиля очень востребованы. В дальнейшем, планируется расширить перечень предоставляемых услуг и создать дополнительные рабочие места. 4.2. Какие каналы распространения планируете использовать (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
4.2.1., 4.2.2. Информация о потенциальных потребителях (указать информацию об основных потребителях продукции, услуг применительно к физическим и юридическим лицам); 4.3. Обеспеченность сбыта продукции, услуг (указать как устные предварительные договоренности с организациями-потребителями, так и соглашения о намерении приобретения, сроках действия договора); 4.4. Обеспеченность проекта оборотными средствами (указать наименование оборотных средств, поставщики, у которых будет осуществляться приобретение, срок действия договора); 4.5. Мероприятия по рекламно-презентационной поддержке продукции (услуг) (указать рекламные мероприятия по расширению спроса на продукцию (услуги), стоимость этих мероприятий и периодичность в мес./квартал/год); 4.6. Конкуренция (Перечислить основных конкурентов в данном регионе, районе. Произвести сравнительный анализ стоимости продукции (услуг) по проекту предпринимателя и его конкурентов. Указать, в чем отличие производимой продукции от аналогичной у конкурентов, в чем преимущества для потребителя. Изучить опыт конкурентов по мерам продвижения продукции (услуг) на рынке.). III. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЛАН Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги. В нем описывается поэтапно производственный процесс создания товара/услуги, потребность в оборудовании, материалах, сырья и их источниках.
5. СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА 5.1. Реализованные стадии проекта (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
5.2. Обеспеченность ресурсами (здесь и далее по тексту необходимо отметить * обеспеченность ресурсами на момент разработки бизнес-плана); Пример:
Пример:
6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА 6.1. Оборудование, какого рода Вам требуется и что имеется в наличии (Указать, какое оборудование необходимо приобрести, и какое есть в наличии для ведения бизнеса с указанием его стоимости); 6.2. Какие помещения Вам необходимы (Указать, какое помещение Вам необходимо для ведения бизнеса и его основные характеристики: адрес, площадь офисного и производственного помещения, площадь торгового зала, площадь зала обслуживания клиентов (для расчета ЕНВД). Указать в собственности помещение или в аренде. Какими преимуществами обладает данное помещение (удобные подъездные пути, близость в сырьевой базе, центр города или промышленная зона города и т.п.); 6.3. Кого Вы могли бы принять на работу (Указать должности, уровень заработной платы, даты создания рабочих мест, учитывая, что ИП начисляет заработную плату только сотрудникам, а его доход - с прибыли. А в ООО начисляется заработная плата всем работникам (в т.ч. руководителю). Рассчитать отчисления от ФОТ в ПФР, ФСС, ФОМС, ТОМС); 6.4. Финансовое обеспечение проекта Источники средств разделяются на две основные группы: собственные и заемные. Заемные денежные средства соответствуют трем признакам: платность - за их использование необходимо платить проценты по кредиту, срочность и возвратность - их необходимо возвратить в определенный срок. К иным источникам финансирования можно отнести средства, которые не полностью отвечают признакам заемных средств, например беспроцентный, бессрочный заем у родственников, знакомых и т.д. Помимо этого, средствами финансирования могут быть и средства субсидии, средства гранта и др. (Указать из каких средств планируется обеспечение проекта. Причем, собственные денежные средства и собственное оборудование суммируются); 6.5. Показатели проекта (Расшифровать затраты на мероприятия по реализации проекта с указанием сроков проведения. Причем, итоговая сумма намеченных мероприятий должна совпадать с финансовым обеспечением проекта. Расписать намеченные мероприятия по календарному графику, расходам на капитальные вложения, расходам на оборотные средства и другим затратам. Произвести расчет плана производства и реализации продукции (услуг) по проекту в натуральном выражении по периодам первого года и 2 года). Пример:
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
7.1. Социально-экономический эффект развития города (здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *); Пример:
7.2. Экономическая эффективность проекта 7.2.1. Экономический эффект от реализации проекта (указать показатели экономического эффекта от реализации проекта, согласно предварительным расчетам по годам реализации проекта). 7.2.2. Показатели экономической эффективности Коэффициент прибыльности: К приб.=(чистая прибыль/объем реализации) Рентабельность проекта, %: Р проекта=(объем доходов/объем расходов)*100, Рентабельность инвестиций, %: Р инвест.=(прибыль/сумма инвестиций)*100, Срок окупаемости проекта, мес.: Токуп.= капитальные вложения по проекту*12/ сумма годовой чистой прибыли (произвести расчет по формулам и свести данные в таблицу). 7.3. Социальный эффект от реализации проекта (указать сколько рабочих мест будет создано в ходе реализации проекта, из них рабочих специальностей, специалистов, руководителей, режим работы предприятия и т.п.) 7.4. Прочая эффективность от реализации проекта (указать прочую эффективность – возможность экспорта в другие страны, возможность освоить производство дополнительной продукции, влияние предприятия на окружающую среду и т.п.) IV. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН Этот раздел бизнес-плана позволяет оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для покрытия затрат и получения прибыли. В нем должны быть отражены основные финансовые показатели: стоимость проекта, чистая прибыль, объем налоговых отчислений и др.
8. ПРОГНОЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-3 года. Прогноз производится согласно предварительным расчетам. Если предприниматель действующий, то «до начала реализации проекта» учитываются поступления с предыдущего периода. Начинающий предприниматель заполнение таблицы начинает с первого месяца работы проекта. Поступления 1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг – рассчитывается ежемесячно, согласно плану производства и реализации продукции (услуг) по проекту. См. Раздел III п.6.5.Показатели проекта. (Цена товара* количество проданного товара = выручка); 2. Собственные средства – см. Раздел III п. 6.4.; 3. Кредит (заемные средства) - см. Раздел III п. 6.4.; 4. Грант, субсидия - см. Раздел III п. 6.4. Поступления суммируются помесячно и за год. Расходы по проекту 1. Капиталовложения - см. Раздел III п. 6.5.Показатели проекта; 2. Сырье – указать все расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, запчасти, непосредственно используемые в производстве продукции (услуг); 3. Заработная плата, включая все налоги и страховые выплаты. Рассчитать фонд оплаты труда, отчисления от ФОТ в ПФР, ФСС, ФОМС, ТОМС (в 2012г.- 30%). Пример расчета ФОТ:
Отчисления от ФОТ (руб.) Таким образом, затраты предприятия на заработную плату, включая все налоги и страховые выплаты, будут составлять в месяц – 135000+40500=175500 руб., в год – 1620000+486000=2106000 руб.
4. Комиссионные специалистам – если предприниматель планирует выплачивать дополнительные финансовые премии специалистам, агентское вознаграждение); 5. Страховые обязательства – расходы на страхование имущества и др.; 6. Аренда – расходы на аренду помещения, оборудования; 7. Коммунальные платежи – ежемесячные расходы на электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение, если они не входят в стоимость аренды; 8. Транспортные расходы – расходы на ГСМ, ремонт автотранспорта; 9. Ремонт и обслуживание – ежемесячные расходы на ремонт и обслуживание оборудования; 10. Канц. Товары, тел/факс, почта - ежемесячные расходы; 11. Реклама – расходы на рекламу, продвижение товара, рекламные акции в стоимостном выражении; 12. Амортизация Амортизация - денежное выражение износа основных средств. Одновременно амортизация является и средством переноса части стоимости основных средств на себестоимость готового продукта. Для расчета суммы амортизации необходимы данные: стоимость единицы основных средств, количество единиц, сроки амортизации. Сроки амортизации определяются на основе классификации основных средств и их отнесению к амортизационным группам (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы").
Пример расчета амортизации: 13.
Таким образом, в годовых затратах предприятия будет учтена амортизация в размере 64000 руб.
13. Безнадежные долги – долги, не подлежащие возврату; 14. Возврат кредита Как правило, график погашения кредита определяется самой кредитной организацией, при согласовании условий кредитования клиента. Пример расчета графика погашения кредита: Сумма кредита 120 000 руб., срок погашения - 6 месяцев равными частями, проценты начисляются на остаток непогашенного кредита. % по кредиту - 18% годовых (соответственно 1,5% в месяц)
15.
15 Проценты по кредиту – см. п. 14; 16. Прочие расходы – непредвиденные расходы составляют примерно 0,5-1% от выручки; Расходы по проекту суммируются помесячно и за год. Результаты деятельности 1. Прибыль (убыток) до налогообложения – Финансовый результат деятельности организации без учета налогов определяется как «доход» минус «расход»; 2. Налоги Наиболее часто применяемые системы налогообложение в сфере малого бизнеса - упрощенная система, единый налог на вмененный доход (ЕНВД). ЕНВД применяется в том случае, если предприятие подпадает под перечень видов деятельности, в отношении которых данная система применяется в обязательном порядке (торговля, бытовые услуги, автоперевозки и т.д.). (См. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264 «О введении в действие системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности», Решение от 27.11.2009г. № 305 о внесении изменений в Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264). В других случаях предприниматель может выбрать упрощенную систему налогообложения (это необходимо сделать в день регистрации предпринимательской деятельности). Упрощенная система предполагает возможность выбора: единый налог по упрощенной системе - 6% от выручки, либо 15% от разницы доходы - расходы. Более подробно с вопросами налогообложения можно познакомиться в Налоговом кодексе. 3. Чистая прибыль – Определяется как прибыль, с учетом уплаты налогов. «Прибыль» минус «налоги»; 4. Прибыль (убытки, перенесенные из предыдущего периода) – чистая прибыль, заработанная в предыдущем году, переносится в следующий период.
ПРИЛОЖЕНИЯ В приложения включить документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. Возможно предоставление в качестве приложения к бизнес-плану: ♦ биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы; ♦ результатов маркетинговых исследований; ♦ заключения аудиторов (включая аналитическую часть); ♦ подробных технических характеристик продукции; ♦ гарантийных писем или контрактов с поставщиками и потребителями продукции; ♦ договоров аренды, найма, лицензионных соглашений; ♦ заключений служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб; ♦ статей из журналов и газет о деятельности предприятия; ♦ отзывов авторитетных организаций. ♦ фотографий или видеороликов образцов продукции; ♦ копий авторских свидетельств, патентов; ♦ планов предприятия; ♦ сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Помощь в подготовке бизнес-планов для начинающих предпринимателей осуществляет Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г.Кемерово.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |