Тема 1. Предмет и научные основы системы государственного управления
1. Государственное управление как часть системы социального управления Управление –сложная функция организованных систем любой природы, обеспечивающая сохранение структуры системы и поддержание структуры её функционирования, направленная на реализацию программных целей систем. Суть управления – направление и согласование действий участников, процессов, явлений и подчинение их воле управляющего субъекта. Это постоянный процесс воздействия субъекта на объект через механизм управления. Субъект
Объект ГМУ – составная часть социального управления. В современных условиях некоторые ученые выделяют 3основных разновидности социального управления: Некоторые выделяют государственное и общественное, а муниципальное рассматривают как подсистему системы государственного управления. Социальное управление Общественное
2. Взаимосвязь общественного и государственного управления
Государственное управлениепредставляет собой деятельность любых государственных органов, любых ветвей государственной власти. Общественное управление осуществляется внутри различного рода объединений граждан, руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления, в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным регулированием. Муниципальное управление выступает в роли местного самоуправления, действующего как публична власть, наиболее приближенная к населению, и обеспечивающая защиту интересов граждан, основанную на совместном проживании на определенной территории.
3. Предмет и объект государственного управления
Объект исследования– это та часть объективной реальности, которая исследуется ученым; а совокупность знаний об этом объекте и объект в процессе исследования – предмет изучения. Субъект (гос-во) Объект (нац. экономика)
Национальная экономика – вся экономическая система отдельной страны с её внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями и семейными хозяйствами. Форма воплощения управленческих связей внутри системы – единство 2х систем: объекта управления и субъекта управления, осуществляющих сознательное действие на предмет управления для достижения поставленной цели. Предмет системы ГМУ. По мнению доктора экономических наук Маршаловой А.С., предмет ГМУ – это методы воздействия субъекта управления на процесс общественного воспроизводства и возникающие при этом экономические и социальные отношения. Применительно к системе национальной экономики процесс воспроизводства можно представить как циклическое взаимодействие процесса производства, распределения, обмена, потребления. В условиях экономики постоянно наблюдается циклический круговорот продукции и услуг в виде производственных процессов. Воспроизводственный процесс - воспроизводство производства, рабочей силы, производственных отношений. Только воспроизводство всех 3х сторон общественного капитала обеспечивает его воспроизводство в целом. В качестве системообразующего элемента ГУ выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственных управляющих воздействий: целеполагании, организации, регулировании. В свою очередь отрасль ГУ – отрасль предприятий, учреждений, однородного социально-экономического и социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального органа одной из ветвей власти или органа субъекта федерации. Ранее полагалось, что ГУ включает в себя только деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование. Сейчас специалисты в области ГУ приходят к выводу, что под организационной структурой ГУ следует понимать не только совокупность органов исполнительной власти, занимающихся исключительно управлением, но и систему организационных связей, влияющих на управление, т.к. эта структура подключает к управлению различные проявления и стороны практически всех органов государственной власти и местного самоуправления, которые таким образом являются соучастниками в формировании и реализации государственно-управляющих воздействий. 4. Методологические принципы государственного управления
Среди важнейших методологических принципов ГМУ можно назвать: Отметим, что эти принципы часто взаимопротиворечивы, поэтому система ГУ должна строиться на основе их сочетания, в целях обеспечения баланса интересов всех участников воспроизводственной системы (человека, производства, природы). 5. Государственная власть и ее виды
Государственная власть – разновидность общественной власти, которая исходит из государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. Государство, таким образом, представляет собой организацию политической власти. Государственная власть может быть охарактеризована по следующим параметрам: * с точки зрения территориальных пределов: * по методам осуществления власти: 6. Принцип разделения властей
Теория разделения власти – политико-правовая теория, согласно которой ГУ делится на 3 независимые ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Идеи, положенные в основу теории, высказывались ещё Аристотелем в его 4ой книге трактата «Политика»: идея деления власти на 3 ветви, каждую из которой представляет отдельный орган. Дальнейшее развитие теории связано с именами французских просветителей Джон Локк, Шарль Жан Жак Монтескье. С 18-19 веков теория получает признание в других странах. Значение принципа разделения властей. Принцип разделения властей – законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом власти, исполнительно-распорядительная – исполнительными органами, судебная – судами. Современное понимание дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти. Политическое обоснование теории заключается в необходимости разделения и сбалансирования властных полномочий между различными гос.органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого гос.органа либо должностного лица. Независимые ветви власти могут уравновешивать и контролировать друг друга, но так, чтобы не нарушать конституции и прочих законов. Характерно, что государства с тоталитарным, авторитарным режимами не поддерживают принцип. В РФ этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции. Согласно ст. 11, государственную власть осуществляет Президент РФ, который является главой государства, гарантом Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе гос.органов поставлен на 1ое место и не относится ни к одной из ветвей власти. 7. Баланс власти: система «сдержек и противовесов»
Федеральное собрание (парламент) РФ – законодательный представительный орган, состоящий из двух палат: совет федерации и государственная дума. Власть в РФ: v Государственная власть (ст. 01, 11 К РФ) o Президент РФ (гл. 4 ст. 80-93 К РФ) § Администрация президента § Совет безопасности § Государственный совет o Законодательная власть (гл. 5 ст. 94-109 К РФ) § Федеральное собрание – парламент РФ (совет федерации, государственная дума) o Исполнительная власть (гл. 6, ст. 110-117 К РФ) § Правительство РФ ─ Федеральные министерства ─ Федеральные агентства ─ Федеральные службы o Судебная власть (гл. 7 ст. 118-128 К РФ) § Федеральная судебная власть ─ Конституционный суд РФ ─ Верховный суд ─ Высший арбитражный суд § Судебная власть субъектов РФ v Местное самоуправление (ст. 12 и ст. 130-133 К РФ) o Городское поселение o Сельское поселение В современных условиях доктрина разделения властей реализуется следующим образом: Необходимость взаимодействия властей предполагает их единство по принципиальным вопросам и целям, но не исключает различие в методах их достижения. Субсидиарность власти означает процесс, когда с согласия или по умолчанию одной ветви власти, а иногда на основе норм конституционных прав другая власть дополняет действия первой. Принцип субсидии исходит из того, что властные полномочия на различных уровнях должны осуществляться теми органами, которые могут сделать работу с большей эффективностью. Основу оргструктуры ГУ образует органы исполнительной власти, которые представляют наиболее объемную и сложную структуру гос. аппарата сосредотачивая на себе всю управленческую информацию. Поэтому исполнительная власть должна иметь пронизывающую все общество вертикаль, обеспечивающую прохождение и конкретизацию управленческой информации. Начиная с принятой самой верхней точки власти по всей иерархии исполнительных органов, доведения ее до исполнителя и подчинении его поведения соответствующим требованиям и нормам. В демократическом правовом государстве отсутствуют отношения прямого подчинения между представительными органами: все ограничено правовыми отношениями. Представительные органы путем принятия законов создают базу для деятельности исполнительной власти. Нет единой точки зрения в вопросе о соотношений судебной системы и организационной структуры ГУ. Абсолютизация принципа разделения властей приводит многих к суждению о том, что суды не участвуют в формировании и реализации управляющих воздействий. Однако суды могут в порядке обжалования приостанавливать или отменять управленческие решения и по обращениям граждан выносить свои акты, возможно даже противоречащие управленческим решениям. В правовом государстве должен быть обширен объем судебной защиты и высок авторитет актов судов. Также в правовом государстве обычно имеется государственный орган, который осуществляет надзор за законностью управленческих решений (прокуратура в РФ). В демократическом государстве широко влияние органов суда и прокуратуры на государственные управленческие процессы. Это и есть элементы системы сдержек и противовесов. 8. Школы государственного управления и их модификации
Становление школы государственного управления: 1887 г. – Вильсон «Изучение администрирования». США. Разработал модель административной эффективности, ввел необходимость высокого профессионализма в гос.структурах (набирать проф. подходящих людей). Школа научного менеджмента. Выделившиеся теории: 2 этап - (1920-1950гг.) Регламентированность, четкое распределение функций организации. 2) школа человеческих отношений (Меллер, Макгрегор) Кейнсианская теория 3 этап – Школа государственного управления (1950 – наше время) Теория Мак Грегора (теория Х и У). * Школа науки управлениядает понимание сложных систем. Ситуационный подход конкретный набор обстоятельств, который существенно влияет на организация. 9. Теории государства.
10. Государство как субъект управления. Государство – политическая организация общества, обеспечивающая его целостность и единство, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, публичную власть, предающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок. Основные признаки государства: 11. Формы правления государства
форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти: 12. Формы территориального устройства государства
) государственное устройство отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными единицами: 13. Формы государства в зависимости от государственно-правового режима
Основные виды государственных режимов: а) демократический; 6) недемократический. Демократический режим характеризуется реальным участием населения в осуществлении государственной власти через представительную и непосредственную формы демократии, ее институты, политическим курсом государства на предоставление гражданам широкого спектра реальных экономических, политических, личных прав и свобод, связанных с предпринимательством, свободой договоров, торговли, плюралистическим характером политической системы, идеологическим плюрализмом, защищенностью личности правоохранительной системой от чиновничьего произвола, беззакония. Недемократический режим характеризуется отсутствием действительного участия населения в осуществлении государственной власти, сосредоточенностью всей полноты государственной власти в руках одного лица или коллегиального органа, представляющего интересы правящей верхушки, всепроникающим и детальным государственным контролем материальной и духовной жизни общества, бюрократическим всевластием чиновничьего госаппарата по отношению к личности, верховенством государственной целесообразности над законностью и правом. 14. Функции государства
Функция (от лат. "исполнение», «осуществление») – роль, которую выполняет объект или субъект в определенной сфере деятельности. Функции государства - объективно необходимые, основные направления воздействия государства на общество, в которых отражается сущность данного государства.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |