Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы



2015-12-07 3662 Обсуждений (0)
Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Основы операционного менеджмента.

Цель:получить представление об операционном менеджменте, изучить его основные понятия, цели и задачи, а также состав и классификацию операционных систем.

Задачи:

1. Изучить понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы.

2. Рассмотреть состав и содержание операционной системы, классификация.

3. Определить цели и задачи операционного менеджмента.

Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы.

Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.

Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.

Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного.

Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.

Любое производство связанно с операцией.

Операция есть процесс методов или ряд действий главным образом практического характера.

Операционный менеджмент это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращение в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработка информации в финансовой сфере, издательском бизнесе, при оказании услуг (парикмахерских, медицинских). В процесс переработки вовлекаются даже покупатели.

Операционный менеджмент это все виды деятельности, связанные с преднамеренным преобразованием, трансформацией материалов, информации или покупателей. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Степень участия в них физических товаров по большому счету не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты, или страховой конторы так и для заводского цеха или фабрики.

Операционный менеджмент заключается как в эффективном, так и в рациональном управлении любыми операциями.

Рациональность это достижение целей или удовлетворение потребностей использованием минимума ресурсов.

Эффективность может быть определена как достижение поставленных перед системой целей, в общем смысле эффективность это удовлетворение потребностей покупателей.

Повышение эффективности увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности организации. Повышение рациональности, несомненно, сокращает затраты, но это никогда на должно делаться в ущерб эффективности.

Без правильного применения принципов операционного менеджмента организация может быть прибыльной лишь благодаря счастливой случайности.

Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей, полезных предметов труда, необходимых для производственного или личного потребления.

Основные производственные процессы это та часть процессов, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию. Например, на станкостроительном заводе это процессы изготовления деталей и сборки из них узлов, комплектующих и изделий в целом.

К вспомогательным производственным процессам относятся такие процессы, результаты которых используются либо непосредственно в основных процессах, либо для обеспечения их бесперебойного или эффективного осуществления. Примерами таких процессов являются: изготовление инструментов, приспособлений, штампов, средств механизации и автоматизации собственного производства, запасных частей для ремонта оборудования, производства на предприятии всех видов энергии.

Обслуживающие производственные процессы это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. Например, транспортировка материальных ценностей, складские операции всех видов, технический контроль качества продукции, и др.

Основные вспомогательные и обслуживающие производственные процессы имеют разные тенденции развития и совершенствования. Многие вспомогательные производственные процессы могут быть переданы специализированным заводом, что в большинстве случаев обеспечивает экономически более эффективное их производство. С повышением уровня автоматизации и механизации основных и вспомогательных процессов обслуживающие процессы постепенно становятся неотъемлемой частью основного производства, играют организующую роль в гибких автоматизированных производствах.

2. Состав и содержание операционной системы, классификация.

Операционная система – это производственно-хозяйственная система, но с четкой производственной ориентацией.

По схеме - «механизм воспроизводства = операционная подсистема», а «механизм управления = подсистема управления».

Операционную систему делят на:

- собственно операционную подсистему:

- перерабатывающая подсистема (основная технологическая функция);

- обеспечивающая подсистема (функция подготовки)

- подсистему управления (планирования и контроля).

В зависимости от степени стандартизации и объема услуги различают следующие типы производства и сервиса:

Единичная крупномасштабная - проект запуска космической станции (услуга), проект строительства океанского лайнера (продукт), процесс переработки нефти (непрерывный процесс).

Штучное производство - изготовление на заказ мебели, производство специализированных машин и оборудования, ремонт автомобилей.

К мелкосерийному можно отнести изготовление красок.

К массовому – изготовление автомобилей, ПК, бытовых приборов и т.д.

Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производства по нему небольших партий продукции. Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установки новой производственной линии и т.д.

Проект – производство или услуга, направленная на достижение масштабов единичной цели в ограниченные временные рамки. Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это, например запуск космического объекта, доставка уникального груза на выставку, прием главы иностранного государства и т.д.

Особенность всех этих проектов состоит в том, что у них есть определенные временные рамки. Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика, рабочие процессы обычно изменяются с его потребностями. Т.е мастерские выполняют определенные рабочие операции. Но, как правило, не отвечают в целом за производство определенно изделия. Пример таких мастерских – предприятия по производству ремонтных работ (ремонт бытовой техники, автомобилей).

Серийное производство – предполагает производство не очень большого объема инородных изделий. Производство продовольствия обычно осуществляется партиями, например, хладокомбинат производит серию мороженного одного типа, затем другого и т.д. Условия обработки и оборудование одни и те же, но некоторые ингредиенты в каждой парии изменяются. Выпуск серии может быть стандартизированным или специализированным (журналы, газеты, учебники).

Серийное производство, в зависимости от размера серии, бывает мелко и крупно серийным. При массовом производстве работа и конечный продукт обычно бывают высокостандартизированны. Имеется возможность для автоматизации производства при использовании специализированного оборудования. Непрерывное производство применяется, когда создается товар или услуги высокой степени однородности. К этому типу производства относятся химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д.

Примеры непрерывных услуг – отопление, системны непрерывной очистки, автоматический контроль. В реальных производственных и сервисных процессах как правило используются сочетания различных типов производства.

Классификация операционных систем

Тип перерабатывающей подсистемы Характер продукции
Продукция Услуги и работы
1.Проектная (работа на заказ) Строительный подрядчик Писатель Врач- терапевт Маляр
2.Серийная:    
–мелкосерийная Типография Столярный цех Клиническая больница Авторемонтная станция
–массовое производство Автосборочный завод Швейное предприятие Аэропорт Мойка машин
3.Непрерывный однородный процесс Нефтепереработка Угольная шахта Таможня Радиостанция Патруль Услуги пропуска грузов

Подсистему переработки не выбирают. То есть здесь нет плохих и хороших вариантов. Она диктуется характером подготовки и технологии. Ее особенности просто учитывают при проектировании организации и информационных процессов. То есть намечая какой-то новый вид бизнеса к развитию в рамках фирмы, следует сразу определиться с его типом и как он будет стыковаться с уже существующими видами бизнеса с точки зрения – распределения ресурсов (особенно трудовых, материальных и энергетических).

Перерабатывающие подсистемы различаются:

- объемом и характером потребления ресурсов;

- типом технологии переработки;

- характером продукции.



2015-12-07 3662 Обсуждений (0)
Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)