Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы
Тема 1. Основы операционного менеджмента. Цель:получить представление об операционном менеджменте, изучить его основные понятия, цели и задачи, а также состав и классификацию операционных систем. Задачи: 1. Изучить понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы. 2. Рассмотреть состав и содержание операционной системы, классификация. 3. Определить цели и задачи операционного менеджмента. Понятие операции, операционного менеджмента и операционной системы. Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы. Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы. Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного. Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию. Любое производство связанно с операцией. Операция есть процесс методов или ряд действий главным образом практического характера. Операционный менеджмент это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращение в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю. Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработка информации в финансовой сфере, издательском бизнесе, при оказании услуг (парикмахерских, медицинских). В процесс переработки вовлекаются даже покупатели. Операционный менеджмент это все виды деятельности, связанные с преднамеренным преобразованием, трансформацией материалов, информации или покупателей. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Степень участия в них физических товаров по большому счету не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты, или страховой конторы так и для заводского цеха или фабрики. Операционный менеджмент заключается как в эффективном, так и в рациональном управлении любыми операциями. Рациональность это достижение целей или удовлетворение потребностей использованием минимума ресурсов. Эффективность может быть определена как достижение поставленных перед системой целей, в общем смысле эффективность это удовлетворение потребностей покупателей. Повышение эффективности увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности организации. Повышение рациональности, несомненно, сокращает затраты, но это никогда на должно делаться в ущерб эффективности. Без правильного применения принципов операционного менеджмента организация может быть прибыльной лишь благодаря счастливой случайности. Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей, полезных предметов труда, необходимых для производственного или личного потребления. Основные производственные процессы это та часть процессов, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию. Например, на станкостроительном заводе это процессы изготовления деталей и сборки из них узлов, комплектующих и изделий в целом. К вспомогательным производственным процессам относятся такие процессы, результаты которых используются либо непосредственно в основных процессах, либо для обеспечения их бесперебойного или эффективного осуществления. Примерами таких процессов являются: изготовление инструментов, приспособлений, штампов, средств механизации и автоматизации собственного производства, запасных частей для ремонта оборудования, производства на предприятии всех видов энергии. Обслуживающие производственные процессы это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. Например, транспортировка материальных ценностей, складские операции всех видов, технический контроль качества продукции, и др. Основные вспомогательные и обслуживающие производственные процессы имеют разные тенденции развития и совершенствования. Многие вспомогательные производственные процессы могут быть переданы специализированным заводом, что в большинстве случаев обеспечивает экономически более эффективное их производство. С повышением уровня автоматизации и механизации основных и вспомогательных процессов обслуживающие процессы постепенно становятся неотъемлемой частью основного производства, играют организующую роль в гибких автоматизированных производствах. 2. Состав и содержание операционной системы, классификация. Операционная система – это производственно-хозяйственная система, но с четкой производственной ориентацией. По схеме - «механизм воспроизводства = операционная подсистема», а «механизм управления = подсистема управления». Операционную систему делят на: - собственно операционную подсистему: - перерабатывающая подсистема (основная технологическая функция); - обеспечивающая подсистема (функция подготовки) - подсистему управления (планирования и контроля). В зависимости от степени стандартизации и объема услуги различают следующие типы производства и сервиса: Единичная крупномасштабная - проект запуска космической станции (услуга), проект строительства океанского лайнера (продукт), процесс переработки нефти (непрерывный процесс). Штучное производство - изготовление на заказ мебели, производство специализированных машин и оборудования, ремонт автомобилей. К мелкосерийному можно отнести изготовление красок. К массовому – изготовление автомобилей, ПК, бытовых приборов и т.д. Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производства по нему небольших партий продукции. Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установки новой производственной линии и т.д. Проект – производство или услуга, направленная на достижение масштабов единичной цели в ограниченные временные рамки. Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это, например запуск космического объекта, доставка уникального груза на выставку, прием главы иностранного государства и т.д. Особенность всех этих проектов состоит в том, что у них есть определенные временные рамки. Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика, рабочие процессы обычно изменяются с его потребностями. Т.е мастерские выполняют определенные рабочие операции. Но, как правило, не отвечают в целом за производство определенно изделия. Пример таких мастерских – предприятия по производству ремонтных работ (ремонт бытовой техники, автомобилей). Серийное производство – предполагает производство не очень большого объема инородных изделий. Производство продовольствия обычно осуществляется партиями, например, хладокомбинат производит серию мороженного одного типа, затем другого и т.д. Условия обработки и оборудование одни и те же, но некоторые ингредиенты в каждой парии изменяются. Выпуск серии может быть стандартизированным или специализированным (журналы, газеты, учебники). Серийное производство, в зависимости от размера серии, бывает мелко и крупно серийным. При массовом производстве работа и конечный продукт обычно бывают высокостандартизированны. Имеется возможность для автоматизации производства при использовании специализированного оборудования. Непрерывное производство применяется, когда создается товар или услуги высокой степени однородности. К этому типу производства относятся химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д. Примеры непрерывных услуг – отопление, системны непрерывной очистки, автоматический контроль. В реальных производственных и сервисных процессах как правило используются сочетания различных типов производства. Классификация операционных систем
Подсистему переработки не выбирают. То есть здесь нет плохих и хороших вариантов. Она диктуется характером подготовки и технологии. Ее особенности просто учитывают при проектировании организации и информационных процессов. То есть намечая какой-то новый вид бизнеса к развитию в рамках фирмы, следует сразу определиться с его типом и как он будет стыковаться с уже существующими видами бизнеса с точки зрения – распределения ресурсов (особенно трудовых, материальных и энергетических). Перерабатывающие подсистемы различаются: - объемом и характером потребления ресурсов; - типом технологии переработки; - характером продукции.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3662)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |