Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение сознания и бессознательного



2015-12-07 1190 Обсуждений (0)
Соотношение сознания и бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности, обеспечивают приспособление и адаптацию человека к внешнему миру. Сознание и бессознательное — это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

 

Свойства внешнего мира выступают для человека как некие сигналы, знаки. Информация как сведения о мире при ее осмыслении человеком становится знанием о мире, т.е. идеальной моделью мира. Сознание — как интегрирующая форма психики представляет собой совокупность знаний о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря познавательным процессам — восприятию, вниманию, памяти и др.

 

Благодаря сознанию человек четко отличает «Я» от «не Я», поэтому отличительной особенностью сознания человека является наличие самосознания — осознания себя во взаимосвязи с другим миром (животное не отличает себя от своей жизнедеятельности). Следовательно, сознание человека включает самоконтроль, самоотношение, самооценку и эмоциональные опенки в межличностных отношениях. Другой отличительной особенностью сознания человека является наличие целеполагания.

 

Бессознательное—это совокупность психических процессов,актов исостояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не дает себе отчета.

 

Здесь нет самоконтроля, самооценки, целеполагания. Сущностная характеристика всей сферы бессознательного — слитность субъекта и мира, «Я» и «не Я» (неразрывность того, что со мной происходит, и моего отношения к происходящему). Именно благодаря слитности субъекта с миром в бессознательном человек непроизвольно воспринимает мир и запоминает его. Бессознательное в силу незнания логики сознания открыто бесконечному количеству иных логик действительности, которые еще не стали достоянием цивилизации. Проявления бессознательного часто покрыты туманом таинственности и служат почвой для самых причудливых мифологических построений.

 

А.Г. Асмолов предложил объединить разнообразие проявлений бессознательного в поведении человека в следующие группы:

 

1. Надындивидуальные надсознательные явления — это усвоенные субъектом, типичные для данной группы (общности) образцы поведения и


познания, влияние которых не осознается человеком. Эти образцы (например, этнические стереотипы), усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание, идентификация, определяют социально-типичные особенности поведения человека. Именно в социально-типических характеристиках поведения человека субъект и группа («Я» и «не Я») выступают как одно целое. В качестве другого примера здесь можно привести понятие менталитет — совокупность принятых и, в основном, одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает данное общество (общность) от других.

 

2. Неосознаваемые мотивы поведения.О существовании этого классаявлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого неизвестен самому совершившему это действие после выхода из гипнотического состояния человеку. Затем 3. Фрейдом было разработано понятие бессознательного — это нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными запросами общества не допускались

 

в сознание или изгонялись, отчуждались из него С помощью такого защитного механизма психики, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влечения образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, юморе, оговорках и т. д.).

 

3. Неосознаваемые резервы органов чувств.Речь идет о воздействиина поведение таких раздражителей, о которых человек не мог дать отчета, т.е. подпороговых раздражителей. Таким образом, мозг защищает сознание — предотвращает проникновение тревоги, беспокойства. Все анализаторы человека сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем отражается в сознании. Наиболее эффективно подпороговые стимулы могут выявляться в состоянии расслабления, что широко используется в практических технологиях психологии творчества (подпороговые мысли приводят к интуитивному решению), в активных методах обучения и лечения. Известно, что подпороговая стимуляция исполняет роль внушения. Современная реклама иногда использует приемы типа «25-й кадр», что официально запрещено в цивилизованном мире как «манипулирование сознанием» (какая-то информация подается мельком на доли секунды, а потому не осознается, но потом возникает в сознании человека как самостоятельное решение).

 

4.Неосознаваемые регуляторыспособов выполнения деятельности(операциональные установки и стереотипы). Они возникают в процессе решения различных задач — перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных и детерминируются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.

 



2015-12-07 1190 Обсуждений (0)
Соотношение сознания и бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение сознания и бессознательного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)