Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Стратегический ресурсный потенциал организации




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Понятие и закономерности систем.

Состав производственной системы

Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Система находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая представляет собой совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

В данном курсе мы рассматриваем экономические (производственные) системы, которые обладают рядом особенностей, а именно:

- нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

- уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях(благодаря наличию у нее активного элемента - человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;



- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

- способность и стремление к целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.

В состав ПС любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) включают следующие ресурсы:

1. Технические (основные фонды и оборотные средства).

2. Технологические (патенты, технологии, ноу-хау и пр.).

3. Кадровые (возможности, квалификация, энтузиазм).

4. Пространственные (площади, возможности, территории).

5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т.п.).

6. Информационные ресурсы (размер базы данных, доступ к определенной информации).

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей достижения целей ПС.

В рыночной экономике существенную роль играет такой ресурс, как предпринимательская способность (предприимчивость). Это особый вид ресурса, который приводит в движение, организует взаимодействие всех остальных видов ресурсов ПС.

Из закономерности целостности систем следует, что в результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов достигается эффект целостности, т.е. получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса не обладает.

 

Стратегический ресурсный потенциал организации

 

Основополагающим принципом выделения элементов ПС для стратегического управления ею является оценка возможностей достижения стратегических целей ПС, появляющихся при использовании данного элемента системы.

То есть, элементами системы должны быть признаны не материализованные средства производства, предметы труда или определенные критерии работников, а теї_ возможностиї. достижения стратегических целей ПС, которые открываются при использовании этих средств, предметов и категорий.

Такие возможности можно назвать стратегическими ресурсами производственной системы.

Исходя из такого подхода, ПС, как объектом стратегического управления, можно считать совокупность взаимосвязанных стратегических ресурсов.

СУ ПС связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач и соответствуют ее внутренним возможностям.

Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления. Что в этом контексте следует понимать под "потенциалом" организации? Рассмотрим принципиальную схему потенциала ПС (рис.1).

 
 

 

 


 

Рис. 1 Схема потенциала ПС

 

Со стороны "входа" этот потенциал состоит из сырьевых, финансовых и людских ресурсов, информации; со стороны "выхода" – из произведенной продукции и услуг, из набора правил социального поведения, следование которым помогает организации добиваться своих целей.

Важно заметить, что не всякая продукция и услуги организации могут быть включены в ее потенциал, а лишь те, которые испытаны с точки зрения потенциальной прибыльности. Это означает, что продукция фирмы создана на базе новых перспективных технологий, обладает отличительными особенностями и будет пользоваться спросом на рынке.

Другим конечным продуктом СУ является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаруживать и правильно истолковывать внешние изменения, а также руководить ответными стратегическими действиями, которые предполагают наличие материальных возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров, технологий и услуг.

Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

Например, архитектонику организации могут составлять:

- технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;

- структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения;

- организационные задачи отдельных групп и лиц;

- внутренние системы и процедуры и др.

Качество персонала определяется:

- отношением к изменениям;

- профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе и т.п.;

- умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;

- мотивацией участия в разработке стратегии.

Без характеристики потенциала нельзя не выдвинуть перспективных целей ПС, ни выработать оптимальную (предпочтительную) стратегию их достижения. Заметим, что понятие потенциала тесно связано с характером целей. Для одних целей существующий потенциал ПС (т.е. совокупность возможностей) будет высок, для других низок.

Ресурсная концепция ПС может быть реализована в своеобразной "матрице стратегических ресурсов фирмы"(см. табл. 1). Матрица характеризует не только существующее на момент анализа состояние фирмы (т.е. ответ на вопрос: "Что мы собой представляем сегодня?), но и позволяет конкретизировать направления выработки стратегических целей (т.е. ответить на вопрос: "Что нужно сделать для обеспечения устойчивости положения фирмы на рынке?").

Принципы анализа и оценки стратегического потенциала будут изложены далее, однако предварительно необходимо рассмотреть ряд положений, характеризующих связь, взаимодействие фирмы с внешней средой и принципы выявления стратегических целей фирмы.

 


Таблица 1

Матрица стратегических ресурсов фирмы

№ п/п Составляющие стратегического потенциала фирмы Ресурсы фирмы
технические технологические кадровые пространственные организационной структуры управления информационные финансовые
1. Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами.              
2. Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных покупателей.              
3. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно. Своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы.              
4. Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства, а также к анализу деятельности групп стратегического влияния.              
5. Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках.              
6. Способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок, организации их послепродажного сервиса.              
7. Способность к обеспечению независимости фирмы от изменения конъюнктуры товарных, финансовых и рынков факторов производства за счет внешней гибкости производственной системы.              
8. Способность к поддержанию конкурентного статуса фирмы за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования.              
9. Способность обеспечить внутреннюю гибкость производственной системы за счет оснащения производства адаптивными средствами технологического и другого оборудования.              
10. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет использования в производстве плодотворной технологии.              
11. Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала.              
12. Способность осуществлять изменение архитектурно-планировочных решений, адекватных изменениям целей ПС.              
13. Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка.              
14. Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объеме, соответствующем потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса фирмы и планируемой доли захвата рынка.              
15. Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет наиболее рационального использования инвестиционных возможностей.              
16. Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы технического и социального развития фирмы.              

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7