Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Филосовские и политические идеи эпохи Просвещения



2015-12-07 1600 Обсуждений (0)
Филосовские и политические идеи эпохи Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Материализм
http://shg.phys.msu.ru/wiki/index.php/Французская философия эпохи просвещения
Если до XVIII в. научное знание было достоянием отдельных ученых или групп ученых, то, начиная буквально с 10-х годов XVIII в. научное знание распространяется вширь: оно выходит за пределы университетов и академий и распространяется в светских салонах, а именно в светских салонах столицы Франции и столицы Великобритании. Более того, появляется группа литераторов, которые популяризируют достижения науки и философии того времени. Это нашло отражение в знаменитом труде французских энциклопедистов под названием "Энциклопедия". Эта эпоха характеризуется тем, что ученым, как и популяризаторам науки и философии, присуща уверенность в могуществе и силе человеческого разума; причем они апеллируют не просто к разуму, а к научному разуму, который, с одной стороны, становится свободным от религиозных предрассудков, с другой стороны, он опирается на опыт, отвергая при этом внеопытные или, точнее, сверхопытные гипотезы. Также для этой эпохи характерна идея прогресса науки и есть ли у нее связи с практикой, поскольку французские просветители уповали на то, что достижения науки и техники кардинальным образом повлияют на социальное и экономическое развитие человечества. Таким образом, на знамени просветителей были начертаны следующие слова: «Наука и Прогресс».

Французская философия в этот период была разделена на два направления: деизм и материализм. К деистам принадлежали следующие мыслители: Монтескье, Вольтер, Руссо и Кондильяк. К материалистам принадлежали следующие мыслители: Ламетри, Дидро, Гельвеций и систематизатор всего французского материализма Гольбах.

Деизм - философское направление, согласно которому Бог однажды создал мир, придал ему определенные законы и больше после этого не вмешивается в мир – он устраняется.

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Коллектив авторов Философия: Шпаргалка Издательство: РИОР Страницы: 46 Дата издания: 2009 27. Эпоха просвещения. Стр. 31  
Крупнейшим представителем Просвещения был Вольтер(1694–1778). Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.

Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья.


 

Возникновение классической английской политической экономики; значение трудов А. Смита.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Классическая_Политическая_Экономика
Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Этапы развития:

Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивание теории меркантилизма. Главными представителями этого направления в данный период времени считаются У.Петти и П.Буагильбер.

Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др. Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств.

Второй этап полностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.

Самыми известными и яркими представителями были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговля).

В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

 

Роль в развитии европейской философии французских философов (Ж. Мелье, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо); значение издания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» под редакцией Д. Дидро и Ж.Л. Даламбера.

http://shg.phys.msu.ru/wiki/index.php/Французская_философия_эпохи_просвкщения_XVIII_в.
Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755) Основные сочинения:

· роман «Персидские письма»,

· «Размышления о причинах величия и упадка Рима»,

· «О духе законов».

Основной труд Монтескье - «О духе законов». В нем он излагает основные идеи своей социальной философии. Здесь он вводит такие понятия как «законодательство» и «дух закона». Под законодательством он имеет в виду прежде всего социально-юридические нормы. При этом он подчеркивает идею объективной детерминированности законодательства в различных странах, которую он назвал «духом закона». Под духом закона он понимал совокупность отношений, в которых находятся законы определенной страны по отношению к климату, к почве, к рельефу местности, к обычаям, нравам и религиозным верованиям этой страны, к численности населения, к материальной обеспеченности населения, к экономической деятельности населения, а также к целям законодателей. То есть в отличие от всех предшествующих мыслителей в сфере социальной философии он подчеркивает экономический фактор, от которого зависит законодательство и, соответственно, форма правления в данной стране. Но, все-таки, на первое место он ставил не экономический детерминизм, а географический (идея географического детерминизма). Эта идея оказалась очень живучей и используется по сегодняшний день как историками, так и представителями социальной философии. По мнению Монтескье, как социальная психология народа, так и форма правления обусловлены географической средой, причем он выделяет три фактора: климат, почву и рельеф местности (под последним он, прежде всего, имеет в виду размер территории).

Деизм Монтескье. Он учил о некотором мировом зодчем, который однажды в результате разового акта создал вселенную, придал ей законы движения, а после этого не вмешивался в то, что в этой вселенной происходит. Причем он не давал какого-то специального обоснования и аргументации этой идеи.

Вольтер(1694-1778)

Основные сочинения:

· «Философские письма»,

· «Метафизический трактат»,

· «Основания философии Ньютона»,

· «Бог и люди»,

· «Философский словарь»,

· «Философия истории».

Основные идеи сочинения «Философия истории».

Коллектив авторов Философия: Шпаргалка Издательство: РИОР Страницы: 46 Дата издания: 2009 27. Эпоха просвещения. Стр. 31  
Согласно Вольтеру, миром правит не бог, а мнение людей, то есть историю творят люди, а не бог. Причем здесь речь идет не о мнении отдельных людей, какие бы они ни были, а, прежде всего, о мнении, которое владеет большими массами (группами) людей, т.е. то, что сейчас называется идеологией. Такого рода коллективные мнения и правят миром, от них зависит течение человеческой истории. На первых порах это было связано с авторитетными мнениями, которые создавались мировыми религиями. Однако он не считал, что все течение человеческой истории определяется религиозным мнением. В эпоху Просвещения на первое место выступают иные идеи: идеи, связанные с научным прогрессом и просветительством. В рамках своей философии истории он также подверг критике христианскую религию, подобно Монтескье. В частности, он указывал, что христианская религия это сеть, которую сторонники этой религии в течение 17 столетий накидывали на глупцов. А также христианская религия - это кинжал, который использовали религиозные христианские фанатики против свободомыслящих в течение 14 последних веков.

Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.

 

Жан Жак Руссо (1712—1778)

Деизм Руссо.

http://shg.phys.msu.ru/wiki/index.php/Французская_философия_эпохи_просвкщения_XVIII_в.
Руссо пытался объяснить существование в мире зла, несмотря на то, что бог якобы, по определению, всеблагой и добрый. Бог дал человеку свободы воли, но таким образом, чтобы человек старался обращать ее на добро. Но, по мнению Руссо, человек не внял божественным требованиям и зачастую использует свободу воли прямо противоположным способом.



2015-12-07 1600 Обсуждений (0)
Филосовские и политические идеи эпохи Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Филосовские и политические идеи эпохи Просвещения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)