Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мышление, интеллект; их значение при оценке сознания участников судопроизводства




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди психических познавательных процессов, главным содержанием которых является отражение в сознании человека объективной реальности, одним из наиболее значимых и сложных выступает мышление, интегрирующее в себе результаты восприятия, памяти, воображения. Кроме того, мышление связано с интеллектом субъекта, определяется уровнем его умственного развития.

Мышление - это опосредованное, обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и связей объектов окружающего мира, лежащее в основе его познавательной деятельности, составляющее сущность самого процесса познания объективной реальности. Мышление - наиболее сложный познавательный процесс, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущности тех или иных объектов, явлений, их внутренние связи, смысловое со держание, скрытые закономерности развития. Благодаря мышлению мы судим о происходящих событиях по их внешним проявлениям.

Мышлению нередко сопутствуют перцептивные процессы. Боле того, во многих случаях чувственное познание является своеобразным толчком к активизации мыслительной деятельности, которая начинает функционировать, когда чувственное познание оказываете бессильным и необходимо выйти за его пределы, решить более сложную, чем перцептивная, задачу, найти ответы на вопросы в сложной проблемной ситуации, не исключающей альтернативных вариантов решения, понять сущность юридически значимых фактов и событий их правовые последствия. Поэтому мышление можно определить ещё и как процесс решения задачи, поиска выхода из проблемной ситуации устраняющий неопределенность в деятельности субъекта познания.



Нестандартные задачи, допускающие различные варианты решений, выбор оптимального пути достижения цели, пробуждают творческое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности своего рода проявление незаурядных умственных способностей индивида, его интеллекта.

Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, отождествляемая со стилем его мышления стратегией принимаемых им решений в проблемных ситуациях, требующих от субъекта нестандартного подхода, высокого уровня познавательной активности, прогностических способностей. Человек, наделенный развитым интеллектом, правильно рассуждает, понимает, размышляет. Благодаря своему «здравому смыслу», высокой степени обучаемости, проницательности, инициативности он легко адаптируется к обстоятельствам жизни.

Психолого-правовая оценка уровня развития мышления, интеллект! предполагает их оценку юристом в контексте решения психолого-правовых проблем с выделением следующих основные характеристик:

-понятийность мышления и связанная с ней способность к обобщению, достаточная для осознания и прогнозирования субъектом его последующего поведения;

-способность к осознанному восприятию нормативных стандартов поведения, анализу и оценке событий, ситуаций с определением их значимости; •+ самокритичность, т.е. способность к осознанию и устранению до пушенных ошибок, что имеет прямое отношение к опосредованию субъектом своего поведения, мотивов, целей деятельности с оценкой в ней роли своего «Я».

Без оценки качественных характеристик, уровня развития мышления, интеллекта человека нельзя определить, в какой мере он осознавал «фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия)», невозможно решать вопрос о его виновной ответственности в связи с совершенными им противоправными действиями.

Таким образом, интеллектуальный фактор, включающий особенности мышления, уровень умственного развития субъекта, является одним из обязательных составных элементов психологического критерия вменяемости - невменяемости («уменьшенной вменяемости»; ст. 19, ч. 3 ст. 20 УК); дееспособности - недееспособности (неполной, ограниченной дееспособности; ст. 21, 29, 31 ГК; ч. 1 ст. 22 УК); способности лица понимать значение своих действий (ч. 1 ст. 177 ГК).

Виды мышления. В психологии принята следующая классификация видов мышления:

а) наглядное, практическое мышление. Этот вид мышления чаше проявляется в практической деятельности людей при совершении многих репродуктивных действий, выполняемых субъектом, получившим определенные социальные и профессиональные знания и опыт;

б) наглядно-образное мышление. При таком виде мышления субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, в большей мере мыслит образами. Наглядно-образное мышление играет важную роль в процессе обучения;

в) вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Это более сложная форма мышления. Посредством вербально-логического мышления «человек, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пределы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи».

Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления; установлении причин преступности; решении вопросов гражданско-правового характера, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.

Существенную роль в мыслительной деятельности играет интуиция - своего рода предвосхищение, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических схем, принятых алгоритмов решения задач. Результатом интуиции может стать состояние инсайта - озарения, внезапного понимания сущности какого-либо явления, имеющего то или иное значение для субъекта.

Способы активизации мыслительной деятельности юриста. Кратко остановимся на некоторых из них.

Стимуляция мотивов мыслительной деятельности. Осознание того, что без активизации мышления не может быть достигнута цель, что поставленная субъектом задача должна быть решена, является важным стимулом мыслительного процесса.

Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще рождаются именно тогда, когда человек увлечен своей работой. Здесь важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмоции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.

Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскрывают имеющиеся в ней скрытые противоречия, неполноту знаний. Этому также помогают классификация, систематизация полученной информации.

Метод проигрывания ролей. Данный метод применяется в целях лучшего понимания поведения лиц, участвовавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается понять мотивы по ведения преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой сотрудник следственного органа в качестве противоположной стороны. Данному методу сопутствуют рефлексивные рассуждения. Метод проигрывания ролей также помогает прогнозировать ход рассмотрения любого спора в суде, как в уголовном, так и в гражданском процессе;

Метод отсрочки. В процессе познания возникают ситуации, при которых, несмотря на затрачиваемые усилия, задача все же остается нерешаемой. В подобных случаях бывает полезно на какое-то время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности.

Метод группового стимулирования мыслительных процессов. В сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесообразно передать дело для изучения другому, более опытному сотруднику, чтобы он затем поделился своими мыслями и суждениями по данному делу со следователем, в производстве которого оно находится. В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие следственные работники, поиск нужного решения может принять совместный характер.

Одним из необходимых условий всестороннего раскрытия творческих способностей юриста, активизации его мышления, сознания является воображение - психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов, явлений на основе имеющихся знаний и представлений. Воображение связано с восприятием, мышлением, памятью, в целом с сознанием человека. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности. Как и мышление, воображение проявляет себя в проблемных ситуациях, когда необходимо решать задачи творческого характера. Воображение, склонность к фантазированию оказывают большое влияние на процесс формирования и в то же время искажения свидетельских показаний, что, безусловно, следует учитывать юристам, участвующим в уголовном или гражданском судопроизводстве.

 

Основная литература:

1. Романов В.В. Юридическая психология:учебник /В.В. Романов. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 116-135.

 

Дополнительная литература:

1. Лунеев В.В. Субъективное вменение. М.,2000. С. 14-28.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. / Основы общей психологии. Т.1. М.,1989. С. 174.

3. Тихомиров О.К. Лекции о психологии. М.,2008. С. 17-144.

 

 

Вопросы для самопроверки знаний.

1. Раскройте содержание понятия сознания.

2. Какое значение имеет сознание в уголовном праве?

3. Назовите признаки, свидетельствующие о способности человека осознавать свои дей ствия и поступки.

4. Что представляет собой правосознание?

5. Какое значение имеет проблема понимания в праве?

6. Укажите психологические критерии оценки понимания в гражданском праве, уровни его развития.

7. Дайте определение мышления, интеллекта.

8. Охарактеризуйте способы активизации мыслительной деятельности в работе юриста.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7