Эффективность в данном случае понимается как отношение полученных результатов к затраченным ресурсам. Монетарные ресурсы представляют собой «вход» (input) системы, которая называется «центром принятия решений» (Decision Making Unit, DMU). Результаты деятельности (как материальные, например, объем произведенной продукции, так и нематериальные: например, достигнутый уровень ожидаемой продолжительности жизни) представляют собой «выход» (output) системы. Более эффективна та система, которая обладает большим «выходом» при идентичном объеме затрат или идентичным «выходом» при меньшем объеме затрат.
В более сложном случае имеется набор (вектор) ресурсов, преобразуемый системой в набор (вектор) результатов. Графически это можно представить следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Центр принятия решений
В качестве основного инструмента расчета оценок эффективности предполагается использование Data Envelopment Analysis (DEA). Концептуально подход к оценке эффективности в рамках DEA восходит к классической идее оптимальности по Парето (Парето-эффективности), предполагающей, в самом общем виде, невозможность увеличения («улучшения») какого-либо параметра без уменьшения («ухудшения») других параметров. В Парето-эффективной экономике невозможно увеличить выпуск одного продукта без снижения выпуска другого.
Например, будем считать, что X – это государственные расходы на программу повышения квалификации чиновников, а Y – число управленцев, прошедших переподготовку. Точки на плоскости, отражающие различные комбинации затрат и результатов, будут соответствовать DMU – допустим, региональным администрациям (DMU 1, 2, 3, 4), кривая 0A – границе производственных возможностей.
Рис. 2. DMU в пространстве «вход – выход»
Региональная администрация, соответствующая DMU 4 (точка С) на рис. 2, неэффективна, так как для нее имеется возможность увеличить количество обучаемых чиновников без снижения затрат (DMU4→C’). Также неэффективна DMU 2, для которой имеется возможность сократить затраты без снижения результата (DMU2 →B’). DMU 1 и DMU 3 являются эффективными для данного множества объектов, так как располагаются на границе производственных возможностей. Для таких регионов оценка эффективности равна единице. Для всех остальных регионов эффективность определяется расстоянием до ГПВ (границы производственных возможностей), оценивается числом от 0 до 1 и показывает, какую долю возможной производительности демонстрирует регион (например, показатель эффективности 0,6 означает, что регион реализует только 60% своего потенциала в данной отрасли). Построение ГПВ и расчет оценок эффективности производится с помощью инструментов линейного программирования.
Таким образом, мерой эффективности для региона в рамках использованного метода являются показатели других, более производительных регионов.
В таблице ниже приведены показатели, использовавшиеся для математического анализа в рамках проекта:
Расчетный показатель
Входной показатель
Выходной показатель
Эффективность бюрократии
Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ в расчете на одного госслужащего, с поправкой на индекс бюджетных расходов
Итоговый показатель эффективности управления
Эффективность здравоохранения
Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на здравоохранение в расчете на душу населения, с поправкой на индекс бюджетных расходов
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
уровень младенческой смертности; обеспеченность врачами на 10 тыс. человек населения; обеспеченность больничными койками на 10 тыс. чел. населения;
заработная плата в сфере здравоохранения к средней по региону
Эффективность образования
Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения, с поправкой на индекс бюджетных расходов
заработная плата в сфере образования к средней по региону;
численность учителей на 1 тыс. учащихся; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях
Эффективность ЖКХ
Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на жилищно-коммунальное хозяйство в расчете на душу населения, с поправкой на индекс бюджетных расходов
удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда;
доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства;
Экспертные оценки
Для каждого из направлений всех трех блоков получена экспертная оценка от федеральных и региональных экспертов, представляющая собой число от 0 до 5 (5 – наивысшая оценка). Конкретные позиции для экспертного оценивания приведены ниже.
Эффективность отношений с федеральным центром:
а) продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре;
б) реализация требований федерального центра в регионе
Эффективность работы бюрократического аппарата
Социальный блок
Здравоохранение
Образование
Межнациональные и межконфессиональные отношения
Развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ
Финансово-экономический блок
Эффективность экономического управления
Улучшение инвестиционного климата
Эффективность бюджетной политики
В исследовании были задействованы 211 экспертов – специалистов по региональной политике из Москвы и регионов: политологов, политтехнологов, публицистов, общественных деятелей (список см. в Приложении).
Таблицы рейтинга
Таблица 1. Итоговый рейтинг эффективности
Субъект РФ
ОБЩИЙ ИТОГ
ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
СОЦИАЛЬНЫЙ
БЛОК
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКИЙ
БЛОК
Эффективность бюрократии
(математический
анализ)
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Балл
Белгородская область
0,730
0,771
0,748
0,671
1,00
Республика Татарстан (Татарстан)
0,726
0,770
0,713
0,696
1,00
Кемеровская область
0,711
0,786
0,699
9-10
0,646
0,99
г. Москва
0,708
0,691
0,723
0,709
1,00
Московская область
0,698
0,705
0,724
0,665
0,96
Чеченская Республика
0,697
0,833
0,683
15-16
0,575
31-32
0,99
Тюменская область
0,694
0,699
0,704
0,677
0,96
Калужская область
0,689
0,676
12-13
0,691
11-12
0,701
0,95
Ямало-Ненецкий АО
0,681
0,658
0,652
28-30
0,734
0,96
Краснодарский край
0,673
0,697
0,678
0,643
0,93
Самарская область
0,667
0,723
0,679
0,6
0,91
Владимирская область
0,663
0,690
10-11
0,652
28-30
0,647
0,93
Республика Коми
0,660
0,676
12-13
0,699
9-10
0,604
0,92
Воронежская область
0,658
0,671
0,652
28-30
0,651
0,90
Ростовская область
0,656
0,650
0,657
0,66
0,90
г. Санкт-Петербург
0,655
0,651
0,717
4-5
0,598
21-22
0,91
Нижегородская область
0,653
17-18
0,690
10-11
0,685
13-14
0,584
0,90
Новосибирская область
0,653
17-18
0,653
0,717
4-5
0,588
25-27
0,90
Псковская область
0,647
0,657
0,665
0,618
0,92
Ханты-Мансийский АО
0,641
0,555
0,683
15-16
0,686
0,88
Иркутская область
0,629
0,576
0,658
0,653
0,89
Республика Башкортостан
0,624
22-23
0,652
0,622
0,597
0,85
Челябинская область
0,624
22-23
0,632
25-26
0,659
0,581
0,85
Алтайский край
0,619
24-25
0,592
0,676
0,588
25-27
0,87
Красноярский край
0,619
24-25
0,615
33-34
0,685
13-14
0,557
-
Приморский край
0,613
0,625
0,606
55-56
0,608
0,84
Волгоградская область
0,611
27-28
0,632
25-26
0,632
0,568
0,84
Чукотский АО
0,611
27-28
0,637
0,662
0,533
1,00
Амурская область
0,608
0,639
0,655
0,53
51-52
0,85
Саратовская область
0,605
0,591
0,635
0,588
25-27
0,84
Ненецкий АО
0,602
31-32
0,522
0,649
31-32
0,633
0,84
Республика Хакасия
0,602
31-32
0,604
0,643
0,56
0,98
Липецкая область
0,601
33-34
0,593
0,617
48-49
0,592
0,84
Республика Саха (Якутия)
0,601
33-34
0,561
55-57
0,633
0,609
0,85
Республика Тыва
0,600
0,629
0,612
0,559
0,90
Удмуртская Республика
0,599
0,643
0,63
39-40
0,523
55-56
0,84
Тульская область
0,597
0,601
38-39
0,616
50-51
0,575
31-32
0,82
Камчатский край
0,595
0,589
45-46
0,625
45-46
0,572
0,90
Томская область
0,588
0,566
0,672
0,525
0,82
Забайкальский край
0,586
40-41
0,615
33-34
0,6
0,542
0,82
Республика Крым
0,586
40-41
0,667
0,525
0,567
35-37
-
Мурманская область
0,584
42-43
0,601
38-39
0,587
0,564
0,81
Чувашская Республика – Чувашия
0,584
42-43
0,534
0,707
0,511
0,82
Магаданская область
0,582
0,589
45-46
0,606
55-56
0,552
0,92
Пензенская область
0,581
0,613
0,615
52-53
0,514
0,80
Калининградская область
0,580
0,559
0,584
69-70
0,598
21-22
0,80
Орловская область
0,579
0,585
0,605
0,548
0,81
Республика Мордовия
0,577
0,577
48-49
0,691
11-12
0,464
0,82
Ивановская область
0,576
49-50
0,577
48-49
0,627
0,524
0,81
Ульяновская область
0,576
49-50
0,600
0,645
0,483
0,80
Астраханская область
0,575
51-52
0,627
0,596
60-62
0,502
0,80
Тамбовская область
0,575
51-52
0,558
0,615
52-53
0,553
0,79
Свердловская область
0,574
0,550
0,593
0,578
0,80
Кабардино-Балкарская Республика
0,572
0,616
0,581
0,519
0,81
Омская область
0,570
55-56
0,518
0,663
0,53
51-52
0,80
Хабаровский край
0,570
55-56
0,541
67-68
0,63
39-40
0,539
0,79
Республика Марий Эл
0,569
0,622
0,596
60-62
0,489
0,80
Ленинградская область
0,565
58-60
0,541
67-68
0,591
65-66
0,563
0,77
Республика Адыгея (Адыгея)
0,565
58-60
0,543
65-66
0,584
69-70
0,567
35-37
0,80
Сахалинская область
0,565
58-60
0,488
0,648
0,561
0,79
Республика Калмыкия
0,564
0,568
0,616
50-51
0,509
0,87
Новгородская область
0,563
0,543
65-66
0,629
41-42
0,516
0,78
г. Севастополь
0,561
0,561
55-57
0,603
0,52
-
Оренбургская область
0,560
64-65
0,561
55-57
0,596
60-62
0,523
55-56
0,77
Ставропольский край
0,560
64-65
0,595
0,54
0,546
0,77
Республика Алтай
0,549
0,512
0,625
45-46
0,512
0,80
Пермский край
0,546
0,443
0,628
0,567
35-37
0,76
Республика Ингушетия
0,543
0,612
0,527
0,491
0,77
Карачаево-Черкесская Республика
0,542
0,573
0,594
0,458
0,78
Брянская область
0,541
0,570
0,586
0,467
74-75
-
Республика Дагестан
0,540
71-72
0,619
0,5
0,501
0,74
Республика Северная Осетия – Алания
0,540
71-72
0,491
0,649
31-32
0,482
0,87
Кировская область
0,538
0,549
0,553
0,513
61-62
0,75
Рязанская область
0,537
0,531
0,629
41-42
0,451
0,75
Костромская область
0,530
75-76
0,544
0,569
0,476
0,76
Смоленская область
0,530
75-76
0,507
0,617
48-49
0,466
76-77
0,74
Курская область
0,529
0,498
0,577
0,513
61-62
0,73
Курганская область
0,527
0,551
0,523
0,507
0,77
Вологодская область
0,513
0,501
0,573
0,466
76-77
0,72
Республика Карелия
0,501
0,444
0,591
65-66
0,467
74-75
0,78
Республика Бурятия
0,495
0,490
0,552
0,443
0,76
Архангельская область
0,482
0,447
0,561
0,437
0,68
Еврейская АО
0,467
0,468
0,512
0,421
0,69
Ярославская область
0,460
0,408
0,571
0,401
0,64
Тверская область
0,439
0,410
0,485
0,423
0,61
Таблица 2. Оценка эффективности по направлениям политико-управленческого блока
Субъект РФ
ИТОГ ПО ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ БЛОКУ
Общественная поддержка
Эффективность консолидации элиты
Эффективность отношений с центром
Эффективность бюрократии
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Балл
Ранг
Чеченская Республика
0,833
0,820
0,967
0,865
0,680
Кемеровская область
0,786
0,773
0,933
0,657
0,781
Белгородская область
0,771
0,736
0,867
0,724
0,756
Республика Татарстан (Татарстан)
0,770
0,739
0,840
0,751
0,749
Самарская область
0,723
0,714
0,800
7-11
0,627
0,750
Московская область
0,705
0,712
0,745
0,698
0,667
15-16
Тюменская область
0,699
0,692
0,720
23-28
0,674
0,712
Краснодарский край
0,697
0,622
0,833
0,680
0,654
22-23
г. Москва
0,691
0,569
0,850
0,686
0,659
Владимирская область
0,690
10-11
0,643
0,771
12-14
0,672
0,673
Нижегородская область
0,690
10-11
0,677
25-25
0,771
12-14
0,599
8-9
0,713
Калужская область
0,676
12-13
0,520
0,800
7-11
0,664
0,719
Республика Коми
0,676
12-13
0,646
0,800
7-11
0,571
0,686
Воронежская область
0,671
0,704
0,740
18-19
0,636
0,602
Республика Крым
0,667
0,651
0,771
12-14
0,644
0,600
Ямало-Ненецкий АО
0,658
0,697
0,800
7-11
0,593
0,542
Псковская область
0,657
0,705
14-15
0,720
23-28
0,576
0,627
Новосибирская область
0,653
0,642
0,750
15-16
0,564
0,655
Республика Башкортостан
0,652
0,742
0,660
40-42
0,541
0,667
15-16
г. Санкт-Петербург
0,651
0,643
25-26
0,686
0,603
0,671
Ростовская область
0,650
0,590
0,700
29-38
0,585
0,727
Удмуртская Республика
0,643
0,705
14-15
0,700
29-38
0,513
0,654
22-23
Амурская область
0,639
0,635
0,700
29-38
0,578
0,641
30-31
Чукотский АО
0,637
0,662
0,720
23-28
0,617
0,547
Волгоградская область
0,632
25-26
0,751
0,600
48-64
0,597
37-38
0,580
Челябинская область
0,632
25-26
0,732
0,600
48-64
0,533
0,662
52-53
Республика Тыва
0,629
0,643
0,750
15-16
0,497
0,625
Астраханская область
0,627
0,632
0,740
18-19
0,504
0,630
Приморский край
0,625
0,638
0,700
29-38
0,567
0,596
46-47
Республика Марий Эл
0,622
0,566
53-54
0,800
7-11
0,515
46-47
0,608
Республика Дагестан
0,619
0,527
0,733
20-22
0,632
0,585
Кабардино-Балкарская Республика
0,616
0,666
0,720
23-28
0,519
0,558
60-61
Забайкальский край
0,615
33-34
0,574
0,660
40-42
0,533
37-38
0,693
Красноярский край
0,615
33-34
0,617
0,600
48-64
0,625
0,620
Пензенская область
0,613
0,573
49-50
0,700
29-38
0,548
0,632
Республика Ингушетия
0,612
0,534
0,720
23-28
0,601
0,593
Республика Хакасия
0,604
0,611
0,733
20-22
0,512
0,560
57-58
Мурманская область
0,601
38-39
0,579
0,700
48-64
0,467
0,660
Тульская область
0,601
38-39
0,570
0,600
29-38
0,544
61-62
0,689
Ульяновская область
0,600
0,550
0,700
29-38
0,508
50-51
0,641
30-31
Ставропольский край
0,595
0,721
0,600
48-64
0,494
0,567
Липецкая область
0,593
0,616
0,640
44-46
0,474
0,642
Алтайский край
0,592
0,597
40-41
0,700
29-38
0,490
0,580
52-53
Саратовская область
0,591
0,573
49-50
0,600
48-64
0,546
0,646
26-27
Камчатский край
0,589
45-46
0,499
0,700
29-38
0,530
40-41
0,626
Магаданская область
0,589
45-46
0,585
0,660
40-42
0,588
0,525
Орловская область
0,585
0,746
0,550
73-76
0,530
40-41
0,514
Ивановская область
0,577
48-49
0,727
0,550
73-76
0,434
72-73
0,598
44-45
Республика Мордовия
0,577
48-49
0,597
40-41
0,700
29-38
0,526
0,483
Иркутская область
0,576
0,544
0,600
48-64
0,515
46-47
0,646
26-27
Карачаево-Черкесская Республика
0,573
0,591
0,640
44-46
0,558
0,504
77-78
Брянская область
0,570
0,700
0,575
67-68
0,463
0,543
66-67
Республика Калмыкия
0,568
0,626
0,600
48-64
0,488
0,559
Томская область
0,566
0,480
69-70
0,650
0,520
0,616
38-39
Оренбургская область
0,561
55-57
0,612
0,560
69-72
0,461
0,612
Республика Саха (Якутия)
0,561
55-57
0,577
0,600
0,535
8-9
0,532
57-58
г. Севастополь
0,561
55-57
0,633
0,380
48-64
0,672
0,560
70-71
Калининградская область
0,559
0,521
0,600
48-64
0,464
0,649
Тамбовская область
0,558
0,489
66-67
0,733
20-22
0,465
0,545
Ханты-Мансийский АО
0,555
0,464
0,560
69-72
0,552
0,643
Курганская область
0,551
0,724
0,500
0,433
0,546
Свердловская область
0,550
0,444
0,580
65-66
0,518
0,656
Кировская область
0,549
0,559
0,575
67-68
0,479
0,582
Костромская область
0,544
0,480
69-70
0,720
23-28
0,437
70-71
0,539
Новгородская область
0,543
65-66
0,566
53-54
0,580
44-46
0,467
0,558
44-45
Республика Адыгея (Адыгея)
0,543
65-66
0,460
0,640
65-66
0,475
61-62
0,598
60-61
Ленинградская область
0,541
67-68
0,484
0,600
48-64
0,508
50-51
0,573
Хабаровский край
0,541
67-68
0,580
0,600
48-64
0,531
0,453
Чувашская Республика – Чувашия
0,534
0,475
0,560
69-72
0,454
0,648
Рязанская область
0,531
0,505
0,600
48-64
0,487
0,532
70-71
Ненецкий АО
0,522
0,606
0,600
48-64
0,404
0,479
Омская область
0,518
0,472
0,550
73-76
0,434
72-73
0,616
38-39
Республика Алтай
0,512
0,504
0,633
0,411
0,499
Смоленская область
0,507
0,455
0,600
48-64
0,459
0,512
Вологодская область
0,501
0,473
0,600
48-64
0,437
70-71
0,494
Курская область
0,498
0,554
0,520
0,415
76-77
0,501
Республика Северная Осетия – Алания
0,491
0,433
0,600
48-64
0,457
0,472
Республика Бурятия
0,490
0,467
0,560
69-72
0,421
0,511
Сахалинская область
0,488
0,489
66-67
0,450
80-82
0,415
76-77
0,596
46-47
Еврейская АО
0,468
0,421
0,550
73-76
0,396
0,504
77-78
Архангельская область
0,447
0,390
0,450
80-82
0,361
0,588
Республика Карелия
0,444
0,408
0,467
0,381
0,521
Пермский край
0,443
0,412
0,450
80-82
0,366
0,543
66-67
Тверская область
0,410
0,346
0,400
0,334
0,561
Ярославская область
0,408
0,428
0,325
0,321
0,557
Таблица 3. Оценка эффективности по направлениям социального блока