Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву

Тема: психологическая работа в части подразделения

Время: 360 минут

Дата:26.06.12

Место: __________________

Материальное обеспечение: тетради, ручки, доска

Руководства и пособия: Законы РФ

 

 

Психологическая модель боя

 

 

В боевой обстановке психика военнослужащего подвергается множеству разнообразных воздействий. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека, повышению боевой активности, смелости, самоотверженности. Другие, напротив, дезорганизуют боевую деятельность воина, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики.

В функционировании психики военнослужащих в боевой обстановке проявляется ряд закономерностей. Выявить их - значит научиться предвидеть те физические, моральные и психологические испытания, которые необходимо преодолеть военнослужащим в бою, реализовать «человеческий фактор» и, следовательно, найти ключ к достижению победы над противником.



Для того чтобы определить весь комплекс влияний, оказываемых современным боем на психику воинов, необходимо построить психологическую модель боя, которая представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою, которая имеет следующую структуру [2].

  • объект конфликта;
  • противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий (образами конфликтной ситуации, установками, целями, мотивами, навыками эффективных действий в конкретных конфликтах, психофизиологическими возможностями);
  • групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мнения, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.д.);
  • конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);
  • средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массового поражения, оружие несмертельного действия и др.);
  • условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).

Для достижения цели проводимого исследования подробно рассмотрим индивидуальную психологию военнослужащего как участника коллективной боевой деятельности, а также групповую психологию воинских подразделении, участвующих в бою.

Объектом противоборства в бою и войне являются способность и воля противника к сопротивлению. Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях.

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация боевых действий военнослужащих и её виды [3]:

  • широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).

Опыт ведения боевых действий показывает, что наиболее легко вырабатываются и устойчиво функционируют мотивы боевого товарищества. Однако при приобретении боевыми действиями затяжного характера, в преимущественном положении оказывается та сторона, которой удается сохранить действие широких социальных мотивов.

Представленная психологическая модель боевых действий позволяет выделить две группы факторов,влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние факторы [3].

Внешние факторы делятся на социальные, боевые и экологоэргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный или самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, степени её значимости. Это, в свою очередь определяется пониманием и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин.

Другим социальным фактором является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих [4].

Боевые факторы - широкий спектр переменных, определяющих те или иные реакции, состояние, поведение военнослужащих в бою. Данные военно-психологических исследований позволили выявить особую действенность таких боевых факторов, как вид и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, объем и соотношение потерь сторон и др.

Существенным фактором поведения воина в бою является интенсивность боевых действий. Установлено, что высокоинтенсивные боевые действия способствуют быстрому нарастанию переутомления военнослужащих и общему росту психотравматизации примерно в 1,2 раза по сравнению с низкоинтенсивными действиями [4].

Эколого-эргономические факторыотражают специфику влияния обстоятельств и режима боевой деятельности (продолжительность, режим, частота столкновений с противником, степень изолированности от главных сил и т.д.) на психологическое состояние противоборствующих сторон. Они обусловливают степень активности психики военнослужащего в процессе выполнения боевых задач.

Степень изолированностидействующих на поле боя соединений и частей от основных сил показывает, что боевые возможности изолированного подразделения снижаются на половину в течение 48 часов из-за усиливающегося страха.

К внутренним относятся психофизиологические и психологические факторы.

Среди психофизиологических факторов, определяющих характер поведения военнослужащих важное значение имеют свойства нервной системы.

Наблюдение за действиями воинов в боевой обстановке и в других экстремальных ситуациях показывают, что их поведение в немалой степени зависит от типа темперамента. Сангвиники в сложных условиях боя решение принимают быстро и действуют смело. В случае неудачи они утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в норму. Холерики проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка сил они способны поддаваться безотчетному страху. Флегматики действуют активно и смело тогда, когда тщательно подготовлены к выполнению боевой задачи. Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, упорством и выдержкой. Меланхолики способны проявлять решительность и активность в течение короткого времени и при преодолении незначительных трудностей [5].

К психологическимфакторам поведения воина в бою относятся направленность личности, особенности характера, воли, эмоций, способностей.

Социальные, боевые, психофизиологические и психологические факторы поведения воинов в бою действуют в разное время с разной силой, в различных комбинациях. Опасная для жизни обстановка будет по-разному восприниматься воинами, в зависимости от понимания ими цели войны, отношения к противнику, сослуживцам, командирам, наличия боевого опыта.

1.2. Характеристика боевого стресса и основные симптомы боевых психических травм

Боевые действия на ряду с негативным оказывают и позитивное влияния на его участников. А.М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые происходят у большинства участников боевых действий [5]:

  1. Повышение умелости, опытности, профессионализма.
  2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой.
  3. Укрепление физического здоровья и силы.
  4. Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг.

В проведенном исследовании более 50 % ветеранов, проходивших излечение в Центре медицинской реабилитации им. М.А. Лиходея в 3-5 баллов оценили позитивность своего участие в боевых действиях (по 5-балльной шкале) [6].

Основной реакцией воина на боевые события есть боевой стресс - многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения.

Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, порыв, повышает работоспособность, интенсифицирует деятельность воина. Он может сопровождаться гневом, ненавистью к противнику, желанием уничтожить его.

Длительное и интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая их значимость для военнослужащего, способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает при таких вариантах стресса, при которых имеют место беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность. Он сопровождается нарушением психических процессов, возникновением отрицательных эмоций (страх, безразличие, агрессивность), сбоями в координации движений (суетливость, оцепенение), личностными трансформациями (пассивность; потеря воли к жизни, уверенности в победе, доверия к сослуживцам и командирам; чрезмерное проявление инстинкта самосохранения и др.).

Значительное место среди отрицательных переживаний воина в бою в состоянии стресса занимает страх. Выделяют следующие формы страха: испуг, тревога, боязнь, аффективный страх, индивидуальная и групповая паника. Каждая из форм страха выполняет свою функцию, имеет специфическую динамику проявления.

Испуг - это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей.

Тревога представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Ее нередко называют беспричинным страхом, так как она связана с неосознаваемым источником опасности.

Состояние боязни представляет собой как бы опредмеченную, конкретизированную тревогу и является реакцией на прямую опасность.

Аффективный страх (животный ужас) - самый сильный страх, вызываемый чрезвычайно опасными, сложными обстоятельствами, парализующий на какое-то время способность к произвольным действиям.

Установлено, что примерно 30% воинов испытывают наибольший страх перед боем, 35% - в бою и 16% - после боя [4].

Особенно опасной реакцией военнослужащих на боевые стресс-факторы является групповая паника, представляющая собой состояние страха, овладевшего одновременно группой военнослужащих, распространяющегося и нарастающего в процессе взаимного заражения и сопровождающегося потерей способности к рациональной оценке обстановки, мобилизации внутренних резервов, целесообразной совместной деятельности.

Основными симптомами боевых психических травм являются:

  1. На поведенческом уровне: метания в поисках укрытия, буйство истерический смех или плач, крики, раздражительность и злоба, состояние ступора, апатия, заторможенность движений, обморочные состояния, бессвязное бормотание, сильная дрожь.
  2. На психологическом уровне: неспособность концентрировать внимание, частичная или полная потеря памяти, повышенная чувствительность к шуму, свету и запаху, нарушения логики и быстроты мышления, галлюцинации.
  3. На телесном уровне: ослабление зрения и слуха, частое мочеиспускание, расстройство желудка, учащенное, прерывистое дыхание, нарушения циркуляции крови, что приводит к анемии ступней ног и кистей рук, сильное напряжение мышц, учащенное сердцебиение, давящие боли в области сердца и в грудной клетке, боли старых ран, неконтролируемое слюноотделение.

Таким образом, воздействие современного боя на психику и поведение воинов приводит к тому, что опасная обстановка неизбежно вызывает у них психическое напряжение (стрессовое состояние). Следствием этого являются боевые психические травмы, приводящие к частичной или полной утрате боеспособности. Полностью избежать боевых психических травм в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи можно снизить процент психологических потерь среди военнослужащих.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

2.1. Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты психологической работы

Психологическая работа включает психологическую поддержку и психологическую реабилитацию, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий.

Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя [7].

В профилактическом плане она (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций.

К специализированным способам и средствам психологической поддержки относятся: медикаментозные (фармакологические) и аутогенные [7].

Фармакологические способы и средства психологической поддержки военнослужащих состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в целях: повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (психостимуляторы); снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др. [8].

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.) [9].

Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизиологических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму. В зависимости от глубины психических расстройств военнослужащих, она может осуществляться как непосредственно в боевой обстановке, так и в стационарных медицинских учреждениях страны [7].

Основными задачами психологической реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др. [10].

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, арт-, натуротерапия).

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7