Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в условиях боевой обстановки и после боя
Деятельность военнослужащих в боевой обстановке характеризуется постоянным воздействием на них стресс-факторов повышенной интенсивности. Рано или позже они способствуют возникновению в психике человека таких изменений, которые снижают эффективность его деятельности как в боевой обстановке, так и в последующем в мирных условиях. Воздействие стресс-факторов в ходе боя не всегда отрицательно сказывается на качестве боевых действий. Военнослужащий встречается с воздействием многих, не всегда заранее предусмотренных стрессогенных факторов. Т.е. в боевых условиях внешней энергии «всегда» больше, чем внутренней, защитной энергии. При этом происходит прорыв психологического барьера и излишняя энергия, согласно З.Фрейду, проникает в психологическую систему человека. Фактически она оказывает влияние на бессознательную сферу человека. Подобных ситуаций может быть множество. Поступающая излишняя энергия переполняет психическую систему человека и вызывает механизмы ее нейтрализации, что не всегда осуществляется благополучно. Кроме того, отреагирование этой энергии может осуществляться на объекты, замещающие первоначальные объекты - стрессоры [8]. Наблюдения показывают, что нередко выход излишней энергии проявляется в форме немотивированной агрессии в отношении случайных людей, в том числе в отношении родных и близких. Она может оказывать влияние и на состояние самого военнослужащего: нарушение сна, снижение настроения, жизненного тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др. Если не оказывать своевременную помощь пострадавшему воину, то могут возникнуть и психические расстройства, устранить которые можно только с помощью психиатрической помощи. Отсюда вытекает одна из задач командира - создать военнослужащему условия для отреагирования излишней энергии из психической системы человека наружу, при этом сделать этот процесс управляемым, контролируемым. Психологический механизм данного процесса состоит в следующем. Военнослужащий при поддержке командира, военного психолога начинает вспоминать то, что происходило с ним на поле боя. Военнослужащий, как правило, припоминает наиболее яркие, эмоционально окрашенные события, что естественно приводит к повторному переживанию страха, напоминающего тот, который он переживал в бою. Переживание возникающих эмоций приводит к отреагированию излишней, несвязанной, внутренней энергии человека. Если описанный процесс повторить достаточное количество раз, то постепенно психическая система воина приближается к равновесию. Данная концепция получила в литературе название катарсической. Комплекс мероприятий, организуемый командирами в целях восстановления психических и физических ресурсов личного состава называютпсихологической реабилитацией. Однако, исходя из опыта современных боевых действий целесообразнее говорить о психологическом обеспечении восстановительного периода воинской деятельности, которое включает [4]:
При возникновении у военнослужащего отклонений от нормального процесса восстановления с ним проводится психокоррекционная работа, а при появлении стойких психологических трудностей - оказывается психотерапевтическая помощь. Эти две формы психологическойпомощи так же, как и перечисленные выше, могут осуществляться в условиях воинской части психологом во взаимодействии с медицинским персоналом этой же воинской части. При этом субъектом восстановительного процесса остается сам военнослужащий. В отличие от указанных выше форм психологической помощи психологическая реабилитация осуществляется в тех случаях, когда восстановительный процесс по каким-либо причинам блокируется или возможен только при участии специалистов. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленного на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать служебные и боевые задачи. Психологическая реабилитация является составной частью медико-психологической реабилитации и проводится с военнослужащими, проходящими лечение в связи с ранениями, контузиями, травмами, ожогами, облучением, психическими расстройствами. В некоторых случаях медико-психологическая реабилитация дополняется профессиональной реабилитацией и социальной реабилитацией. Особое значение психологическая реабилитация играет после окончания боевых действий. В связи с этим необходимо учитывать следующие факторы:
Наряду с перечисленными факторами на процесс оказания психологической помощи влияют переживания военнослужащего, связанные с такими событиями его боевого опыта, как:
При организации психологической помощи военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях, целесообразно учитывать также определенные социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, оказывающие дополнительное воздействие на психическое состояние военнослужащих в восстановительный период. Таким образом, рассмотренные формы, методы и средства психологической помощи составляют тот арсенал, который может эффективно использоваться специалистами и командирами воинских частей и подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих. При умелом и комплексном их применении становится возможным существенное снижение уровня психотравмирования войск. 3. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 3.1. Организация и проведение психологической помощи российским военнослужащим в грузино-юго-осетинском конфликте Психологическая работа была организована и проводилась по направлениям: 1. Проведение психологической работы с личным составом непосредственно в боевых порядках, в составе войсковых маневренных групп и на блокпостах. Военные психологи определяли тех, кто отличался наименьшей нервно-психической устойчивостью, испытывал обостренные чувства тревоги и неуверенности в себе. С такими воинами проводилась целенаправленная индивидуальная работа, использовались меры психологической коррекции. Если эта работа не давала позитивного результата, военнослужащих переводили в подразделения, которые не привлекались к непосредственному участию в операции. У личного состава, участвовавшего в выполнении боевых задач, наблюдался эмоциональный подъем, собранность, внутренняя готовность к участию в боевых действиях, понимание и контроль обстановки, возрастание сплоченности первичных воинских коллективов [10]. 2. Оказание психологической помощи военнослужащим, получившим ранения и находящихся в военных госпиталях. В ОВКГ г. Ростов-на-Дону работали по оказанию психологической помощи раненым военнослужащим 10 специалистов ЦПсР СКВО, в ВКГ При работе с пострадавшими военнослужащими более чем у 40% были выявлены симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Осуществлялась организация и проведение психологических консультаций с родными и близкими военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Только на «горячую линию» в ОВКГ поступило 1074 звонка, основная часть из которых касалась вопросов местонахождения военнослужащих, а также состояния здоровья раненых и травмированных военнослужащих. В ОВКГ г. Ростов-на-Дону была организована работа круглосуточной «горячей линии» по оказанию информационной и психологической помощи родственникам военнослужащих двумя специалистами ЦПсР, в г. Владикавказ - пятью специалистами ЦПсР, в г. Моздок - одним специалистом ППсР. Оказана психологическая помощь более 50 прибывшим близким родственникам военнослужащих непосредственно в госпиталях. 3. Оказание психологической помощи семьям погибших и раненных военнослужащих. С этой целью было организовано дежурство трех специалистов ЦПсР в центре приема, опознания и отправки погибших военнослужащих (г. Ростов-на-Дону), в ходе которого оказана психологическая помощь родственникам, прибывшим на опознание [10]. Офицеры воспитательных структур совместно с командирами сумели нейтрализовать негативное информационно-психологическое воздействие противника, сделать средства информации своими союзниками. Умело организованное взаимодействие с представителями всех средств массовой информации, аккредитованных в зоне конфликта, помогло сформировать через них положительный образ Российской армии в зоне конфликта. В целом офицеры воспитательных структур оказались готовыми к тому, чтобы противостоять нападкам и клевете, прежде всего проамериканских средств массовой информации. Все эти нападки на Россию, ее руководство, армию, как свидетельствуют опросы воинов, болезненно воспринимались солдатами и офицерами [10]. При организации психологической помощи и психологического сопровождения военнослужащих Военно-воздушных сил основные усилия были сосредоточены на формировании у летных экипажей постоянной готовности к нанесению ракетных и бомбовых ударов по противнику, стремлению преодолеть все трудности полета к цели и с максимальной эффективностью поразить ее, на совершенствовании навыков ведения боевых действий днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях с применением различных средств поражения в условиях активного противодействия средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы противника.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2006)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |