№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| Основные требования к знаниям учащихся
| Развитие речи
| Формы контроля
|
Тема 1. Введение (1 час)
|
1.
| Слово о русском языке. Особенности взаимодействия русского и украинского языков.
|
| - Понимать связь языка и истории, культуры русского и других народов.
- Определять принципы взаимодействия, взаимовлияния русского и украинского языков.
| - Повторить, обобщить сведения о диалоге и правилах общения.
- Подготовить выступление о влиянии украинского языка на русский.
| Устные сообщения учащихся о влиянии украинского языка на русский
|
Тема 2. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Лексикография (5 часов, в том числе – 1 час на развитие речи + 1 час – контрольное изложение)
|
2.
| Звуки и буквы.
Фонетический разбор слова.
|
| - Устанавливать единицы различных языковых уровней. - Делать фонетический разбор слова.
- Сопоставлять фонетические, орфоэпические особенности русского и украинского (или иностранного) языков и делать выводы.
| - Составить текст-описание.
- Составить текст- повествование.
| Лабораторная работа
|
3.
| Развитие речи.
Сжатое изложение текста публицистического стиля
|
| - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам
|
| Стилистический анализ текста
|
4.
| Чередование звуков.
|
| - Произносить русские звуки с учётом позиционных изменений гласных и согласных звуков в потоке речи.
| - Выполнить задания по развитию речи из сборника ЕГЭ.
| Тестирование
|
5.
| Орфоэпия. Типы ударений.
|
| - Соблюдать акцентологические нормы русского языка при образовании новых слов и словоизменении; произносить общеупотребительные слова русского языка в соответствии с важнейшими орфоэпическими правилами.
| Поразмышлять: нужна ли орфоэпия.
| Практическая работа
|
6.
| Контрольное изложение.
|
| - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
|
| Контрольная работа
|
Тема 3. Лексика. Фразеология. Лексикография (10 часов, в том числе – 3 часа на развитие речи + 1 час – контрольное сочинение)
|
7.
| Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Развитие речи.
Изобразительно-выразительные средства языка. Составление текста с одним или несколькими ИВС
|
| - Определять лексическое значение слов; употреблять в речи однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
- Обеспечивать уместность, правильность и выразительность речи.
| - Подготовить сообщение об учёных-лексикографах.
- Написать аннотацию к словарю.
| Устные сообщения учащихся об учёных-лексикографах.
Составление связного текста.
|
8.
| Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление.
|
| - Употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы.
| - Составить словарную статью: этика общения и этикет.
| Практическая работа
|
9.
| Происхождение лексики современного русского языка. Развитие речи. Особенности перевода текстов с украинского на русский язык.
|
| - Переводить текст с украинского языка на русский, объяснять трудности перевода.
- Пользоваться двуязычными и толковыми словарями.
- Определять особенности лексики с точки зрения её происхождения.
| - Перевести текст на русский язык, составить план в вопросной форме, пересказать текст от третьего лица.
| Практическая работа
|
10.
| Контрольный диктант.
|
| - Проверить сформированность навыков правописания.
|
| Контрольная работа
|
11.
| Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Развитие речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
|
| - Различать общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления.
- Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам
| - Различать на слух тексты по стилям, типам речи и жанрам.
Совершенствовать навык составления связного текста.
| Лингвистический анализ текста
|
12.
| Устаревшая лексика и неологизмы.
|
| - Определять стилистическую функцию устаревших слов в художественных произведениях.
| - Определить сферу употребления слов, создать на их основе ситуацию общения.
- Выполнить задания по развитию речи из сборника ЕГЭ.
| Практическая работа
|
13.
| Контрольное сочинение.
|
| - Уметь создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам
|
| Контрольная работа
|
14.
| Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.
|
| - Употреблять в речи фразеологические обороты с учётом сферы и ситуации общения; находить фразеологические эквиваленты в родном языке; сопоставлять их лексическое наполнение; пользоваться фразеологическим словарём.
| - Прочитать текст, сжато пересказать, закончить повествование фразеологизмом.
| Устное изложение с заданием на достраивание текста
|
15.
| Контрольная работа
(вопросы по теории и практические задания).
|
| - Показать свободное владение всеми понятиями, изученными в теме, уметь применять полученные знания в практической деятельности.
| - Продемонстри-
ровать прочное усвоение речевых норм.
| Контрольные задания
|
| Анализ контрольных работ.
|
| - Проанализировать пробелы в знаниях
| Составить диалог-решение ситуации
| Коррекционные задания
|