Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2 УК РФ). 13 страница
Субъективная сторона состава характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает незаконность невыплат и желает этого. Обязательным признаком состава является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив предполагает, что виновное лицо при помощи невыплат желает приобрести какие-либо материальные выгоды или освободить себя от каких-либо материальных затрат. Иная личная заинтересованность выражается в стремлении удовлетворить личные интересы. Субъект преступления специальный - руководитель организации, работодатель - физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации. Под руководителем организации следует понимать такое лицо, которое уполномочено принимать решение о выплатах. Работодатель - физическое лицо - это лицо, являющееся или не являющееся индивидуальным предпринимателем, заключившее с работником трудовой договор, предусматривающий выплату заработной платы. В ст. 145.1 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий. Данное понятие является оценочным. Оно может выражаться в самоубийстве работника, в тяжком заболевании его и членов его семьи, в массовых беспорядках и т.д. Квалифицированный состав является материальным. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, которые находятся в причинной связи с деянием.
§ 4. Преступления против политических прав и свобод человека и гражданина
В группе преступлений против политических прав и свобод граждан большое место занимают преступления, посягающие на избирательные права и право на участие в референдуме, а также на установленный законом порядок проведения выборов и референдумов. Единым групповым непосредственным объектом данных преступлений выступают общественные отношения, охраняющие свободное осуществление гражданами Российской Федерации своих избирательных прав и права на участие в референдуме. Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Важность данного права заключается в том, что свободные выборы и референдум являются высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3 Конституции РФ). К общественно опасным деяниям, посягающим на данное конституционное право граждан, относятся составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ). Непосредственным объектом состава ст. 141 являются общественные отношения, охраняющие реализацию избирательных прав граждан и их права участвовать в референдуме, а также отношения, опосредующие нормальную работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, которые регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Среди законодательных актов, действующих в этой сфере, можно выделить следующие: 1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; 2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"; 3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"; 4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; 5. Закон Республики Татарстан от 22 сентября 2003 г. N 37-ЗРТ "О выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан". Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ избирательными правами обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ, состоит из следующих альтернативно предусмотренных законом действий (бездействия): 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушение тайны голосования; 3) воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности членов избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с использованием ими своих обязанностей. При установлении воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий необходимо конкретизировать его содержание с учетом особенностей вида избирательной кампании. Понятие воспрепятствования производно от глагола "препятствовать", т.е. создавать помехи, преграды, не допускать чего-нибудь <1>. Воспрепятствование может совершаться в активной (действия) или пассивной (бездействие) форме. -------------------------------- <1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 474.
Воспрепятствование может выражаться: - в срыве либо затруднении работы предвыборного собрания или встречи кандидата с избирателями; - в незаконном отказе зарегистрировать гражданина в качестве, например, кандидата в депутаты; - в незаконном отказе открывать специальный счет в банке, предназначенный для формирования избирательного фонда кандидатов; - в воспрепятствовании участию кандидата в предвыборной кампании, запрещении вести предвыборную агитацию; - в незаконном недопущении гражданина на избирательный участок; - в невыдаче ему избирательных бюллетеней и т.д. Закон не конкретизирует способы воспрепятствования. Однако не могут квалифицироваться в качестве преступления такие деяния, которые перечислены в административном законе. Воспрепятствование возможно на любой стадии избирательного процесса. Нарушение тайны голосования представляет собой совершение таких действий (бездействия), которые позволяют контролировать волеизъявление голосующих избирателей. Воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума заключается в действиях (бездействии), нарушающих нормальную процедуру подготовки к выборам, голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования, т.е. они ставят под угрозу весь процесс организации выборов и референдума. Способы воспрепятствования закон также не конкретизирует. Это могут быть действия, состоящие в выведении из строя электронной оргтехники, связи, срыве заседания, блокировании помещений избирательных комиссий, лишении членов избирательных комиссий возможности работать в их составе. Не могут влечь уголовную ответственность те действия, которые по своему характеру являются административными правонарушениями. Преступление считается оконченным с момента совершения деяний, описанных в законе, независимо от того, удалось ли виновному сорвать выборы, т.е. состав является формальным. С субъективной стороны преступление характеризуется наличием прямого умысла. Виновное лицо осознает общественную опасность деяния, предвидит возможность или неизбежность ущемления избирательных прав и права граждан на участие в референдуме либо нарушения работы избирательных комиссий, комиссий референдума либо их членов и желает этого. Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Часть 2 ст. 141 предусматривает квалифицирующие признаки. Они повышают общественную опасность преступления, если деяния: а) соединены с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения; б) совершены лицом с использованием своего служебного положения; в) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Подкуп - склонение гражданина к выгодному для виновного лица решению путем обещания или вручения ему денег, иных материальных ценностей либо предоставления услуг имущественного характера. Если подкупается член избирательной комиссии (должностное лицо), содеянное надлежит квалифицировать по совокупности со ст. 291 УК РФ. Понятие подкупа разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 2011. 8 апреля.
При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснить следующие обстоятельства: - подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; - совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; - позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; - в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в п. п. 2, 4 ст. 77 Закона, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома. Обман - это любое введение в заблуждение гражданина с целью воспрепятствовать ему в осуществлении его избирательного права. Он может выражаться в сообщении ложных сведений или умолчании об истине. Лицо может вводиться в заблуждение относительно места, времени, порядка голосования, заполнения бюллетеня или опросного листа, личности кандидата. Если обман сопряжен с подлогом документов, распространением среди избирателей заведомо ложных, клеветнических измышлений о члене комиссии, его оскорблением, то содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений со ст. ст. 129, 130, 292, 327 УК РФ (при наличии всех признаков соответствующих составов). Принуждение означает, что любого из участников избирательного, референдумного процесса виновное лицо заставляет что-либо сделать или воздержаться от каких-либо действий в ущерб своим избирательным правам. Насилие как квалифицирующий признак не конкретизировано применительно к составу преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141 УК РФ. Поэтому применение физического насилия в данном случае - это применение к гражданину физической силы с целью помешать ему осуществлять избирательное право, как то: создание каких бы то ни было преград на пути следования, изъятие документа, предъявление которого обязательно при получении избирательного бюллетеня, задержание, содержание в закрытом помещении, побои, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью или другие подобные действия. Если насильственные действия сами по себе образуют состав какого-либо иного преступления, посягающего на самостоятельный объект, и влекут более строгую ответственность, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений. Угроза применения физического насилия - это любое психологическое воздействие на гражданина, связанное с высказыванием намерения причинить ему или его близким те или иные неблагоприятные последствия, способные по своему характеру и интенсивности помешать ему осуществить избирательное право или право участвовать в референдуме. Пункт "б" ч. 2 ст. 141 предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан, если это деяние совершено с использованием своего служебного положения. Субъект квалифицированного состава - специальный. Под использованием служебного положения имеется в виду противоправное использование не только служебных полномочий, но и тех возможностей, которые лицо имеет в связи с занимаемой должностью. К таким действиям, в частности, могут быть отнесены использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для изготовления в них материалов, дискредитирующих лиц, зарегистрированных кандидатами в депутаты; использование находящихся в подчинении или иной служебной зависимости лиц в целях воспрепятствования работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Пункт "в" ч. 2 ст. 141 в качестве квалифицирующего признака предусматривает совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При применении данных квалифицирующих признаков следует руководствоваться положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ. В ч. 3 ст. 141 предусмотрена специальная форма воспрепятствования работе избирательных комиссий или комиссий референдума. Объективная сторона состава преступления состоит во вмешательстве в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума их полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, а равно в неправомерном вмешательстве в работу Государственной автоматизированной системы РФ. Такое вмешательство осуществляется лицом с использованием своего: а) должностного положения. Виновное лицо, занимая должность в государственных органах, органах местного самоуправления, оказывает противоправное воздействие на членов избирательной комиссии, комиссии референдума, на работу ГАС "Выборы", опираясь на авторитет своей должности, полномочия, организационные, материальные, административные и иные ресурсы; б) служебного положения. Виновное лицо противоправно использует возможности государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, служебного положения, оказывает противоправное воздействие на членов избирательной комиссии, комиссии референдума, на работу ГАС "Выборы" <1>. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (Собрание законодательства РФ. 2003. N 12. Ст. 172).
Внешне вмешательство может выражаться: а) в требованиях, имеющих устную или письменную форму; б) в указаниях, адресованных всем или хотя бы одному члену избирательной комиссии, комиссии референдума. Требования и указания могут касаться вопросов регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума, иных вопросов, относящихся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновное лицо осознает общественную опасность своего деяния, что оно противоправно вмешивается в работу комиссии, и желает этого. Цель преступления - повлиять на решение комиссии. Субъект специальный - должностное лицо или служащий. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ). Непосредственным объектом состава ст. 141.1 являются общественные отношения, охраняющие установленный законом порядок финансирования избирательной кампании, деятельности по проведению референдума. В качестве дополнительного объекта может рассматриваться нарушение принципа равенства, закрепленного в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Объективная сторона состава может выражаться в следующих действиях. 1. Передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах минуя соответствующий избирательный фонд. В соответствии со ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны создавать собственные (избирательные) фонды для финансирования своей (избирательной) деятельности. Исключение может быть при проведении выборов в органы местного самоуправления, когда число избирателей в избирательном округе не превышает 5 тыс. и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. 2. Расходование не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах. 3. Передача кандидату, избирательному объединению материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. 4. Выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам. Под необоснованным занижением расценок понимаются выполнение работ, реализация товаров, оказание услуг по ценам в два или более раза ниже средних по данному региону <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление от 18 апреля 2007 г. N 4/24-5 "Об утверждении Инструкции о порядке и формах учета и отчетности политической партии, ее регионального отделения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. Постановления Центризбиркома РФ от 6 июля 2007 г. N 19/165-5).
Предварительные оценки необоснованному занижению расценок, бесплатному выполнению платных работ (услуг) для кандидатов, политических партий дают члены контрольно-ревизионных служб или эксперты, привлекаемые контрольно-ревизионными службами при соответствующих избирательных комиссиях. При необходимости избирательные комиссии могут направлять запросы в правоохранительные, финансовые и иные государственные органы для получения дополнительной информации. 5. Совершение указанных выше деяний в тех же пределах, только в отношении инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. 6. Внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц. Подставное лицо - это, как правило, лицо, выдвинутое другим - номинатором, - для действий от его имени, что делается для того, чтобы скрыть личность номинатора <1>. Само слово "подставной" означает "специально подобранный для какой-нибудь цели, ложный" <2>. -------------------------------- <1> См.: Толковый словарь "Бизнес и Право" // СПС "Гарант"; Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 440. <2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. С. 440.
По смыслу ст. 141.1 подставное лицо используется теми лицами, которым в соответствии с п. 6 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума, а именно: 1) иностранными государствами и иностранными организациями; 2) иностранными гражданами (за исключением случаев, когда международным договором и законом РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ); 3) лицами без гражданства; 4) гражданами Российской Федерации, не достигшими возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума - на день внесения пожертвования); 5) российскими юридическими лицами с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год); 6) международными организациями и международными общественными движениями; 7) органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления; 8) государственными и муниципальными учреждениям, государственными и муниципальными унитарными предприятиями; 9) юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год); 10) организациями, учрежденными государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); 11) воинскими частями, военными учреждениями и организациями, правоохранительными органами; 12) благотворительными и религиозными организациями, а также учрежденными ими организациями; 13) анонимными жертвователями. Под анонимным жертвователем понимаются гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты, - или если указаны недостоверные сведения; 14) юридическими лицами, зарегистрированными менее чем за один год до дня голосования на выборах, до дня начала кампании референдума. Федеральная налоговая служба должна обеспечивать проверку достоверности сведений, указанных гражданами и юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в избирательные фонды <1>. -------------------------------- <1> См.: Пашкина Е. Министерства и ведомства будут помогать избирательным комиссиям // Российская газета. 2003. 4 сентября.
Признаки крупного размера определены в примечании к ст. 141.1 УК РФ: это размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, но при этом составляют не менее 1 млн. руб. Например, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать максимум 400 млн. руб., т.е. крупным размером в данной статье является сумма 40 млн. руб. и более. Ответственность по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ наступает за использование в крупных размерах незаконной (помимо средств соответствующих фондов или по необоснованно заниженным расценкам) финансовой поддержки, а также за расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на избирательный счет или счет референдума. Состав преступления относится к формальным и считается оконченным с момента совершения одного из деяний, описанных в законе. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновное лицо осознает общественную опасность, желает противоправными способами профинансировать или оказать иную материальную поддержку в ходе избирательной кампании или референдума. Данное желание связано с целью достичь определенного результата. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если финансовые средства или иные материальные ценности предоставляются юридическим лицом, то субъектами преступления являются лица, которые распоряжаются финансовыми средствами или иными материальными ценностями. Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ). Непосредственным объектом состава ст. 142.1 являются общественные отношения, охраняющие права граждан на выборах и референдуме, по установлению результатов голосования в точном соответствии с волей голосовавших. Предметом преступления выступают избирательные бюллетени, списки избирателей, протокол об итогах голосования. Объективная сторона преступления состоит из следующих деяний. 1. Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании. Порядок изготовления, получения, использования и учета избирательных бюллетеней закрепляется в ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2003 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <1>. В Законе указывается, что бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии и число изготовленных избирательных бюллетеней не может более чем на 1,5% превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума. -------------------------------- <1> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (Российская газета. 2007. 26 июля).
Форма и текст бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. Таким образом, в контексте данного состава неучтенные бюллетени - это бюллетени, которые не были выданы избирателю. И поэтому включение их в число бюллетеней, использованных при голосовании, позволяет искажать реальное волеизъявление граждан. 2. Представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума. В соответствии с действующим избирательным законодательством сведения об избирателях, участниках референдума необходимы для составления списков избирателей <1>. Сведения об избирателях, участниках референдума формируют и уточняют глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командир воинской части, руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. -------------------------------- <1> См. Федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 51. Ст. 4982.
Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления <1>.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |