Анализ полученных данных
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – д/с «Василек» г.Абакана. В эксперименте принимали участие дети двух групп по 10 человек: экспериментальная группа - дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии (ЭГ), контрольная группа - дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (КГ). Выборка была сделана случайно. Цель исследования: выявление особенностей восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Методика № 1. Обследование восприятия серии простых ударов (по Е.Ф. Архиповой). Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2 (приложение 1, 2). У детей экспериментальной группы сформированность восприятия серии простых ударов находится на среднем уровне. Дети с нормой речевого развития продемонстрировали высокий уровень сформированности восприятия серии простых ударов. Результаты обследования ЭГ, представленные в таблице 1(приложение 1), позволяют сделать выводы: - высокий уровень показали 30% детей; - средний уровень – 70%; - низкий уровень – 0%. Данные обследования КГ, представленные в таблице 2 (приложение 2), позволяют сделать следующие выводы: высокий уровень отмечается у 100% детей (рис. 1).
Методика № 2.Обследование восприятия серии акцентированных ударов (по Е.Ф. Архиповой). Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2 (приложение 1, 2). У детей экспериментальной группы сформированность восприятия серии акцентированных ударов находится на среднем уровне. Дети с нормой речевого развития продемонстрировали в целом высокий уровень сформированности восприятия серии акцентированных ударов. Результаты, полученные при проведении методики, позволяют сделать выводы об уровне сформированности восприятия серии акцентированных ударов детьми ЭГ: - высокий уровень – 20%; - средний уровень – 50%; - низкий уровень – 30%. Данные, представленные в таблице 2 (приложение 2), позволяют сделать следующие выводы: высокий уровень отмечается у 60% детей КГ, средний – у 40% (рис. 2).
Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2 (приложение 1, 2). У детей ЭГ сформированность воспроизведения серии простых ударов находится на среднем уровне. Дети с нормой речевого развития продемонстрировали высокий уровень сформированности воспроизведения серии простых ударов. Результаты обследования детей ЭГ позволяют сделать выводы: - высокий уровень показали 20% детей; - средний уровень – 50%; - низкий уровень – 30%. Результаты обследования детей КГ позволяют сделать следующие выводы: -высокий уровень отмечается у 60% детей, -средний – у 40%. (рис. 3)
Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2. У детей ЭГ сформированность воспроизведения серии акцентированных ударов находится на среднем и низком уровне. Дети КГ продемонстрировали средний уровень сформированности воспроизведения серии акцентированных ударов. Апробация методики позволяет сделать выводы об уровне сформированности воспроизведения серии акцентированных ударов: Среди детей ЭГ высокий уровень показали 0% детей; средний уровень – 50%; низкий уровень – 50%. Среди детей КГ: высокий уровень отмечается у 20% детей, средний – у 60%, низкий – 20% (рис.4).
Как показывают результаты обследования детей, уровень восприятия и воспроизведения ритма у детей экспериментальной группы в целом ниже, чем у детей контрольной группы. Существуют трудности в восприятии серии простых и серии акцентированных ударов, которые у детей контрольной группы в большинстве своем не выявились. Также наблюдаются трудности в воспроизведении серии простых ударов, серии акцентированных ударов, которые у детей контрольной группы практически отсутствуют. Эти трудности выражаются в замедленном темпе воспроизведения ритма, ошибках воспроизведения или полной невозможностью правильно воспроизвести предлагаемый ритм даже с помощью взрослого. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. При апробации методик, мы обнаружили затруднения, ошибки при выполнении заданий у большинства детей экспериментальной группы, которые у детей контрольной группы отсутствуют.
Заключение Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что роль ритмической стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. В настоящее время ритм рассматривается с разных точек зрения, из положений выработанных различными специалистами, образуется многоаспектная картина этого важного явления. Ритм речи — это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым составом. К старшему дошкольному возрасту ритм речи детей без патологии в целом сформирован, а употребление ритмических конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых. Развитие звуковой способности осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость учитывать принципиально важное значение интонации в формировании восприятия и воспроизведения ее средств при осуществлении коммуникативной функции речи. Мы предполагали, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, есть особенности восприятия и воспроизведения ритма, которые заключается в затруднении восприятия и воспроизведении серии простых ударов, ошибках восприятия и воспроизведения серии акцентированных ударов. Проведенный педагогический эксперимент подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Проанализировав экспериментальные данные, мы пришли к выводу, что у детей со стертой формой дизартрии воспринимающий ритмический слух развит на среднем уровне, а воспроизводящий — довольно слабо, трудности выражаются в замедленном темпе воспроизведения ритма, ошибками воспроизведения или полной невозможностью правильно воспроизвести предлагаемый ритм даже с помощью взрослого.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |