Управление работой группы
Групповые процессы и отношения изучают, применяя метод наблюдения, метод социометрии, тесты и др. В управленческой практике наиболее часто используют следующие параметры диагностики работы группы. 1. Оценка уровня ценностно-ориентационного единства группы (Цо.е.). Её можно провести по методике Р. Вайсмана. В прил. 2 приведены критерии, отражающие представление работника об основополагающих ценностях. Каждый член группы отбирает 5 наиболее для него значимых. Результаты индивидуальных выборов суммируются и вносятся в графу 3 (Прил. 2). Расчет Цо.е. производится по формуле: Цо.е.= n-m/ N*100% Где n - количество выборов, приходящихся на пять качеств, получивщих, в данной группе максимальное предпочтение; m - сумма выборов по пяти качествам, получившим в данной группе минимальное число выборов; N - общее число выборов, сделанных членами группы. При полном совпадении мнений группы показатель Ц о.е. равен 100%. 2. Сплочённость группы отражает уровень тяготения членов группы к друг другу. Диагностика сплочённости группы оценивается на основе социометрической матрицы. На её основе рассчитывается индекс сплочённости и индекс интеграции. Индекс сплочённости рассчитывают по следующей формуле: J=ВП-ВО/Ч (Ч-1) где ВП – число голосов во взаимно-положительных выборах ВО – число голосов во взаимно-отрицательных выборах Ч – число лиц, участвующих в опросе. Чем ближе Индекс спл. к единице, тем выше сплоченность группы. Индекс интеграции рассчитывается по формуле: J = 1 / Ч , где Ч – число членов группы не получивших ни одного выбора. Чем выше значение индекса интеграции, тем выше уровень интеграции. 3. Психологический климат определяется с помощью тестов, а также посредством анализа уровня конфликтности в группе. Диагностика работы группы позволит руководителю подобрать наиболее адекватные методы управления групповой работой в зависимости от типа группы. Различают следующие методы: 1. Структурные методы. Предполагают осуществление управленческого воздействия через регулирование численности и состава группы, участие в формировании групповой иерархии, распределении функций, полномочий и ролей; 2. Организационные методы основываются на использовании координационных и интеграционных механизмов, способствующих более эффективной коммуникации, выработке совместных решений; 3. Методы стимулирования поведения группы. 4. Вовлечение работников в процесс управления – «система участия». Она реализуется в следующих формах: - конкурсная система или прямая выборность руководящих лиц; - представительство общественных образований в органах управления; - заключение коллективных трудовых договоров; - привлечение персонала к разработке стратегии, распределению прибыли и решению других ключевых проблем. Эффективное взаимодействие менеджера с неформальными структурами состоит в следующем: - признание существования неформальной группы; - выявление причины её возникновения, групповых норм и лидера; - своевременная выработка мер по предупреждению негативной реакции группы на управленческое воздействие, основанное на прогнозировании реакции группы; - выработка и использование управленческих приёмов, корректирующих групповые нормы в направлении общих интересов; - преодоление противоречий и разногласий путём выявления общих целей; - привлечение лидеров неформальных групп к принятию организационных решений, затрагивающих интересы группы - оперативно предоставление официальной информации для предотвращения слухов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аллахвердова О.В. и др. Конфликтология: Учебник.- СПб.: Лань, 2001.- 352 с. 2. Аширов Д.А. Организационное поведение. – М.: Проспект, 2006.-360 с. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.-544 с. 4. Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс. Организационное поведение. Основы управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-463 с. 5. Доблаев В.Л. Организационное поведение.- М.: Дело и сервис, 2006.- 416 с. 6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов.- 4-е изд.- н.Новгород: НИМБ, 2003.-720 с. 7. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение.- М.: Экономистъ, 2005.-665 с. 8. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение.- М.: ИНФРА-М, 2008.-384 с. 9. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Практикум. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 365 с. 10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Просвещение, 2001. – 318 с. 11. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учебн. пособие.: МГУК, 1998. – 100 с. 12. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. С англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА – М., 1999. – XXVIII, 692 с. 13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с. 14. Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой.- СПб.: Питер, 2008.-432 с. 15. Резник С. Д. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 432 с. 16. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.-256 с.
Приложение 1
Различия формальных и неформальных групп
Приложение 2
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |