Ритмическая система – система органов дыхания и кровообращения («грудь»)
Чувствование
«Сон со сновидениями»
(«грезящее сознание»)
Система обмена веществ и органов движения
(«конечности»)
Воля
«Сон без сновидений»
Особенности развития человека от рождения до совершеннолетия
Возрастные периоды
От рождения до смены зубов (0-7 лет)
От смены зубов до половой зрелости (7-14 лет)
От половой зрелости до совершеннолетия (14-21 год)
Характеристика ребенка
Ребенок как единое существо чувств
Ребенок - художник
Человек - исследователь
Отношение ребенка к миру
«Мир добр»
«Мир прекрасен»
«Мир истинен»
Объект преимущественного развития
Тело
Душа
Дух
Объект соматического развития
Нервно-чувственная система («голова»)
Ритмическая система
(«грудь»)
Система обмена веществ и органов движения («конечности»)
Объект психического развития
Воля
Чувствование
Мышление
Состояние сознания
«Сон без сновидений»
«Грезящее сознание»
«Бодрствующее сознание»
Влияние процессов воспитания на человека
Во взрослом и пожилом возрасте (по Р.Штайнеру)
Элементы воспитания
Последствия для человека
Переживания радости, внимания, счастья, любви
Физическое тело дольше сохраняет подвижность и пластичность, человек легче устанавливает отношения с людьми и миром
Удивление и восхищение
Любовь к миру
Видение красоты жизни, способность принять что-то из любви к авторитету
Глубокое удовлетворение жизнью, получение удовольствия от жизни
Воспитание интереса к миру
Все возрастающий интерес к людям
Способность учиться у жизни
Внутренняя опора в жизни
Возможность беспрепятственного подражания
Свободное и открытое взаимодействие с миром, открытость характера
Самостоятельные поиски истины
Мужество и инициатива
Восприятие религиозных образов, религиозного настроения
Религиозная терпимость и дружелюбное поведение
Умение молиться в детстве
Способность благословлять в пожилом возрасте
Манера и способ, какими ребенок учится играть
Отношение к жизни и ее проявлениям
Любовь и знание растительного мира
Склонность к живому и подвижному пониманию
Любовь и знание животного мира
Сильная воля
Увлеченность загадками мира, умение жить с вопросами
Правильное отношение к проблеме власти и эротике
Материалистическое воспитание
Уменьшение интереса к миру
Восприятие математических закономерностей без участия чувств
Склонность к материализму
Воспитание критически-скептического отношения к жизни (недостаток идеализма)
Склонность к душевной подавленности
Абстрактное преподавание грамматики
Склонность к функциональным заболеваниям желудочно-кишечного тракта
Отсутствие серьезных отношений (отсутствие любимого авторитета)
Склонность к отчаянию, неспособность найти в себе силы, чтобы помочь самому себе
Чрезмерная перегрузка интеллекта и памяти в начальной школе
Склонность к склерозу и преждевременному разрушению нервной системы
Слишком раннее обучение критике и вынесению суждений
Склонность к бесчувственным и жестоким суждениям
Отсутствие элемента искусства в преподавании, одностороннее интеллектуализированное преподавание
Склонность к нарушениям ритма, в особенности к усилению вдоха; измененный дыхательный ритм с соответствующей предрасположенностью к ощущению тесноты и астматическим состояниям
Поверхностное, «быстро схваченное» знание
Склонность к раннему душевному старению, так как человек не может глубоко и вдумчиво чем-то заниматься
Факторы учебно-воспитательного процесса
здоровьезатратного характера
Факторы риска здоровья учащихся
Последствия для здоровья ребенка и его дальнейшей жизни
Отсутствие ритма в обучении
Утомление, ослабление адаптационных ресурсов организма
Преимущественная апелляция к интеллекту ребенка, интеллектуальные перегрузки
Изменение и нарушения дыхательного ритма (чрезмерное усиление вдоха); ощущение удушья, склонность к астматическим состояниям и другим болезням дыхания;
деформации хребта (сколиоз, кифоз, лордоз);
отложение солей, склонность к раннему склерозу и преждевременному разрушению нервной системы
Перегрузка памяти
Бледность лица, боязливость, состояние страха и испуга, склонность к ревматизму и подагре
Недостаточная нагрузка на память
Покраснение лица, излишняя возбужденность, гневливость, озлобленность; склонность к воспалительным заболеваниям
Отсутствие познавательного интереса
Нарушения обмена веществ, склонность к душевной «тяжести», состоянию лени, возникновение мигреневых болей (особенно у девочек)
Невозможность пережить радость, внимание, красоту, счастье, любовь при обучении
Глубокое неудовлетворение жизнью, сложности в установлении отношений с людьми и миром, склонность к отчаянию, неспособность найти в себе силы для самопомощи
Неблагоприятная атмосфера обучения (в частности чрезмерная строгость со стороны учителя)
Нарушения системы пищеварения и склонность к функциональным заболеваниям кишечно-желудочного тракта
Отсутствие надлежащего внимания к индивидуальному становлению ребенка, в частности, к формированию его темперамента
Высокая вероятность односторонне-усиленного развития отдельных черт человека, что ведет к разнообразным небезопасным проявлениям темперамента, а именно: у меланхолика – к печали, хандре, унынию, а иногда и к мании величия; у холериков – к абсурдному преследованию определенной цели, склонности к гневу, ненависти, вплоть до психопатических реакций; у сангвиника – к легкомыслию, неумению сосредоточиться, иногда на грани слабоумия; у флегматика – к юношеской вялости, инертности, равнодушию, в некоторых случаях – к тупоумию