Тема 5. Статистические методы оценивания параметров распределений, проверки гипотез и исследования зависимостей
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА)
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов заочной и дистанционной форм обучения по направлениям бакалавриата Г. Набережные Челны Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Цельпреподавания дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» - формирование системы базовых знаний по данной дисциплине, которая позволит будущим специалистам решать в своей повседневной деятельности актуальные задачи практики, понимать написанные на современном научном уровне результаты других исследований и тем самым совершенствовать свои профессиональные навыки. Основнымизадачами дисциплиныявляются: - ознакомление студентов с ролью математики в современной жизни, с характерными чертами математического метода изучения реальных задач; - обучение студентов теоретическим основам курса; - привитие практических навыков математического моделирования реальных социально-экономических задач с использованием математического аппарата данного курса; - развитие у студентов навыков творческого и логического мышления, повышение общего уровня математической культуры. Данная дисциплина является основой при изучении таких дисциплин, как «Статистика», «Эконометрика», а также других дисциплин, изучающих современные экономико-математические методы. В свою очередь, для изучения данной дисциплины необходимо знание элементарной математики, линейной алгебры и математического анализа. В результате изучения данной дисциплины студент должен: - знать теоретические основы теории вероятностей и математической статистики; - уметь использовать полученные знания для решения практических задач. Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, практических занятий и самостоятельную работу студентов. В лекциях излагается содержание тем программы с учётом требований, установленных для специалиста в квалификационной характеристике. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических основ курса, получения практических навыков решения математических задач. Контроль знаний осуществляется с помощью контрольной работы и итогового экзамена (зачёта) в конце семестра обучения.
Содержание и структура дисциплины. Раздел I. Теория вероятностей. Тема 1. Случайные события и их вероятности. Предмет теории вероятностей. Случайный эксперимент. Случайные события, действия над ними. Классическое, геометрическое, статистическое определения вероятности. Свойства вероятности. Правила и формулы комбинаторики, вычисление вероятностей с их помощью. Условная вероятность события. Формулы сложения и умножения вероятностей, полной вероятности и Байеса. Повторные испытания. Схема и формула Бернулли. Литература: [1]–C.16-70. Тема 2. Случайные величины. Системы случайных величин. Понятие случайной величины (СВ). Функция распределения вероятностей. Дискретная и непрерывная СВ, способы их задания. Функция плотности распределения вероятностей. Числовые характеристики СВ. Основные законы распределения СВ: биномиальный, Пуассона, равномерный, показательный и нормальный. Понятие многомерной СВ. Дискретная двумерная СВ: таблица распределения вероятностей, законы распределения составляющих, числовые характеристики. Коэффициент корреляции. Коррелированность и зависимость СВ. Функция регрессии. Литература:[1]–C.86-203. Тема 3. Предельные теоремы теории вероятностей. Неравенство Чебышева. Законы больших чисел в форме Чебышева и Бернулли. Понятие о центральной предельной теореме. Литература: [1]–C.215-236;237-261. Раздел II. Математическая статистика. Тема 4. Основные понятия и задачи математической статистики. Предварительная обработка экспериментальных данных. Предмет и основные задачи математической статистики. Генеральная совокупность и выборка из неё. Выборочный метод. Повторная и бесповторная выборки. Понятия случайной выборки, выборочного пространства, выборочной характеристики (статистики). Основные способы записи выборки: вариационный ряд; статистический дискретный и интервальный ряды. Числовые характеристики выборки и её графическое представление. Литература: [1]–C.264-285. Тема 5. Статистические методы оценивания параметров распределений, проверки гипотез и исследования зависимостей. Понятие точечной и интервальной оценок параметров распределения. Основные методы построения оценок. Точечные и интервальные оценки параметров нормального и биномиального распределений. Принцип практической уверенности. Понятие статистической гипотезы. Статистический критерий и критическое множество. Статистика критерия. Ошибки 1-го и 2-го рода, допускаемые при принятии гипотез. Общая схема критерия проверки гипотез. Проверка гипотез о параметрах нормального и биномиального распределений. Критерий «хи-квадрат» и его применение для проверки гипотезы о виде распределения генеральной совокупности. Понятия функциональной, стохастической и корреляционной зависимостей. Парный линейный корреляционно-регрессионный анализ, его задачи и проведение. Корреляционное поле. Коэффициент корреляции, его оценивание по выборке и проверка значимости. Уравнение парной линейной регрессии, оценивание по выборке его параметров методом наименьших квадратов и проверка значимости. Литература: [1]–C.286-307; 310-330; 334-365; 392-427; 438-447. 3. Рекомендуемая литература. Основная литература: 1. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 2. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. Пособие для студентов вузов. –М.: Высш.шк., 2003. Дополнительная литература: 3. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х частях. Часть 1, 2. Учеб. пособие для втузов. -М: Высшая школа, 1997. 4. Общий курс высшей математики для экономистов. Учебник /Под ред. В.И.Ермакова. М:ИНФРА-М, 1999. 5. Клименко Ю.И. Высшая математика для экономистов в примерах и задачах. Учебник. -М.: ЭКЗАМЕН, 2006. 6. Сборник задач по математике для вузов. Под ред. Котляра Л.М., Углова А.Н. -Наб. Челны: Изд-во ИНЭКА, 2006,2007. 7. Шапкин А.С. Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию с решениями: Учебное пособие. –М.: «Дашков и », 2005.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |