Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Возникновение и исторические этапы развития статистики



2015-12-13 2264 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Возникновение и исторические этапы развития статистики 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Вопрос 1. Возникновение и исторические этапы развития статистики

Вопрос 2. Предмет статистики

Вопрос 3. Методологические основы статистики

Вопрос 4. Организация статистики в Республике Беларусь.

Вопрос 1. Возникновение и исторические этапы развития статистики

 

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

В настоящее время термин «статистика» имеет несколько, хотя и связанных с друг другом, различных значений, основные из них три:

1. под статистикой понимают науку, основные принципы которой мы с вами и будем изучать,

2. статистикой является практическая деятельность по собиранию и обобщению данных о различных явлениях и процессах общественной жизни,

3. часто под статистикой понимают совокупность числовых показателей, характеризующих те или иные явления и процессы или параметр совокупности (или в бытовом понимании цифры и числа).

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и В. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

Государственная статистика Беларуси прошла длительный путь становления, который неразрывно связан с историей страны. В XIX веке статистика Беларуси являлась практически частью общероссийской статистики. Началом ее возникновения послужило создание губерний. В начале XX столетия в Минске, Витебске, Могилеве, Гродно существовали статистические отделы, деятельность которых в основном была направлена на проведение переписей 1914, 1916, 1917 годов. Декретом СНК РСФСР от 3 сентября 1918 г. губернские статистические отделы были преобразованы в губернские статистические бюро.

После распада Советского Союза республика была разработана специальная Республиканская программа перехода республики на принятую в международной практике систему учета и статистики, которая была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1992 года № 523. К ее осуществлению было привлечено большинство министерств и ведомств, ряд научно-исследовательских и проектно-технологических институтов республики.

Главная задача перестройки статистики заключалась в том, чтобы создать надежную информационную базу для экономического анализа и оценки эффективности народного хозяйства, выработки рациональной экономической политики и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления, прогнозирования экономических процессов в условиях рыночных отношений, статистического наблюдения за ходом рыночных преобразований, представления статистической информации международным организациям в соответствии с принятыми Правительством республики обязательствами.

В ходе осуществления Программы проведены научные исследования по всем отраслям статистики, разработана методология статистических наблюдений, обучены кадры статистиков, внедрены современные технологии сбора и обработки статистической информации.

 



2015-12-13 2264 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Возникновение и исторические этапы развития статистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Возникновение и исторические этапы развития статистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)