Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неморфологические способы словообразования



2015-12-13 3313 Обсуждений (0)
Неморфологические способы словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Лексико-семантический способ.

Морфолого-синтаксический способ.

Лексико-синтаксический способ.

Впервые вопрос о неморфологических способах словообразования был поставлен в работах академика В.В.Виноградова, который показал, что словарный состав языка не только расширяется за счет появления новых слов путем присоединения морфем. Есть иные пути пополнения словарного состава языка. Они получили название лексико-семантического, морфолого-синтаксического и лексико-синтаксического способов словообразования. Благодаря этим способам в языке возникают омонимы разных типов: омографы быстрорастворимый и быстро растворимый, омоформы мороженое мясо и вкусное мороженое, вверх (наречие) в верх (существительное с предлогом), лексические омонимы бригадир1 ‘чин в дореволюционной армии’ бригадир2 ‘тот, кто возглавляет производственную бригаду’. В качестве производящей базы может выступать слово и словосочетание.

Лексико-семантическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменения в семантике уже существующих слов в русском языке. Например, подполье1 ‘помещение под полом’ и подполье2 ‘нелегальное положение’. В результате возникают лексические омонимы. Причем единица с новым значением продолжает (какое-то время) употребляться наряду со старым. Успеть ‘сделать что-либо вовремя, добиться успеха’, а видовая пара успевать наряду с вышеуказанными значениями имеет еще одно, переносное значение ‘хорошо учиться’, которого не имеет глагол совершенного вида. Новое значение у глагола успевать возникло лексико-семантическим способом. Далее слово успевать явилось производящим для слова успеваемость.

Лексико-семантическим способом новые слова могут возникать и на базе словосочетания. Например, слово осадки возникло из словосочетания атмосферные осадки. Таким образом, семантика слова атмосферные вошла в семантику слова осадки. Вновь образовавшееся слово не может употребляться в ед.ч. Аналогично образовалось слово песок ‘сахар’ ← сахарный песок.

В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не образуется. Все изменения происходят в семантике. Можно сказать, что для появления нового слова используется старая форма. Например, гнет ‘груз для отжима’ → гнет ‘эксплуатация’, казенный ‘относящийся к казне’ → казенный ‘формальный’.

Морфолого-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают путем перехода слова или отдельной словоформы из одной части речи в другую. При морфолого-синтаксическом способе изменяется семантика слова и его грамматические свойства, что и приводит к переходу исходного слова в другой грамматический разряд. Фонетически новых слов не образуется.

Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

1. субстантивация ( от латинского substantivium - существительное) – переход слов других частей речи в разряд имен существительных: мороженое мясо (отглагольное прилагательное) → мороженое (существительное), учащиеся в пятом классе (причастие) → учащиеся (существительное), столовая комната (прилагательное) → столовая (существительное), колыбельная песня (прилагательное) → колыбельная (существительное). При субстантивации причастия и прилагательные, перешедшие в существительные, утрачивают способность изменяться по родам, изменяют синтаксическую функцию. Например, Столовая расположена внизу//Столовая комната небольшая. Пели колыбельную//Пели колыбельную песню.

2.адъективация (от латинского adjectivum - прилагательное) – переход слов других частей речи, обычно причастий, в разряд прилагательных. О переходе обычно свидетельствует переносное значение: блестящие капли росы (причастие) → блестящие способности, открытая дверь (причастие) → открытая натура. При адъективации бывшие причастия утрачивают способность управлять существительными и местоимениями. Можно сказать открытая мною дверь, но не *открытая мною душа. При адъективации синтаксическая функция не изменяется.

3.прономинализация (от латинского pronomen - местоимение) – переход слов других частей речи в местоимения: в определенный момент, данное определение, при следующих обстоятельствах. В разряд определительных местоимений перешли причастия.

4.адвербиализация (от латинского adverbium - наречие) – переход слов других частей речи в наречие. В этом случае в качестве производящей базы выступает отдельная словоформа. Например, бывшие существительные в косвенном падеже: бе´гом (существительное в т.п) → бего´м, ве´рхом → верхом. Аналогично образовались наречия шагом, рядом. Это как будто застывшие отдельные формы, выпавшие из парадигмы склонения и утратившие способность к словоизменению. Особую трудность представляют слова летом, зимой, осенью, ночью. Их трудно квалифицировать – как существительные или как наречия? Зимой птицы летят на юг//Холодными зимами птицы летят на юг В этом случае говорят, что процесс адвербиализации завершился не до конца: не утрачена соотнесенность с производящими существительными. В начальной школе имеет смысл рассматривать как существительные.

5.переход в служебные части речи: благодаря хозяйку (деепричастие) → благодаря хозяйке (предлог), идти навстречу (наречие) → навстречу поезду (предлог), пожалуй сюда (глагол в повел.накл.) → пожалуй, сделаю (частица). Все производные предлоги образованы данным способом.

6.Переход других частей речи в междометия: батюшки! (возглас удивления). Данное междометие образовалось от существительного. Караул! – еще одно существительное, ставшее междометием. Перейдя в разряд междометий, существительные утратили свои грамматические категории рода, числа, падежа, способность выполнять определенную синтаксическую функцию в предложении.

При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки лексико-грамматического класса, как например при переходе причастий в прилагательные, прилагательных – в существительные, то есть способность к словоизменению новые слова сохраняют. Субстантивированные прилагательные и причастия склоняются как прилагательные и причастия и имеют окончания прилагательных и причастий, а не существительных. Такой тип склонения получил название «адъективное склонение существительных».

Лексико-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одно слово двух и более единиц. В.В.Виноградов определял его как «Синтаксическое преобразование глагольных предложений в слова: не-тронь-меня, иван-да-марья». Это способ, как правило, действует в сфере исторического словообразования. Слова образуются в течение длительного исторического периода и обычно производятся индивидуальным путем.

В современном словообразовании данным способом чаще всего образуются сложные прилагательные на базе омонимичных им словосочетаний, построенных по схеме «наречие + прилагательное» или «наречие + причастие». Сравните:

Быстрорастворимый кофе ← быстро растворимый в воде,

Труднодоступные участки ← трудно доступные для пешехода,

Сильнодействующие таблетки ← сильно действующие на нервы.

По сути, два слова сращиваются в одно и пишутся без пробела. В результате происходит утрата семантической, фонетической и грамматической самостоятельности производящего словосочетания: глубоко´ уважаемый мной → глубо´коуважаемый профессор. Таким образом, происходит превращение слов в морфемы.

Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, надо отличать от слов, образованных сложением:

Сложение (морфологический способ) Лексико-синтаксический (неморфологический способ)
Образуются сложные существительные, прилагательные, наречия. Образуются только сложные прилагательные
Происходят морфонологические изменения (интерфиксация, усечение основы). Не происходит морфонологических изменений.
Складываются основы без окончаний Сращиваются воедино целые слова. Словосочетание становится словом, поэтому и используется термин «лексико-синтаксический»
Используются разные модели. Используются модели: Прилагательное ← наречие + прилагательное; Прилагательное ← наречие + причастие.

Лексико-синтаксическим способом были образованы наречия на базе предложно-падежных форм существительных: вдребезги ← сращение предлога в и формы в.п. мн.ч. слова дребезг ‘осколок, черепок’, внизу ← сращение предлога в и формы п.п. ед.ч. существительного низ, дотла ← ДО + ТЪЛА. Лексико-синтаксическим способом образованы наречия сейчас, тотчас, слова отсебятина, времяпрепровождение, сумасшедший, умалишенный. Нередко в составе этих слов встречаются бывшие окончания; итого ← и того, если ← есть ли.

Учитывать способ образования необходимо будет при правописании наречий и служебных частей речи.



2015-12-13 3313 Обсуждений (0)
Неморфологические способы словообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неморфологические способы словообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)