Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет 6. Морфема. Морфемный состав слова. Характеристика морфем. Методы и приемы изучения морфемики и словообразования в школе



2015-12-13 5344 Обсуждений (0)
Билет 6. Морфема. Морфемный состав слова. Характеристика морфем. Методы и приемы изучения морфемики и словообразования в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Морфемика – это учение о значимых частях слова, или морфемах. Значение морфемы определяется в составе слова. Например, суффикс ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение: столик, самолетик, карандашик. Морфема как часть слова отличается от фонемы. Фонема лишена значения.

Словообразование тесно связано с фонологией, лексикой и грамматикой. Морфема, как и слово, состоит из фонем. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что вновь образуемые слова пополняют лексический состав языка. Многие морфемы являются носителями определенного грамматического значения, особенно окончания и формообразующие суффиксы. В этом проявляется связь словообразования и грамматики. Так, слова с суффиксом ИЗАЦИЙ- войдут в разряд существительных ж.р. – ракетизация, нуклеаризация.

Любое слово состоит из морфем. Выделяют следующие типы морфем: приставку, корень, суффикс, окончание (флексию), постфикс, интерфикс. Слово может состоять из одной морфемы, например, большинство служебных слов – и, ибо, если; некоторые несклоняемые существительные – депо; наречия – где, здесь, там. Хотя этимологически в слове здесь когда-то выделялась приставка С-. Чаще, однако, в слове выделяется несколько морфем. Например, богатырский – выделяется корень БОГАТЫР-, суффикс СК-, окончание ИЙ. В слове грибок выделяется корень ГРИБ-, суффикс ОК и нулевое окончание.

Главный принцип выделения морфем – это принцип сопоставления близких по звучанию и значению слов. Рассмотрим, как действует данный принцип. Так, сопоставляя слова простой/простенький/простоватый/простота, можно выделить общую часть ПРОСТ со значением ‘легко доступный пониманию, не сложный’. Сопоставляя одноструктурные слова простоватый/беловатый/желтоватый, можно выделить общий элемент ОВАТ- со значением ‘небольшая степень признака’. По сопоставлению слов простоватый/простоватая/простоватого выделяют изменяющийся элемент ЫЙ. Итак, в слове простоватый выделяют три значимых части, называемых морфемами. Дальнейшее членение на значимые части невозможно. Поэтому морфему называют минимальной значимой языковой единицей. Морфема, как и слово, воспроизводится и повторяется в речи. Однако есть несколько признаков, отличающих морфему от слова:

Морфема Слово
1. Лишена самостоятельности, употребляется только в составе слова. 1. Самостоятельный элемент предложения.
2. Лишена лексико-грамматической отнесенности. 2. Принадлежит к определенной части речи, так как обладает лексико-грамматической отнесенностью.

Вариант морфемы получил название морфа (алломорфа). Поэтому морфему еще рассматривают как совокупность морфов. Можно сказать, что морф – это конкретный представитель морфемы. Разные морфемы могут быть представлены разным количеством морфов. Так, приставка ВЫ- реализуется в одном морфе. А суффикс ОНОК- может реализовываться в двух морфах – ОНОК/ОНК. Например, медвежонок, медвежонка. На возникновение морфов влияют фонетические процессы, в частности чередование фонем. Так, корневая морфема БЛЕСК- представлена следующими морфами: блеск/блестеть/блистать/блеснуть/блещет. (<СК>|<СТ>|<С>|<Ш’> <Э>|<И>).

Морфема так же соотносится с морфом, как фонема со звуком. Фонема реализуется в звуках, а морфема – в морфах. Фонема и морфема – абстрактные языковые единицы, звук и морф – конкретные. Алломорфы одной морфемы обладают тождеством значения и фонетической близостью. Например, в словах летать/лечу/полет корень ЛЕТ- представлен в трех морфах, и в эту цепочку не входит корень ЛЕТ- из слова лето. Эти слова лишены тождества значения. В словах работа/разрабатывать корни обладают фонетической близостью.

Морфемы различаются по роли в слове и по месту в составе слова. В соответствии с этими принципами выделяют морфемы корневые и аффиксальные. Корневые морфемы – это обязательные морфемы, нет слов без корня. Как единичное исключение обычно приводят в пример слово вынуть, в котором выделяют суффиксы ТЬ- и НУ-, а также приставку ВЫ-. Исторически корень, конечно же, был, только в результате фонетических процессов и действия закона аналогии корень изменился и совпал с частью суффикса.

Аффиксальные морфемы – это не обязательные, факультативные морфемы. Могут вообще существовать слова без аффиксов – здесь, кашпо. К аффиксам относят приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

Корень – это обязательная в каждом слове морфема, содержащий в себе основной элемент их лексического значения. Например: вода/водный/водолаз/водица/наводнение. Все эти однокоренные слова при разнице в лексическом значении имеют общий элемент значения, связанный с корнем ВОД-.

Корни бывают свободными и связанными. Свободный корень– это корень, который может употребляться в слове без приставок и суффиксов, окончание не в счет. Дом, вода, летний (лето), бежать (бегу), хитрец (хитрый). Чтобы определить свободный или связанный корень, надо подобрать однокоренное слово, где бы такой корень употреблялся только с окончанием или в чистом виде (для неизменяемых слов).

Связанный корень употребляется только в соединении с суффиксами и приставками. Например: свергнуть/отвергнуть/низвергнуть; добавить/прибавить/убавить; причал/отчалить; обуть/разуть. Многие корни стали связанными в результате исходного слова, имевшего свободный корень. Так, в современном русском языке в слове скудость содержится связанный корень, так как ушло из языка слово СКУДЫЙ со свободным корнем.

 

Билет 7. Имя существительное как часть речи в современном русском литературном языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Реализация компетентностного подхода при изучении русского языка в школе

Имя существительное.

Лексико-грамматические разряды имен существительных:

а) личные и неличные существительные;

б) собственные и нарицательные существительные;

в) неодушевленные и одушевленные существительные;

г) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, которая имеет категориальное значение предметности, обладает морфологическими категориями рода, числа и падежа и выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Предметность как категориальное значение понимается широко. Это и название конкретных предметов, вещей: дом, ракета, карандаш, окно, лампа, платье; название явлений природа: гроза, ветер, ураган, цунами: название событий: война, история, катастрофа; название лиц: человек, мужчина, сестра, Василий Теркин, космонавт; название живых существ: птица, корова, свинья; название совокупности живых существ, лиц, предметов: воронье, учительство, малинник, дубняк; название признаков: белизна, синь, красота, ширь, доброта; название действий: бег, взлет, наблюдение; географические названия: Москва, Россия, Арал.

Этот перечень тематических групп существительных может быть продолжен. Можно конкретизировать уже названные тематические группы и выделить внутри них определенные подгруппы. Например, в группе «названия живых существ» можно вычленить подгруппы: 1) названия птиц, 2) названия животных, 3) названия рыб, 4) названия пресмыкающихся.

Значение предметности позволяет различные лексические значение обобщать и мыслить как предметные, как название субстанции, носителей признаков.

Грамматические категории рода, числа и падежа выделяют и в других частях речи (прилагательные, местоимения), но как зависимые категории, согласующиеся с категориями имен существительных. Эти грамматические категории являются средством выражения предметности. Род – это постоянный признак, а число и падеж – переменные признаки. Имя существительное изменяется по числам и падежам, то есть склоняется. Склонение противопоставляет существительное глаголу – спрягаемой части речи.

Существительное в предложении может выполнять любую функцию, но чаще бывает подлежащим или дополнением. Например:

Полночь и свет знают свой час.

Полночь и свет радуют нас.

В сердце моем – призрачный свет.

В сердце моем – полночи нет.

В функции сказуемого, определения и обстоятельства имя существительное употребляется с ограничениями: не может быть простым сказуемым, не может быть согласованным определением, не все падежные формы выступают в функции обстоятельства.

По семантике и морфологическим свойствам имена существительные объединяются в лексико-грамматические разряды (ЛГР). Это группы слов на основе общности лексического значения и морфологических признаков. ЛГР свидетельствуют о взаимосвязи и взаимозависимости лексики и морфологии.

Выделяют следующие ЛГР:

1. Имена существительные собственные и нарицательные.

2. Имена существительные личные и неличные.

3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

4. Конкретные и абстрактные существительные.

5. Вещественные и собирательные.

Деление на собственные/нарицательные является первым классификационным свойством имен существительных.

Нарицательные существительные являются обобщенными названиями однородных предметов: трактор, трава, лещ, слон, голова, книга, злость, восстание, факт.

Собственные существительные – это названия отдельных, одиночных в своем классе предметов. Среди них можно выделить тематические группы:

1) имена, фамилии, отчества людей Вера, Надежда, Любовь, Иванов, Петров, Константин Дмитриевич Бальмонт;

2) клички животных Тузик, Пушок, Каштанка;

3) географические названия Байкал, Перу, Чад, Канада, Азия;

4) названия исторических событий Великая Отечественная война, Ренессанс, Классицизм;

5) названия художественных произведений «Преступление и наказание», «Коммерсант», «Новый мир»;

6) названия магазинов, кафе, клубов, театров «Подиум», «Аленка», «Юность», «Спутник»;

7) астрономические названия Венера, Марс, Водолей, Рак;

8) сорта и марки различных предметов «Волга», «Мишка на севере»;

Семантические различия между собственными и нарицательными существительными отражаются и в грамматических различиях. Большинство нарицательных существительных имеют формы единственного и множественного числа и могут изменяться по числам: сестра – сестры, дом – дома, береза – березы, берег – берега. Имена собственные могут употребляться либо в форме единственного числа, либо в форме множественного. Поэтому они не изменяются по числам. Например, Сокольники, Афины, Альпы (употребляются в форме мн.ч.); Петербург, Ниагара, Европа (в форме ед.ч.). Если собственные существительные, обладающие только формой ед.ч., употребляются во множественном числе, то это связано с изменением их семантики. Так, форма Петровы обозначает множество однофамильцев либо лиц, находящихся в родственных отношениях род Петровых. А фраза В классе несколько Вер указывает на несколько тезок. Лексемы Обломовы, Маниловы, Чичиковы называет несколько лиц, имеющих общие черты характера. Говорят, что в этом случае имена собственные называют тип людей.

Граница между собственными и нарицательными существительными подвижна. Нарицательные существительные могут пополняться за счет собственных и наоборот. Так, в разряд нарицательных перешли бывшие собственные кольт, наган, галифе, шанель, вальс-бостон. Есть имена собственные, восходящие к нарицательным Орел, Рыбы, газета «Искра». В этом случае говорят о лексико-семантическом способе словообразования, в результате которого образуются омонимы. При переходе собственных имен в нарицательные расширяется семантический объем слов, так как они обозначают не единичный предмет, а целый класс однородных предметов. Сравните: Октавиан Август/месяц август. При переходе нарицательных имен в собственные меняются грамматические свойства, эти существительные могут утрачивать способность изменяться по числам. Можно сказать два орла, но * пять городов Орлов. Имя собственное Волк, например Надежда Волк, утрачивает способность изменяться по падежам.

Анализом имен собственных занимается ономастика.

В лингвистике выделяется также особая группа личных имен существительных. Личные имена существительные называют лицо по характерным признакам:

1) по физическим признакам великан, карлик, здоровый, больной;

2) по национальности латыш, литовец, армянин;

3) по профессии учитель, слесарь, банщик;

4) по политическим убеждениям либерал, коммунист, атеист;

5) по месту жительства квартирант, курянин, москвичка;

6) по родству брат, сестра, мать, отец, бабушка;

7) по половому признаку мужчина, женщина, юноша, девушка.

Названия лиц – это продуктивная группа имен существительных.

Неличные существительные называют не лиц – растения, животных, мебель, камни. Граница между личными и неличными существительными подвижна. Слово голова в прямом значении называет орган человеческого тела, в переносном значении переходит в разряд личных существительных: «Ну, ты голова!».

В категории одушевленности/неодушевленности отражается противопоставление живой и неживой материи, поэтому уже в начальной школе учащиеся легко определяют одушевленные и неодушевленные существительные, используя семантический критерий. К одушевленным они относят названия лиц и животных: человек, лиса, птица, дочь, лось, дежурный, сазан. Это в основном существительные мужского ил женского рода. Существительные ср.р. немногочисленны: дитя, существо, подмастерье; лицо (=человек), субстантивированные прилагательные и причастия животное, млекопитающее, насекомое; слова на –ище: страшилище, чудище.

В качестве определяющего признака одушевленных существительных отмечается способность предметов, которые они обозначают, самостоятельно передвигаться, перемещаться. В школьной практике одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – что?

Семантическая классификация не совпадает с научными представлениями: в науках о природе к живой материи относят также растения. В лингвистике нельзя опираться только на семантический критерий. Следует принимать в расчет и грамматический фактор, особенно в тех случаях, когда семантический и грамматический критерии противореча друг другу, как в слове покойник. По семантике это неодушевленное существительное, по грамматике – одушевленное.

В соответствии с грамматическим критерием у одушевленных существительных форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. У неодушевленных – форма В.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. мн.ч. Сравните:

И.п. Деревья, горы, реки, стада И.п Люди, гуси, свиньи, лисы
Р.п Деревьев, гор, рек, стад Р.п. Людей, гусей, свиней, лис
В.п Деревья, горы, реки, стада В.п Людей, гусей, свиней, лис
  И.п.=В.п. неодушевленные существительные   Р.п.=В.п одушевленные существительные

В спорных случаях, когда морфологический критерий противоречит семантическому, опираться необходимо на морфологический критерий. Так, по логике вещей слова мертвец, покойник, кукла, туз, ферзь, валет должны быть неодушевленными, но по грамматическим свойствам они ведут себя как одушевленные. Сравните:

И.п. Мертвец, покойник, куклы, туз, ферзь, валет
Р.п. Мертвеца, покойника, кукол, туза, ферзя, валета
В.п. Мертвеца, покойника, кукол, туза, ферзя, валета

Итак, форма В.п. совпадает с формой Р.п., следовательно, эти существительные одушевленные.

В случае омонимии или многозначности слова необходимо учитывать лексическое значение слова: живой или неживой предмет оно обозначает. Сравните: вижу Орел (город) – неодушевленное; вижу орла (птицу) – одушевленное. Позвать дворника (одушевленное)/включить дворник (неодушевленное). Вижу огромный пень/Этого пня ничему не научишь. Прогневать Марса/полеты на Марс.

Употребляются как неодушевленные существительные тип, образ, характер, называющие действующих лиц в художественных произведениях характеризовать образ Евгения Онегина//характеризовать героя романа.

Наблюдаются колебания в отнесении к одушевленным/неодушевленным существительных, называющих микроорганизмы: микроб, бацилла, бактерия, вирус. Допустимы выражения: рассматривать вирусы/вирусов в микроскоп, уничтожать бактерий/бактерии, исследовать микробы/микробов. Говорят, что данные существительные имеют 2 формы В.п. В профессиональной среде данные существительные употребляются как одушевленные, в непрофессиональной – как неодушевленные. Существительные народ, толпа, войско неодушевленные.

Нарицательные имена существительные бывают 4 типов: отвлеченные – конкретные, вещественные, собирательные.

Конкретные и абстрактные существительные различаются по семантике. Конкретные называют предметы и явления действительности, существующие в виде отдельных экземпляров и особей. Отвлеченные существительные обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака: бег, ходьба, сварка, изучение, строительство (дома), синева, желтизна, духота. Семантика абстрактных существительных не допускает представлений о счете. Семантические различия проявляются и в грамматических свойствах.

Конкретные существительные могут сочетаться с количественными числительными: две тетради, четыре реки, семь гусей. Конкретные существительные могут изменяться по числам: берег – берега, книга – книги, дерево – деревья, брат – братья.

Отвлеченные существительные не могут сочетаться с количественными числительными, не изменяются по числам и употребляются только в ед.ч. Некоторые абстрактные существительные используются во мн.ч., если приобретают конкретное значение. Но тогда наблюдается сдвиг в семантике таких слов: радости жизни, мирные инициативы (= конкретные предложения), красоты природы (=красивые картины), Фетовские чтения. В этом случае они приобретают способность сочетаться с количественными числительными: Знаю я сладких четыре отрады; немного терпения, немало глупостей сказал, много внимания.

Отвлеченные существительные имеют морфемный показатель, так как образуются при помощи суффиксов с абстрактным значением: -ость/-есть, --от,- изн,- ев, -ниj, -тиj, -ств, -изм, -ациj: реализация, беззащитность, красота, желтизна, развитие, синева, низина, разоружение, канцеляризм.

Разновидностью конкретных существительных являются существительные единичные (сингулятивы), образованные с помощью суффиксов –ин-/инк со значением ‘единичности’. Эти существительные обозначают единичный экземпляр, выделенный из однородных предметов: горох – горошина, хворост – хворостина, роса – росинка, жемчуг – жемчужина, снег – снежинка, пух – пушинка.

Вещественные существительные обозначают вещества:

1) химические элементы и соединения вода, водород, гелий, бензол;

2) сельскохозяйственные культуры овес, ячмень, горох;

3) пищевые продукты масло, молоко, сметана;

4) стройматериалы гипс, гипсокартон, глина;

5) лекарства аспирин, микстура.

Вещества можно измерять, но не считать. Отличительными признаками вещественных существительных являются следующие:

1.неизменяемость по числам, употребление только в форме ед.ч. или мн.ч. тесто, глина, лед, железо//сливки, духи.

2.форма мн.ч. обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу красные и белые глины, минеральные воды, нержавеющие стали;

3.несочетаемость с количественными числительными *две грязи, *три стали;

4.сочетаясь со словами меры, употребляются в форме ед.ч. килограмм мяса, много теста//много конфет.

Собирательные существительныеобозначают совокупность однородных предметов и лиц как одно неделимое целое. Выделяются тематические группы:

Совокупность лиц Совокупность животных Совокупность растений Совокупность предметов
Студенчество, учительство, знать, братство, матросня Мошкара, воронье Лозняк, дубняк, ботва, орешник, осинник Аппаратура, хлам, мусор, мебель, старье, тряпье

Большинство собирательных существительных имеет производные основы. Они образованы либо безаффиксным способом: зелень, ветошь, нечисть, либо при помощи суффиксов –ур, -ство, -ник, -няк, -j, -ат: аппаратура, старостат, секретариат. Есть несколько непроизводных слов: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать. В этих существительных значение собирательности является компонентом их семантики.

Собирательные существительные не изменяются по числам, имеют только форму ед.ч. и не сочетаются с количественными числительными. Нельзя сказать *две профессуры.

Четкой границы между ЛГР нет. Бывает так, что в разных значениях слово относят к разным разрядам. Например:

· У дороги рос дуб. (прямое значение, конкретное существительное)

· Отделка дома под дуб. (вещественное значение)

Иногда конкретные существительные в ед.ч. могут приобретать значение собирательности: «Рысь живет, как правило, в тайге». В данном случае имеется в виду не одна особь, а тип.

Трудно провести границу между вещественными и собирательными существительными. Недаром ученые говорят о промежуточном разряде – вещественно-собирательных существительных: хвоя, помои.

Способ разграничения: если можно образовать единичное существительное с суффиксом ин/инк, то это слово следует отнести к вещественным существительным. Например: хвоя →хвоинка, снег → снежинка, помои → *помоинка (собирательное.

Методологические подходы к обучению русскому языку стали складываться в 19 веке.Первой книгой по МПРЯ стала монография Ф.И. Буслаева «Преподавание отечественного языка». Буслаев считает, что не следует излишне теоретизировать на первых ступенях обучения. Однако все современные УМК как раз чрезмерно насыщены теоретическим материалом, за исключением учебников Рамзаевой и Канакиной.

Буслаев утверждает, что нельзя развивать только умственные способности, преподавание родного языка должно быть эмоциональным. Рецепт прост: читайте, комментируйте прочитанное. Одна басня Крылова предложит материала больше, чем специальные пособия.

Буслаев сформулировал главную проблему методики обучения грамматике: как объяснить маленькому ребенку, что есть имя и что есть глагол, если он не имеет представления о действии и имени.

Принципы обучения, разработанные Буслаевым:

1) Практическая направленность обучения. Обучение должно начинаться наблюдения над языковыми фактами. Например:

2) Анализировать только те языковые явления, которыми ученик умеет пользоваться, поэтому не стоит изучать сослагательное наклонение в начальной школе.

3) Анализируя грамматические факты, не стоит забывать о смысловой стороне. Особенно это отчетливо проявляется при изучении предлогов: ткнул в место скопления островов/сделал вместо соседа, в течении реки/ в течение месяца.

Свой вклад развития методики обучения грамматике внес К.Д.Ушинский. Он утверждал, что можно научить правильно писать и по образцам без всякой теории, как писаря. Но такое обучение растянется на многие десятки лет, и каждое новое слово будет ставить грамотея в тупик. Поэтому одной из целей обучения русскому языку он считал усвоение грамматики. Грамотное письмо базируется на знании грамматики.

Современная МПРЯ оперирует следующими понятиями:

1. Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижения целей обучения.

Приемы обучения – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы.

Выбор метода обусловлен многими факторами:

спецификой учебного материала, возрастом учащихся, степенью их подготовленности, конкретными задачами работы и т.д.

Группировка методов.

1) С точки зрения организации учебного процесса:

а) сообщение учителем новых знаний;

б)беседа учителя и учащихся;

в)метод самостоятельной работы учащихся (под руководством учителя).

2) По источнику получаемых знаний:

а)словесные методы (объяснение учителя, работа с учебником);

б)наглядные методы (демонстрация учебных пособий, наблюдение);

в)практические работы (устные и письменные упражнения).

3) По конкретным задачам, стоящим перед учителем:

а) сообщение новых знаний;

б)закрепление знаний, автоматизация;

в)учет, проверка знаний, умений и навыков.

В настоящее время в современных школах в работе по обучению русскому языку младших школьников отдается предпочтение эвристическим методам (в сравнении с догматическими – методами получения готовых знаний): проблемному, поисковому и частично-поисковому, исследовательскому. Особенно популярен в современной начальной школе проблемный метод, который позволяет воспитывать у младших школьников аналитическое мышление, основы творческой деятельности.

Например, по улице, но по площади;

В тетрадке, но в тетради;

В кроватке, но в кровати.



2015-12-13 5344 Обсуждений (0)
Билет 6. Морфема. Морфемный состав слова. Характеристика морфем. Методы и приемы изучения морфемики и словообразования в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет 6. Морфема. Морфемный состав слова. Характеристика морфем. Методы и приемы изучения морфемики и словообразования в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)