Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Г. Справочники и словари



2015-12-13 1354 Обсуждений (0)
Г. Справочники и словари 0.00 из 5.00 0 оценок




План №1

Основные этапы развития русского литературного языка

Вопросы (презентация реферативных сообщений на 5 минут).

  1. Русский язык в кругу славянских языков.
  2. Создание славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. Глаголица и кириллица.
  3. Основные этапы истории русского литературного языка:

а) старославянский язык;

б) литературный язык древнерусской народности (XI-XIV вв.);

в) литературный язык Московского государства (XIV-XVII вв.);

г) литературный язык периода формирования русской нации (XVII – первая половина XIX в.):

╴ русский язык в Петровскую эпоху, реформы Петра I,

╴ деятельность М.В. Ломоносова в сфере становления системы норм литературного языка,

╴ спор карамзинистов и шишковистов;

╴ А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.

д) русский язык в советскую эпоху.

  1. Активные процессы в современном русском языка (конец ХХ– начало XXI вв.)

Литература

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 35-58.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания).

3. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию. – Минск, 1989.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1995. С. 81-86, 107-122.

5. Виноградов В.В. Литературный язык // Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1978. – С. 288-297.

6. Энциклопедия «Русский язык». – Изд. 2-е / Гл. ред. Караулов. – М.: Научное издание «Большая российская энциклопедия», Издательский дом «Дрофа», 1997.

 

 


 

 

Практическое занятие № 2

Русский язык и культура речи

Вопросы для подготовки

1. Культура речи как учебная дисциплина, ее цели и задачи.

2. Язык и речь. Различия между понятиями «культура языка» и «культура речи».

3. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.

4. Взаимосвязь культуры речи и культуры языка.

5. Речевая деятельность. Формы и типы речевой коммуникации.

6. Виды речевой деятельности.

7. Модель речевой коммуникации.

 

 

Литература

1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов, - Ростов н/Д: Феникс, 2001., Гл. 2, 3. 4.

3. Головин Б. Л. Основы культуры речи. - М: Высшая школа, 1988.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н.Ширяева - М.: НОРМА-ИНФРА-М., 1998. § 2,3, 6-9.

5. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. Гл. 1 – 3, 17, 18.

6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. С. 7 – 80.

7. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. Гл. 6 – 15, 19.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Академия, 2002. § 40 – 45.

9. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. §§7 – 10.

9. Любые другие учебники и пособия по русскому зыку и культуре речи.

 

 

Практическое занятие № 3

Общенародный русский язык и его разновидности

А. Теоретическая часть

1. Понятие об общенародном языке.

2. Признаки литературного языка и его разновидности. Литературный язык и язык художественной литературы.

3. Устная и письменная формы русского литературного языка.

4. Территориальные диалекты русского языка.

5. Просторечие.

6. Социальные и профессиональные жаргоны. Арго.

 

Б. Практическая часть

Задание 1. С помощью словарей распределите приведенные ниже слова на группы в соответствие со сферой употребления.

Рыбарь, пимы, деяние, арбитраж, грядущий, мимикрия, шкот, гузка, зерцало, пужнуть, грымза, дармоед, депозит, баз, деревенщина, дерзание, задворок, ортодокс, закосить.

Задание 2. Найдите в примерах слова ограниченного употребления. Укажите, каково их значение, а также где (в авторской речи, в диалогах героев) и как (с пояснением, без пояснений) они использованы.

1. – Скоро ли станция, ямщик? – Не скоро еще, – до метели вряд ли доехать, – вишь закуржавело как, сивера идет. ...К вечеру становится все холоднее. Слышно, как снег под полозьями поскрипывает, зимний ветер – сивера – гудит в темном бору... (Кор.). 2. Мне случалось раза два в лето приезжать в Грязнуху со специальной целью поохотиться на гусей, укрывающихся по «ситникам» и «лавадам» озера Вежая. Ситник – высокая и жесткая трава, похожая на камыш; ею зарастают озерные берега на большое пространство, иногда в несколько верст. Из ситника же образовались живые плавучие острова – это и есть лавады (М.-С). 3. Сотник рванулся, в воздухе повис стонущий крик: «Сполох! Изме...» (Шол.). 4. – Нет, нет, – поспешно ответила Нина. – Мне очень хорошо. Неужели мы с тобой в Тригорском?... Они прошли в столовую. Там две деревенские девушки кормили лыжников обедом. Девушки говорили по-местному: «Цорный хлеб», «Цай», «Опоцка». Этот цокающий говор казался необыкновенно милым (Пауст.). 5. – Дай сказать-то! Кончу я молоть, тогда ты засыпешь, а зараз слухай! (Шол.). 6. Над болотом – лава. Шириною в три доски, она уходит вдаль... (Сол.). 7. Токсическое (отравляющее) действие пенициллина еще не было полностью изучено в те годы, и ни один человек на земле не имел никакого представления, убьют ли эти дозы Володю или вернут ему жизнь (Кас.). 8. Ее завораживали их таинственные названия – морена, гнейсы, аркозовые песчаники, карбоны (Кетл.). 9. – Любил я больно работу, – говорил он, – у меня эдак завсегда. Да не для себя одного робил. Я боевой был. Для общества радел. Я больно людей-то жалел (И. Смольников).

В. Литература

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 58 – 72; 265 - 272

2. Лопушанская С.П. Общенародный язык // Вестник ВолГУ. – Серия 2. – Вып. 1. – 2001. – С. 7 – 19.

3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 15 – 20.

4. Русский язык / Под ред Л.Л. Касаткина. – М., 2005. – С. 111 - 128.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 17 - 18.

6. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 31 - 37.

7. Шмелев Д.Н. Литературный язык и язык художественной литературы // Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М., 2002. – С. 653 – 672.

Г. Справочники и словари

1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

2. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1999.

3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

4. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1999.

 


 



2015-12-13 1354 Обсуждений (0)
Г. Справочники и словари 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Г. Справочники и словари

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)