Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальная структура общества в узком смысле – совокупность социальных групп, общностей, институтов в определенной зависимости, связи и развитии. Один и тот же человек включен в разные группы одновременно. Социальная стратификация – это строение, определенное положение относительно друг друга социальных слоев; система, включающая в себя множество социальных образований, представители которых отличаются неравным объемом власти, богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Буквально «стратификация» означает слоистое, неоднородное строение общества. Основоположниками теории стратификации можно назвать Уорнера, Дарендорфа, Сорокина и др. Согласно этой теории общество делится на страты: высшая, средняя, низшая, между которыми существует иерархическая зависимость, означающая, что положение одних групп лучше положения других. Социальный слой – это группа людей, имеющих одинаковый по какому-либо признаку (деньги, власть, образование) доступ к ресурсу. Построить полную стратификационную картину общества невозможно, так как бесконечно много социальных признаков, по которым можно производить выделение социальных страт. Основой стратификации выступает дифференциация- ) — это разделение общества на различные социальные группы, занимающие в нем разное положение. Критерии стратификации: Доход – количество денежных поступлений на человека или семью в определенный промежуток времени. Богатство – накопленные доходы, выраженные в деньгах или имуществе. Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность и поведение других людей при помощи авторитета, силы, права и т.д. В сложных обществах власть институциализированна, т.е. охраняется традицией, законом, открывает доступ к социальным благам. Образование – получение знаний и навыков через систему социальных институтов. Престиж Во взглядах на неравенство существует две основные точки зрения: 1. Это несправедливое социальное устройство, которое ведет к возникновению конфликтов. 2. Это естественное состояние общества, которое стимулирует конкуренцию, усиливает стремление способных людей к продвижению в значимые слои общества. Основные теории стратификации:
Главный критерий стратификации – социальный престиж, т.е. оценка социальной важности общественным мнением. Страты разделяются стилем (образом жизни). Еще одно важное отличие – доступ к власти и возможность на нее влиять. Веберовский подход, базирующийся на престиже и власти более многомерен и дает больше возможностей оценить реальности социальной жизни, поэтому сейчас это основной подход в социологии. Исторические типы стратификации: Рабство – один человек выступает собственностью другого. Каста – соц. группа, основанная на принадлежности по рождению. Пожизненно закрепляла человека в определенной страте. Сословие – соц. группа, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Класс – соц.группа, объединенная на основе важнейших социальных интересов.
Современные критерии стратификации: Физикогенетический (пол, возраст) Этатократический (etat – государство) – положение во властно-государственной иерархии. Социально-профессиональный – значимость профессии. Культурно-символический – различный доступ к значимой информации. Культурно-нормативный – престиж, возникающий в результате сравнения норм и стиля жизни в разных социальных группах. Социально-территориальный – город-деревня, столица-провинция.
Статусные положения индивидов в обществе не являются раз и навсегда неизменными. Любой из членов общества хотя бы раз в течение жизни меняет свое статусное положение. Социальная мобильность – изменение статусов людей и групп в социальной структуре общества. Важнейшими типами социальной мобильности являются вертикальная игоризонтальная, а также индивидуальная и групповая. Вертикальная мобильность имеет место тогда, когда изменение социального положения индивида или группы сопровождается понижением (нисходящая) или повышением (восходящая) его статуса (из одной страты в другую). Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения без понижения или повышения статуса (внутри одной социальной группы). Индивидуальная мобильность – изменение положения индивида в системе стратификации (смена статуса). Коллективная (массовая) мобильность – изменение группы в социальной стратификации (депортация народа, структурное изменение общества). Основными каналами («социальными лифтами») социальной мобильности являются армия, церковь, образование. К дополнительным относят средства массовой информации, партийную и общественную деятельность, накопление богатства, выгодный брак, миграцию (эмиграцию, иммиграцию) Возведение социальных барьеров, ограничение доступа в группу – социальная клоузула (закрытие). В молодом, быстро развивающемся государстве развита вертикальная мобильность (петровские преобразования, революция 1917 года, перестройка). Но как только новые престижные места распределены мобильность замедляется, так как перераспределение мест проходит в своем круге. В США в высший класс поднимается не больше 7% из рабочей среды, 35% из среды юристов и политиков.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью – т.е. структурно неопределенным, промежуточным состоянием человека. Маргинал («побочный») – человек, исключенный из системы привычных социальных связей, находящийся на границе социальных слоев. Большое количество маргиналов в стране очень опасно, так как они становятся основной опорой тоталитарных режимов (СССР в 20-е годы, Германия 30-х) Типы маргиналов: Этномаргиналы (гастарбайторы) Социомаргиналы (незавершенность социального перемещения) Экономические (потеря средств к существованию) Политические (утрата общепринятых норм и ценностей политической культуры) Религиозные (секты) Биомаргиналы (инвалиды).
Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение, теряют социальную идентичность. Это ведет к росту агрессии, криминализации. Еще опаснее группа люмпен («лохмотья») – это «дно» общественной жизни – бомжы, бродяги, нищие. В этой среде легко зарождается экстремизм, отсутствует осознание ценности человеческой жизни. Человек, живущий в обществе, состоит с другими членами общества (как отдельными людьми, так и различными группами) в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, бытовых, творческих, родственных, дружественных и иных. Эти социальные связи между людьми и есть общественные отношения. Любое обществоможно рассматривать как социальную систему, для которой существует объективная необходимость упорядочитьпостоянно усложняющиеся связи и отношения, возможность удовлетворить интересы членов общества. Нормативное регулирование отношений является непременным условием развития общества, тем более, что обществу (как и любой системе) необходима упорядоченность отношений. Система нормативного регулирования общества –это совокупность взаимосвязанных норм, которые регламентируют поведение людей в обществе, регулируют их отношения между собой и объектами внешнего мира. Термин «норма» имеет два смысла. Первый: норма –естественное состояние какого-либо явления (процесса, отношения, системы и т.д.). Второй: норма – это определенный стандарт, образец, эталонповедения связанный с сознанием и волей людей в процессе человеческого общения. Второй смысл относится собственно к социальной норме. Социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, варианты, правила поведения людей в обществе. Признакисоциальных норм: 1. Социальные нормы являются общими правилами,т.е. правилами для всех членов общества и исходя из интересов общества (не имеют конкретного адресата). 2. Социальные нормы действуют непрерывно(до изменения или прекращения) и многократно. 3. Социальные нормы – это всегда результат волевой и сознательной деятельностью людей. 4. Социальные нормы направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. Виды социальных норм: Обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий. Традиции – набор обычаев, привычек передаваемых из поколения в поколение. Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления о добре и зле. Правовые нормы – формально определенные правила поведения, санкционированные и установленные государством и обеспеченные его принудительной силой. Религиозные – сформулированы в священных книгах. Политические – регулируют отношения между гражданами и государством, между социальными группами. Эстетические – закрепляют представления о прекрасном и безобразном.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |