Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная стратификация и социальная мобильность



2015-12-13 4276 Обсуждений (0)
Социальная стратификация и социальная мобильность 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная структура общества в узком смысле – совокупность социальных групп, общностей, институтов в определенной зависимости, связи и развитии. Один и тот же человек включен в разные группы одновременно.

Социальная стратификация – это строение, определенное положение относительно друг друга социальных слоев; система, включающая в себя множество социальных образований, представители которых отличаются неравным объемом власти, богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Буквально «стратификация» означает слоистое, неоднородное строение общества. Основоположниками теории стратификации можно назвать Уорнера, Дарендорфа, Сорокина и др. Согласно этой теории общество делится на страты: высшая, средняя, низшая, между которыми существует иерархическая зависимость, означающая, что положение одних групп лучше положения других.

Социальный слой – это группа людей, имеющих одинаковый по какому-либо признаку (деньги, власть, образование) доступ к ресурсу.

Построить полную стратификационную картину общества невозможно, так как бесконечно много социальных признаков, по которым можно производить выделение социальных страт.

Основой стратификации выступает дифференциация- ) — это разделение общества на различные со­циальные группы, занимающие в нем разное поло­жение.

Критерии стратификации:

Доход – количество денежных поступлений на человека или семью в определенный промежуток времени.

Богатство – накопленные доходы, выраженные в деньгах или имуществе.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность и поведение других людей при помощи авторитета, силы, права и т.д. В сложных обществах власть институциализированна, т.е. охраняется традицией, законом, открывает доступ к социальным благам.

Образование – получение знаний и навыков через систему социальных институтов.

Престиж

Во взглядах на неравенство существует две основные точки зрения:

1. Это несправедливое социальное устройство, которое ведет к возникновению конфликтов.

2. Это естественное состояние общества, которое стимулирует конкуренцию, усиливает стремление способных людей к продвижению в значимые слои общества.

Основные теории стратификации:

  1. Марксистская. Главная форма – общественный класс, который определяется по признаку отношения к собственности на средства производства. Таким образом, в каждом обществе существовало два основных класса – собственники и не имеющие собственности (рабовладелец – раб, феодал – крестьянин, капиталист – рабочий). Отношения между классами всегда носят антагонистический характер и порождают классовую борьбу. Маркс выдвинул гипотезу, согласно которой, с развитием капитализма численность рабочих и их значение в жизни общества будет неуклонно увеличиваться, пока не станет преобладающей. Эта гипотеза была опровергнута временем.
  2. Функционалистическая. Стратификация связана с профессиональным разделение труда и неравным вознаграждением. Это необходимый социальный механизм, который гарантирует обеспечение наиболее важных для общества профессий наиболее квалифицированными кадрами.
  3. Стратификация по М. Веберу.

Главный критерий стратификации – социальный престиж, т.е. оценка социальной важности общественным мнением. Страты разделяются стилем (образом жизни). Еще одно важное отличие – доступ к власти и возможность на нее влиять.

Веберовский подход, базирующийся на престиже и власти более многомерен и дает больше возможностей оценить реальности социальной жизни, поэтому сейчас это основной подход в социологии.

Исторические типы стратификации:

Рабство – один человек выступает собственностью другого.

Каста – соц. группа, основанная на принадлежности по рождению. Пожизненно закрепляла человека в определенной страте.

Сословие – соц. группа, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Класс – соц.группа, объединенная на основе важнейших социальных интересов.

 

Современные критерии стратификации:

Физикогенетический (пол, возраст)

Этатократический (etat – государство) – положение во властно-государственной иерархии.

Социально-профессиональный – значимость профессии.

Культурно-символический – различный доступ к значимой информации.

Культурно-нормативный – престиж, возникающий в результате сравнения норм и стиля жизни в разных социальных группах.

Социально-территориальный – город-деревня, столица-провинция.

 

Статусные положения индивидов в обществе не являются раз и навсегда неизменными. Любой из членов общества хотя бы раз в течение жизни меняет свое статусное положение. Социальная мобильность – изменение статусов людей и групп в социальной структуре общества.

Важнейшими типами социальной мобильности являются вертикальная игоризонтальная, а также индивидуальная и групповая.

Вертикальная мобильность имеет место тогда, когда изменение социального положения индивида или группы сопровождается понижением (нисходящая) или повышением (восходящая) его статуса (из одной страты в другую).

Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения без понижения или повышения статуса (внутри одной социальной группы).

Индивидуальная мобильность – изменение положения индивида в системе стратификации (смена статуса).

Коллективная (массовая) мобильность – изменение группы в социальной стратификации (депортация народа, структурное изменение общества).

Основными каналами («социальными лифтами») со­циальной мобильности являются армия, церковь, образование. К дополнительным относят средства массовой информа­ции, партийную и общественную деятельность, накопле­ние богатства, выгодный брак, миграцию (эмиграцию, иммиграцию)

Возведение социальных барьеров, ограничение доступа в группу – социальная клоузула (закрытие).

В молодом, быстро развивающемся государстве развита вертикальная мобильность (петровские преобразования, революция 1917 года, перестройка). Но как только новые престижные места распределены мобильность замедляется, так как перераспределение мест проходит в своем круге. В США в высший класс поднимается не больше 7% из рабочей среды, 35% из среды юристов и политиков.

 

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью – т.е. структурно неопределенным, промежуточным состоянием человека.

Маргинал («побочный») – человек, исключенный из системы привычных социальных связей, находящийся на границе социальных слоев.

Большое количество маргиналов в стране очень опасно, так как они становятся основной опорой тоталитарных режимов (СССР в 20-е годы, Германия 30-х)

Типы маргиналов:

Этномаргиналы (гастарбайторы)

Социомаргиналы (незавершенность социального перемещения)

Экономические (потеря средств к существованию)

Политические (утрата общепринятых норм и ценностей политической культуры)

Религиозные (секты)

Биомаргиналы (инвалиды).

 

Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение, теряют социальную идентичность. Это ведет к росту агрессии, криминализации.

Еще опаснее группа люмпен («лохмотья») – это «дно» общественной жизни – бомжы, бродяги, нищие. В этой среде легко зарождается экстремизм, отсутствует осознание ценности человеческой жизни.

Человек, живущий в обществе, состоит с другими членами общества (как отдельными людьми, так и различными группами) в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, бытовых, творческих, родственных, дружественных и иных. Эти социальные связи между людьми и есть общественные отношения.

Любое обществоможно рассматривать как социальную систему, для которой существует объективная необходимость упорядочитьпостоянно усложняющиеся связи и отношения, возможность удовлетворить интересы членов общества.

Нормативное регулирование отношений является непременным условием развития общества, тем более, что обществу (как и любой системе) необходима упорядоченность отношений.

Система нормативного регулирования общества –это совокупность взаимосвязанных норм, которые регламентируют поведение людей в обществе, регулируют их отношения между собой и объектами внешнего мира.

Термин «норма» имеет два смысла. Первый: норма –естественное состояние какого-либо явления (процесса, отношения, системы и т.д.). Второй: норма – это определенный стандарт, образец, эталонповедения связанный с сознанием и волей людей в процессе человеческого общения.

Второй смысл относится собственно к социальной норме.

Социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, варианты, правила поведения людей в обществе.

Признакисоциальных норм:

1. Социальные нормы являются общими правилами,т.е. правилами для всех членов общества и исходя из интересов общества (не имеют конкретного адресата).

2. Социальные нормы действуют непрерывно(до изменения или прекращения) и многократно.

3. Социальные нормы – это всегда результат волевой и сознательной деятельностью людей.

4. Социальные нормы направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

Виды социальных норм:

Обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий.

Традиции – набор обычаев, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления о добре и зле.

Правовые нормы – формально определенные правила поведения, санкционированные и установленные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Религиозные – сформулированы в священных книгах.

Политические – регулируют отношения между гражданами и государством, между социальными группами.

Эстетические – закрепляют представления о прекрасном и безобразном.

 



2015-12-13 4276 Обсуждений (0)
Социальная стратификация и социальная мобильность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная стратификация и социальная мобильность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)