Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2014 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов всех форм обучения
Екатеринбург РГППУ Учебно-методический комплекс дисциплины «,Безопасность жизнедеятельности». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 50 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы.
Одобрен на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от 31.01.2014 г. № 7. .
Рекомендован к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 10.02.2014 г. № 5.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины – формирование у будущих педагогов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. Основная задача дисциплины – вооружить обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: · освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения; · освоения теоретических основ безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, основ физиологии и рациональных условий труда, анатомо-физиологических последствий воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха; · идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; · разработки и реализации мер защиты человека и среды его обитания от негативных воздействий; · прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций; · обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; · принятия решений по защите учащихся, персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и от применения современных средств поражения; принятия мер по ликвидации их последствий; оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Профессиональный цикл». Основное содержание изучаемой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» охватывает различные стороны безопасной жизнедеятельности человека: организацию безопасного производства; охрану труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Это имеет большое значение для выпускников вуза (бакалавров) – организаторов учебно-педагогического процесса. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здоровьесберегающего образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом основных закономерностей физиологии и гигиены труда. При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Для усвоения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплин «Биология», «Химия», «Физика», «Основы безопасности жизнедеятельности»: Из курса «Биология»: Знания: структурных уровней и свойств живого, отличительных особенностей и общих черт организации животного и растительного, прокариотического и эукариотического организма, основ генетики, эмбриологии, теории эволюции, экологии. Умения: самостоятельно работать с учебной, научной, научно-методической и справочной литературой; диагностика состояния параметров внешней среды, безопасного взаимодействия с биотическими и абиотическими компонентами среды обитания. Владения: методами изучения растительного и животного мира, оборудованием для биологических исследований. Из курсов «Химия» и «Физика»: Знания: строение материи, основные физические и химические законы существования и развития материи; Умения: самостоятельно работать с учебной и справочной литературой Владения: методами физического и химического исследования. Из курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: Знания: основы гигиены, современные представления о здоровье и здоровом образе жизни, вредных факторах внешней среды. Умения: профилактика вредных привычек, организация рационального питания. Владения: методами оказания первой помощи. Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения «Безопасность жизнедеятельности» необходимы для дальнейшего изучения следующих учебных дисциплин: «Социология», «Поликультурное образование», «Психология влияния и информационных процессов», «Толерантность в образовательном пространстве», «Конфликтология в системе образования».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» способствует формированию следующих компетенций: а) общекультурные (ОК): · способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); · владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); · способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); · выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11). б) профессиональные компетенции: · способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
По окончании изучения курса студент должен: Знать: · теоретические основы безопасности жизнедеятельности; профессиональную лексику; · последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов, принципы их идентификации; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности; · чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и принципы защиты населения от их последствий; принципы защиты населения в мирное и военное; время; места и роли комплекса международной безопасности в современной мировой политике и международных отношениях; · современные средства поражения, средства индивидуальной и массовой защиты; принципы организации гражданской обороны в образовательных учреждениях. Уметь: · направлять саморазвитие и самовоспитание личности; использовать терминологию, применяемую в курсе безопасности жизнедеятельности; выбирать оптимальную модель поведения с учетом реальной ситуации; ориентироваться в выборе средств и методов обучения; · самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; составлять документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче; · выявлять и оценивать результаты работы обучаемых; разрабатывать содержание обучения; планировать и проводить различные виды занятий по обучению и воспитанию в образовательных учреждениях НПО, СПО и дополнительного образования; использовать полученные знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса. Владеть: · методами изучения условий труда, оценки и прогноза функционального состояния организма и влияния на него опасных и вредных факторов; · технологией проектирования, организацией проведения теоретических и практических занятий; речевым этикетом, принятым в обществе; · способами рациональной организации учебно-производственного процесса и обеспечения техники безопасности.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
Продолжение табл.2
Продолжение табл.2
Окончание табл. 3
4.3. Содержание дисциплины Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, социальная. Взаимодействие человека с окружающим миром – понятие о деятельности человека. Труд - высшая форма деятельности. Условия деятельности. Характерные состояния взаимодействия человек с техносферой. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация. Причинно-следственная связь опасностей. Методы анализа опасностей, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов». Критерии безопасности техносферы. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого риска. Риск системный, личностный. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей (подотраслей) по принципу профессионального риска. Остаточный риск технических систем и (или) несанкционированные действия оператора - причины техногенных аварий и катастроф. Управление риском, экономические методы управления. Принципы обеспечения безопасности, их методологическое значение. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация. Средства обеспечения безопасности - коллективные, индивидуальные, требование к средствам индивидуальной зашиты. Роль и задачи педагога в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов, организации и проведении работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |