Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации летней педагогической практики в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова



2015-12-13 769 Обсуждений (0)
Особенности организации летней педагогической практики в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация летней педагогической практики в ПГУ имени М.В.Ломоносова предусматривает специальную подготовку студентов к работе в детских оздоровительных лагерях, которая ведется в течение семестра (подготовительный период). В подготовительный период летней педагогической практики осуществляется система различных по содержанию, характеру и уровню мероприятий:

  • определение базовых детских оздоровительных лагерей, заключение договоров с администрацией детских оздоровительных лагерей;
  • распределение студентов по конкретным базовым детским оздоровительным лагерям;
  • изучение факультативного курса «Академия вожатского мастерства»
  • самостоятельная работа студентов по составлению и сбору методической копилки, в которую входят: игры (различной направленности), считалочки, загадки, названия отрядов и девизы, разработки отрядных и общелагерных мероприятий;
  • проведение инструктивно-методического лагеря для студентов II курса, выезжающих на работу в детские оздоровительные лагеря;
  • работа “Школы интересных каникул”, организуемая в рамках инструктивно-методического лагеря;
  • встреча-беседа студентов с администрацией детских оздоровительных лагерей, в которых им предстоит пройти практику;
  • проведение допуска-зачета к работе в детских оздоровительных лагерях для студентов II курса;
  • проведение стартовых конференций на факультете по летней педагогической практике;
  • знакомство студентов со своими базовыми детскими оздоровительными лагерями, участие в подготовке лагеря к приему детей, встреча с сотрудниками лагеря, первый педагогический совет, семинар по подготовке студентов для работы в конкретном лагере.

Летняя педагогическая практика является важнейшим звеном в системе непрерывной педагогической практики студентов, ставя их перед необходимостью творчески организовывать воспитательную работу с детьми во внешкольных условиях, сознательно используя при этом профессиональные знания и умения.

Летняя педагогическая практика обладает целым рядом специфических особенностей:

1. Впервые студенты проходят практику в условиях загородного детско-оздоровительного лагеря в период летних каникул, когда нет учебного процесса, отсутствует непосредственное влияние на школьников семьи, различных коллективов и дружеских объединений.

2. Впервые практика выступает и как самостоятельная работа студентов; они включены в штатное расписание детского оздоровительного лагеря, соблюдают трудовую дисциплину, получают заработную плату, на них распространяется действие соответствующих законодательных документов. Студенты не только организуют воспитательную работу с детьми, но и несут юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей.

3. Студенты становятся полноправными членами педагогического коллектива воспитательного учреждения, каким является детский оздоровительный лагерь, вступают во взаимодействие с другими его службами, с администрацией лагеря.

4. Важной особенностью летней педагогической практики является то, что она осуществляется в различных типах лагерей: санаторные лагеря, профильные лагеря, загородные центры, лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря детских общественных организаций, военно-спортивные лагеря, детские воспитательно-оздоровительные центры и т.д.

Таким образом, специфика данного вида практики определяется тем, что это единственная практика, представляющая собой полный и завершенный период социально-педагогической деятельности. Студенты не внедряются в уже организованный процесс, как это происходит в других видах практики, а сами участвуют в создании, организации, совершенствовании форм летнего оздоровительного отдыха детей. Здесь в большей степени по сравнению с другими видами практики есть возможность проявления собственного творчества и инициативы студентов. Все это сочетается с большой долей ответственности не только за результаты собственной деятельности, но и собственно за жизнь и здоровье детей.

Особенностью данного вида практики является также и то, что деятельность организуется в условиях временного детского коллектива. Это значит, что за короткий период летней смены группа детей, созданная формально, обретает совместный опыт взаимодействия, обогащающий их отношения, способствующий превращению этих отношений в неформальные. Залогом успешности работы педагога с временным детским коллективом является опора на следующие ценностные приоритеты: благоприятная эмоциональная атмосфера; ненасильственное сосуществование детей; соблюдение социальных норм и правил; поддержка индивидуальных интересов и развитие детского творчества.

Одним из эффективных способов воспитательной деятельности в условиях летнего отдыха является организация разновозрастных первичных коллективов. Они могут быть как постоянными по составу, так и временными (Совет дела, Совет лагеря, редколлегия и т.п.) Педагогический потенциал межвозрастного взаимодействия реализуется через одновременное взаимное влияние детей с разным запасом знаний и опыта при положительном эмоциональном контакте. Разные возможности и потребности детей имеют большее поле соприкосновения, так как создают условия для посильной деятельности через взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимовлияние. Исходя из того, что во взаимодействие вступают дети с разным уровнем знаний, жизненным опытом, духовным миром, в совместной деятельности эти факторы становятся движущей силой развития как каждого в отдельности, так и сообщества в целом – разновозрастного коллектива.

Обстановка в лагере существенно отличается от школьной и домашней еще и тем, что создает возможность постоянного общения с природой. Природные факторы, гармонично вплетенные в воспитательный процесс, окажут не только оздоровительный эффект. Близость к природе позволит осуществить экологическое просвещение, расширить познания в области естественных наук, а также создать благоприятный фон для эмоционального и эстетического развития детей.

Важную роль в организации воспитательного процесса играет максимальное использование той социальной среды, в которой расположен лагерь. Знакомство с историческими местами, особенностями культурных традиций, видами производств в данной местности несомненно обогатят социальный опыт воспитанников.

Задача педагогов в детском ла­гере — реализация всех этих возможностей.

Все эти особенности обусловливают специфику задач, содержания и организации летней педагогической практики. На основе применения и закрепления знаний и умений, полученных при изучении педагогики, психологии и других дисциплин, а также опыта, приобретенного в ходе предшествующей практики, решаются задачи дальнейшей профессиональной подготовки студента:

  • знакомство с современным опытом организации отдыха и воспитания школьников в детских загородных оздоровительных центрах;
  • овладение методикой воспитательной работы в условиях детских оздоровительных лагерей;
  • приобретение опыта самостоятельного создания временного детского коллектива, организация повседневной жизнедеятельности воспитанников, осуществление индивидуального подхода к ним;
  • овладение профессиональными знаниями и умениями вожатого;
  • приобретение опыта реализации единых педагогических требований.

Содержание практики

Задание Виды деятельности Форма отчетности
1. Сбор информации о ДОЛ, детях, педагогическом коллективе. Знакомство с территорией лагеря, педагогическим коллективом, личными данными детей, проведение беседы с ними, организация знакомства друг с другом. Характеристика ДОЛ с анализом возможностей оздоровительной работы с детьми; список педагогического коллектива; развернутый список детей.
2. Адаптация к жизни ДОЛ, создание временного детского коллектива Проведение организационного сбора отряда, включение детей в выборы органов самоуправления, определение основных режимных моментов в жизни лагеря. Анализ режима дня лагеря с точки зрения возможностей оздоровления детей, их социализации, обретения нового опыта
3. Планирование деятельности на период смены Проведение диагностики пожеланий детей, лидерских качеств детей Развернутый план работы на смену по направлениям деятельности детей, а также с точки зрения педагогической целесообразности
4. Организация и проведение воспитательных мероприятий Разработка и проведение 3 воспитательных мероприятий с учетом интересов и опыта детей и подростков Методическая разработка мероприятия с самоанализом
5. Наблюдение за детьми, развитием их взаимоотношений Применение различных форм и методов деятельности по организации жизнедеятельности детского коллектива; наблюдение за одним воспитанником или микрогруппой Методическая копилка   Регулярные наблюдения в дневнике
6. Методическая работа в педагогическом коллективе Участие в методической работе педагогов: планерки, совещания, совет лагеря. Подготовка сообщения на одном из методических совещаний   Самоанализ своего выступления
7. Анализ и подведение итогов работы Проведение итоговых сборов отрядов, диагностики впечатлений детей; продумать и осуществить награждение детей за их успехи и вклад в коллективные результаты Анализ степени реализации поставленных задач
8. Анализ хода и обобщение результатов практики Самоанализ педагогической деятельности, определение соответствия итогов смены поставленным задачам практики Ø Педагогический дневник Ø Отчет о практике

 



2015-12-13 769 Обсуждений (0)
Особенности организации летней педагогической практики в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности организации летней педагогической практики в Поморском государственном университете имени М.В.Ломоносова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)